XIX век - русская и европейская вышивка

Nov 12, 2019 17:09



Летом 2017 года в Пушкинском музее проходила выставка вышивки XIX века русских и европейских образцов "Приятно для меня трудиться для тебя...".

На выставке я побывала, но фото у меня тогда получились очень некачественными (фото делала  "мыльницей" и в павильоне было  не слишком светло), поэтому   тогда пост я не оформила, но желание это сделать со временем не пропало.  Только  сейчас  мне удалось подобрать фотоматериалы,  часть из сети, в том числе с использованием некоторых своих (помогло изучение  Фотошопа).
Выставка проходила в  "Садовом  павильоне"  Пушкинского музея,  его интерьер  оформлен  в ампирном стиле,  как раз в стиле убранства  домов  русского дворянства этого же периода.  Все  представленные экспонаты  вышивок были из фондов музея.

1. Вход в Садовый павильон Пушкинского музея:





2.


Вышитые картины были непременной частью украшения жилых  и парадных комнат, как в городских особняках, так  и домов  загородных имений дворян.

Занятие вышивкой входило в обязательный  набор домашнего  дворянского воспитания  - рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все - и  хозяйка дома, и ее дети, и слуги. Со  временем  мастерицы совершенствовались в ремесле: одни пользовались специальными пособиями с узорами и образцами; некоторые даже  сочиняли сюжеты  вышивок сами.
Был еще один вид вышивок, довольно сложный,   - снимали  копии   с репродукций картин  из любимых книг со широкоизвестными   живописными  и значимыми произведениями и по ним делали  вышивки.

В собрании музея есть  и на выставке были представлены две  такие большие  вышивки с  историческими сюжетами, прототипами   которых послужили популярные среди современников  художественные полотна.

Это  вышивка "Петр I на Ладожском озере" -  сделана с оригинала  картины Карла Карловича Штейбена. Эта картина    на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был  по ней выполнен гобелен (гобелен сейчас находится  в Санкт-Петербурге).
И  не менее сложная  вышивка  -  по полотну "Битва  при Ваграме" -   это картина    прославленного французского художника Ораса Верне (оригинал хранится в Лувре).

Картина "Петр I на Ладожском озере" (на выставке картины и гобелена не было, привожу  в качестве  примера  оригинала):

3.


4. Гобелен "Петр I на Ладожском озере":



5. Вышивка "Петр I на Ладожском озере":



6. Фрагмент вышивки "Петр I на Ладожском озере":



7. Картина "Битва  при Ваграме" (тоже пример оригинала, на выставке не было):



8. Вышивка "Битва  при Ваграме" слева на стене:



9. Вышивка "Битва  при Ваграме":



10. Далее 2-а фрагмента вышивки "Битва  при Ваграме":



11.


12. Вышивка "Портрет Наполеона" и ее фрагмент (ниже на фото  она на левой стене справа от дивана):



13.


Искусство рукоделия, имея к тому времени   многовековую  историю,  не угасало  и развивалось в течение  всего XIX столетия. На него влияла мода  и  ход истории,  смена  художественных стилей.

Яркие   примеры  вышивок в стиле "бидермейер" с включением   элементов неоготических  и ренессансных    подходов - это  три полотна выставки:
-  "Украшение невесты" - переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года (см. последнее фото №48);
-  "Юный дворянин с ружьем" и "Юная дворянка с соколом" по оригиналам  полотен Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности  этих работ  способствовал отец художника - Людвиг Вильгельм Виттих,  он был  известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.

14. 15. Вышивка "Юный дворянин с ружьем" и ее фрагмент:





16. Фрагмент вышивки "Украшение невесты",  полная репродукция на плакате   по этой вышивке - последнее фото поста №48:



17. Вышивка по картине "Юная дворянка с соколом":



Сюжетной основой большинства вышивок являлись образцы,  имевшие широкое хождение и  издававшиеся в Германии, Австрии, Франции, их  привозили   из этих стран в Россию.

Особенно легко было работать   мастерицам  в так  называемых "счетных" техниках -  это вышивки крестом, полукрестом и бисером.

На выставке  были представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.
На выставке   представлены были  не только вышитые картины, но и бытовые  предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха - все они  были украшены вышивкой,  это говорит  о широком применении  вышивок  и   о высоком  уровне искусства рукодельниц.

