Русские военнопленные на пристани в Иокогаме
Портсмутский мирный договор, подписанный по окончании русско-японской войны 23 августа 1905 г., определил дальнейшую судьбу более 70 тысяч русских военнопленных. Статья XIII гласила, что с момента вступления договора в силу производится взаимный обмен пленными, для чего назначаются специальные комиссары. Правительства Японии и России представляют документально подтвержденные счета об их прямых расходах "на попечение и содержание пленных с момента взятия в плен или сдачи и до смерти или возвращения". Пребывание русских пленных на чужбине обошлось царскому правительству в 46 миллионов рублей золотом.
Российский государственный архив кинофотодокументов располагает уникальными фотографиями (453 снимка) о пребывании русских пленных в Японии, собранными и классифицированными французским консулом в Японии М. де Люси Фоссарье. Альбом (№ 164) поступил в архив в составе других фотодокументов по русско-японской войне в 1930-е гг.
Фотодокументы позволяют судить о четкой системе организации японской стороной жизни и быта русских военнопленных, выразившейся в создании разветвленной сети лагерей, специальных госпиталей, медицинском обслуживании, питании, условиях содержания, этапировании и транспортировке пленных.
Часть лагерей формировались как промежуточные, затем военнопленные перемещались в места длительного содержания. Лагеря располагались в 29 населенных пунктах, среди них города Иокогама, Киото, Кумамото, Мацуяма, Осака, Фукуока и др. Большинство пленных жили в шатровых палатках, постройках барачного типа. Для высшего офицерского состава выделялись храмовые помещения. Также отдельно содержались низшие чины и офицерский состав в госпиталях. Умерших от ран хоронили с воинскими почестями. Для отправления религиозного культа были оборудованы православные и католические храмы. Уделялось внимание и досугу пленных.
Ниже публикуется несколько фотографий из указанного альбома. Все они сделаны в 1905 г.
Группа матросов, в том числе крейсера "Варяг", в лагере для русских военнопленных
Внутренний вид временного барака для пленных русских офицеров лагеря в Мацуяме
Подполковник Сабулков проводит занятие для рядового состава в школе лагеря русских военнопленных в Мацуяме
Матросы в часы досуга в лагере для русских военнопленных в Фукуоке
Раненые офицеры принимают солнечные ванны. Госпиталь лагеря русских военнопленных в Мацуяме
Похороны лейтенанта Яцевича. Лагерь русских военнопленных в Кумамото
Русские военнопленные на борту судна "Тамбов" перед отправкой на родину
Документы РГАКФД
Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 6 (2005 г.)
Источник Фото, вероятно, постановочные, но некоторое представление дают.
"Мнения историков и самих военнопленных в вопросе о транспортировке, содержании и отношении к военнопленным разнятся.
Многие офицеры в мемуарах и дневниках утверждали, что на передовой, во время транспортировки русских пленных, и в местах постоянного содержания японцы не всегда относились подобающим образом к русским военнопленным.
Однако имеют место и противоположные мнения офицеров в вопросе о положении военнопленных. Отмечаются корректное и благосклонное отношение конвоя и врачей; уважение Японцев к русским солдатам".
Подробнее здесь:
http://journalpro.ru/articles/russkie-voennoplennye-v-yaponii-1904-1905-gg/