Русское либеральное общественное мнение совершит огромную ошибку, если оно будет упорствовать в отрицании за Россией характера национального государства или, вернее, национальной империи. Этим оно в целом ряде вопросов обрекает себя на бессилие. Я даже вполне уверен, что только такой общественный национализм сможет сделать невозможным реакционное использование национального принципа и вообще нездоровые проявления национализма.
Есть только одна почва, на которой можно усиленно бороться с такими проявлениями, это - безоговорочное признание национального начала. Вы хотите, чтобы были соблюдаемы местные особенности. Устраните самую мысль, что вы желаете поступаться ради этого началом общенациональным. Так должна рассуждать русская интеллигенция. Только став на такую почву, она сможет внести примирение в борьбу национальных притязаний в Империи, и в частности только на этой почве возможны разумные решения в области малорусского вопроса. Тогда не придется опасаться хозяйничанья «союзников» в Галиции. Ибо эта опасность будет существовать лишь до тех пор, пока эти элементы будут являться единственными представителями обще-национального начала в этом крае, а либеральные элементы будут бояться - исповедывать общерусскую культуру и с сознанием великой культурной задачи и великого исторического права пропагандировать общерусский язык.
И я утверждаю это вовсе не только в том смысле, что только такая позиция приемлема в данный момент для власти. Нет. Это и по существу единственно правильная позиция, и даже более того: только тогда, когда русское образованное общество, проникнутое в общем либеральными идеями, станет на такую позицию, оно явится силой, с которой будут считаться настоящим образом и власть, и областные движения.
В частности, по украинскому вопросу я не могу не повторить одной основной мысли: пока в русской литературе и публицистике русскими авторами будет с «либеральной» точки зрения оспариваться бытие и высшая национальная ценность общерусской культуры, общерусского языка, - до тех пор именно в малорусском вопросе и у нас, и в Галиции русский либерализм будет явно бессилен. Именно из той позиции, на которую с усердием, достойным лучшего дела, желают теперь поставить русскую интеллигенцию, должна, как неизбежное следствие этой позиции, получиться в Галиции после ее присоединения к России лишь печальная картина единоборства между украинцами-радикалами с их несомненно сепаратистскими тенденциями и местными силами противоположного направления. Между тем, присоединение Галиции потребует широчайшей и глубочайшей работы национального объединения, в которую русская интеллигенция должна была бы вложиться, как решительная носительница общенационального русского начала.
Только в качестве таковой она и сможет это сделать и не только по «внешним» причинам, а именно потому, что для Галиции с присоединением к России не может не начаться это приобщение к общерусской культуре. И кто примется за это приобщение с сознанием великой культурной задачи и великого исторического права на нее, тот ее осуществит, будет ли он стоять в лагере правых или левых, националистическом или либеральном.
Но самая постановка малорусского или украинского вопроса, какая господствует до сих пор в русской либеральной печати, делает невозможным настоящее участие русской интеллигенции в этом деле. Ибо эта постановка в сущности исключает самую цель, как основную и верховную. И нельзя тут говорить только о задаче «государственного» объединения, ибо тут ставится задача прежде всего культурно-объединительная.
В русской (восточной) Галиции потребуется широчайшая культурно-устроительная и социально-политическая работа в новых рамках русского бытия этого края. Он должен найти и найдет своих устроителей, откуда бы они ни пришли, из бюрократии, или из либерального общества. Если русский либерализм своим отрицанием задачи приобщения Галиции к общерусской культуре, которая и есть общенациональная русская стихия, поставит себя вне этого устроительства, тем хуже будет для русских либералов. Но это будет худо и для всего русского развития, ибо русский либерализм есть необходимая и законная стихия русской жизни, и всякие его ошибки, - а позицию, занимаемую большинством либералов и, в частности, руководящими деятелями партии народной свободы в так-называемом «украинском вопросе», я считаю ошибочной, - по моему глубокому убеждению, не могут не отражаться вредно на всем ходе русской жизни.
Петр Струве, Биржевые ведомости, № 14560, 17-го декабря 1914 г. - Петроград, 1914.