В период расцвета "альбомной культуры" (каждая уважающая себя дама  или девица имели альбом, в который  гости делали записи стихов, пожеланий). Прямо на бумажных страницах  альбомов  дамы вышивали венки, послания и небольшие сюжеты -  это  требовало  поистине  ювелирного  мастерства.

Вышивка использовались   также для  украшения тканей,   использовавшихся как для обивки мебели,   так и для   одежды. Исключительный  экспонат  выставки  -  отрез белого батиста, тонко и красиво расшитый  мелкими цветами.
Прежде чем кроить ткань, ее  вышивали  согласно модным тенденциям и вкусам заказчика - и  просто  кусок белого полотна "превращался" в расшитую ткань, предназначенную для какого-нибудь легкого прогулочного или бального платья. Долгий поиск фасона, модели, рисунка и цвета  в итоге  придавал неповторимость каждому  дамскому туалету.

18. 19.Подушка и валик  с отделками  вышивкой:



20. Вышитая ткань:



21. На витрине под стеклом видно, какой большой кусок ткани расшит:



22.



Среди вышитых изделий  есть несколько особо ценных мемориальных предметов:

- это сумочка для рукоделия, принадлежавшая княгине  Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина;
- бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта;
- воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина;
- портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.

23. Эти фото и ниже - воротнички:



24.



25. Схема  на бумаге для вышивки собачки:



26. Портмоне:



27. Папка:



28. Шкатулка, на крышке вышивка в виде венка из сказочных животных и букетов в вазах:



29.



30. Картина:



31. 32.



33. 34.



35.



36.



С развитием  рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы   в соответствии со   вкусами и умениями мастериц.

В собрании  есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное  настенное панно с выпуклыми цветами в виде  помпезной вазы. Оно выделяется в общем ряду вышивок жанровых,  с историческими  сюжетами, портретов, цветочными венками,  домашними животными - своей композиций.
Исполнительница  этого панно - "Мадам Т. Захарова". Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению   не воображаемую, а  реальную глубину и объем, также как  объемные  листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений.
Стремление к  естественности является важным  при воплощении  замысла  и  только знание языка и символов цветов может помочь разгадать  глубинно заложенный в композиции  смысл  (скоро  выйдет  пост  о  "языке цветов", irina_co).

Рукоделие XIX века является   источником  изучения быта и  культуры  того времени, в  этом  прикладном искусстве нашли отражение мировозрение, стиль и мода  той эпохи.
"Живопись иглой", выполненная с одной стороны, со вкусом и знанием академических правил или, с другой, напротив,  просто и лубочном наивном стиле, но искренне, доставляет    радость и наслаждение!

37. Объемная вышивка в виде букета и ниже ее фрагмент:



38.



39. Написано на табличке  под вышивкой -  "Поэт Пушкин":



40. Вышивка  "Поэт Пушкин" на стене:



41. Далее фото вышивок "из под фотошопа", сделанных мыльницей;  это подушка:



42.



43.



44.



45.



46.



47.


48. На плакате выставки  - репродукция  вышивки   "Украшение невесты":



Инф. источники здесь, здесь, здесь.

______________________________________

Стиль в исскустве Бидермейер

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) - художественный стиль, распространённый в 1815-1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму "Готлиб Бидермейер", который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как "простодушный, обывательский". В целом псевдоним означает "простодушный господин Майер".

Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления "бюргерской", "мещанской" среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта.
Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер - искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.

Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I - читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры - столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными стилями, так в Великобритании основывается "Викторианский стиль", в России "Николаевский ампир", "Романтизм" во Франции и т.д.
Инф. о стиле отсюда

____________________________________

Ваграмская битва - генеральное сражение Австро-Французской войны 1809 года, произошедшее 5-6 июля 1809 года в районе села Ваграм, возле острова Лобау на Дунае.
Являлясь наступательной  как со стороны французов, так и со стороны австрийцев при значительно меньшей численности последних.
Наполеон Бонапарт разбил войска эрцгерцога Карла, тем самым завершив существование Пятой коалиции.

Москва, искусство, Россия, клуб по интересам, современность, Европа

Previous post Next post
Up