Командир эскадрильи Юрий Ивлиев, один из 280 уроженцев Узбекистана, которым присвоено звание Герой Советского Союза ! Имена многих узбекистанцев, отдавших свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны, сейчас, к сожалению, позабыты. Это результат стремительно бегущего времени - все-таки после великой Победы прошло уже 74 года, а также не очень внятной политики последних лет, когда все советское у нас пытались предать забвению.
А ведь тогда было немало славных и героических страниц, которыми нынешние поколения узбекистанцев должны гордиться. Юра родился в Ташкенте, здесь окончил школу, увлекался авиамоделизмом. Как и все мальчишки того времени, мечтал стать летчиком и свою мечту осуществил. После окончания школы в 17 лет поступил в авиационное училище в Оренбурге, где и застала его Великая Отечественная война.
На фронте молодой ташкентский паренек оказался в сентябре 1942 года и за короткий период прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи. Он успешно и неутомимо бомбил вражеские железнодорожные эшелоны и склады с горючим, уничтожал самолеты фрицев - на земле и в воздухе, ликвидировал 500 немецких солдат и офицеров. В октябре 1944 года за сражения в небе Белоруссии ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А свой последний бой отважный ташкентский летчик провел над Кенигсбергом в январе 1945 года, где он совершил настоящий подвиг. Немецкие зенитки подбили его самолет, и он начал гореть. Пилот, который, несмотря на молодость, совершил уже более 120 боевых вылетов, понимал - до своих никак не дотянуть. Вариантов действий было немного - или выброситься из горящей машины с парашютом, остаться в живых и наверняка попасть к фашистам в плен, или … Пилот, которому было всего 21 год, выбрал другое - он направил горящий самолет в место скопления гитлеровцев. И через несколько мгновений раздался мощный взрыв, уничтоживший десятки фрицев и танки врага. Но погиб и отважный советский летчик, совершивший наземный таран. …Ревущий самолет, пикирующий к земле, скопления вражеских танков и солдат, огонь, взрыв и… вечность.
Конечно, мы уже никогда не узнаем, о чем думал мужественный ташкентский летчик в те последние мгновения жизни, когда его крылатая машина неотвратимо неслась навстречу гибели. Возможно, перед ним пронеслась тогда вся его короткая жизнь и, конечно же, родной город, ташкентские улочки, любимая школа, родные и друзья. Он ушел «не долюбив, не докурив последней сигареты» всего за три месяца до Великой Победы. Но почему война так безжалостна! Наверное, за этот подвиг Юрий Ивлиев должен был получить свою вторую Золотую звезду Героя Советского Союза (посмертно), но…
… В молодости мне часто приходилось проезжать в общественном транспорте остановку в Ташкенте, где кондукторы и водители объявляли - «улица Ивлева» (именно в таком чуть исковерканном виде). Потом, когда узнал чье это имя, был просто потрясен подвигом нашего юного земляка в годы Великой Отечественной войны. На днях, когда писал этот материал, решил побывать на этой улице, хотя знал, что она еще в 2010 году переименована.
Сел в такси и сказал: улица Ивлиева. К моему удивлению молодой водитель без всяких расспросов четко привез меня по этому адресу. Вот ведь как - уже несколько десятков лет нет человека, нет даже улицы с его именем, а память о нем все равно жива! Она теперь называется Кичик Мирабад, и изменилась неузнаваемо. Крутые бутики и великолепные здания, шикарные машины в ее начале - вряд ли бы Юра, окажись он здесь и сейчас, узнал бы родную улицу. Но все же я бреду по ней, словно надеюсь на какое-то чудо.
И вот после бутиков и магазинов на одном из новых домов вижу то, что, наверное, очень хотел увидеть - табличку «Ивлиева кучаси». Причем строение не старое и надпись новенькая, так что это не случайность, это позиция. Через пять шагов - снова это название, а потом вновь - «Ivleva street». После этого как-то потеплело на душе, словно я краешком сердца соприкоснулся с легендой, имя которой Герой Советского Союза капитан Юрий Ивлиев. А потом увидел, что жители этой улицы сохраняют трогательную верность старому названию - таких табличек я насчитал больше двадцати, в то время как новых названий - всего три-четыре. Причем, они красуются и на вновь возведенных особняках. И на всех вывешенных объявлениях на столбах - тоже написано «Улица Ивлева» …
И я подумал, что это не просто верность старому названию, нет, в эти таблички вложена гордость за своего юного земляка, который жил здесь когда-то, в них отражено искреннее восхищение перед его ратным подвигом, перед мужеством и героизмом юного ташкентского летчика. И подумалось также, что было бы справедливо вернуть этой улочке ее прежнее название - имя Героя Советского Союза, командира эскадрильи, капитана Юрия Ивлиева. Это было бы реальным воплощением принципа «Никто не забыт, ничто не забыто!», которому вроде бы мы стремимся следовать.
Источник