Бомбардировка русскими летчиками главной для мусульман святыни - города Мекка.

Oct 19, 2019 19:23


Даже в начале XX века такое не мог представить никто: «неверный» пилот в небе над Меккой! И не на самолёте-разведчике, а на бомбардировщике, мечущем вниз то гранаты, то бомбы, то прокламации. «Русский шайтан!» -


так прозвали его кавалеристы эмира Абдула-Азиза Аль Сауда. «Полковник Широков» - так представлялся он сам.

После завершения Гражданской войны тысячи прекрасно обученных русских военных оказались за границей. Без Родины, без командиров и без гроша в кармане. Все, что у них было, - это боевой опыт двух войн: Первой мировой и Гражданской. Что их ждало вдали от родной земли? Нищенское существование на дне чуждого им общества, работа швейцарами, таксистами и вышибалами.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что они соглашались стать наёмниками. Одни хотели показать себя в бою, другие - вырваться из нищеты. Что же касается пилотов Российской императорской армии, которые оказались за пределами империи, то у них была ещё одна мотивация - они просто хотели летать.

В промежутке между Первой и Второй мировыми войнами произошел ряд военных конфликтов отличавшихся интересными эпизодами, часто неизвестными широкой общественности. Показательным примером является бомбардировка русскими летчиками главной для всех мусульман святыни - города Мекка.

Союз Лондона и арабов

После поражения в Первой мировой войне туркам удалось сохранить под своим контролем часть территорий, на которых началось формирование национального государства. Остальные народы бывшей Османской империи занялись созданием собственных государств, что нередко сопровождалось межплеменной резней. Не стал исключением и Аравийский полуостров. За контроль над коренными землями арабских народов боролись и лидирующие европейские державы.

Англичане сделали ставку на королевство Хиджаз, чей правитель Хусейн ибн Али аль-Хашими еще в 1916 году объявил Стамбулу о своей независимости. Британцы, понимая, что их новым подопечным в межплеменной войне нужна поддержка, приступили к созданию мощных, по меркам кочевников, вооруженных сил. Особое внимание лондонские кураторы уделили авиации. Техника была, а вот пилотов решили вербовать не из британцев.

Русские на службе у арабов

Шпионы доложили королю Хусейну, что в Египте живут, сбежавшие от революции русские летчики и технические специалисты, которые работают таксистами в Каире и грузчиками в портах Александрии.

Когда в 1921 году к бывшему авиамеханику Максимову, крутившему баранку такси на раскалённых от жары кривых улочках Каира, подсел высокий, светлоглазый араб, Максимов если и удивился, то вида не подал. За годы он видел столько странного, что хватило бы на несколько жизней.

Клиент оказался разговорчив. Угадав по виду водителя, что тот русский, он предложил ему пообедать, а когда Максимов, решив, что его хотят нанять для неблаговидного поступка, отказался, настоял на своём, щедро высыпав в ладони таксиста горсть монет.

Обед оказался превосходным. «Случайный» спутник Максимова, не торопясь, объяснил, что он представляет интересы правителя Хиджаза (небольшого государства на Аравийском полуострове) короля Хусейна ибн Али аль-Хашими, который хотел бы нанять русских пилотов и авиамехаников для обучения местного персонала и организации авиаотряда, который был необходим для войны против соседнего государства Неджд.

Король уже ходил войной на Неджд, который возглавлял клан Саудитов, придерживающихся самого радикального течения ислама - ваххабизма, но был разбит, а конфликт всё ещё тлел.

В этой ситуации Хусейн хотел укрепить армию и создать авиаотряд, который помог бы ему в грядущей войне.

На аэродроме города Джидды находились военные самолёты, среди которых были два допотопных Airco DH.9, три старых Caudron G.4, разведывательный Royal Aircraft Factory B.E.2, истребитель-бомбардировщик Bristol F.2b и два английских Armstrong Whitworth A.W.38 Whitley, прозванных за неубиваемость «Большими дубами».

«Несложные задания, большие деньги, - соблазнял русского светлоглазый араб, - надо только собрать отряд профессионалов. Дело выгодное, вознаграждение большое, кроме того, король обещает каждому каменный дом в собственность».

И Максимов согласился.



Этим же вечером в одном из кафе собрались все белогвардейцы Каира, которые имели хоть какое-то отношение к авиации. Здесь были капитаны царской армии Бобров, Найденов, поручик Булацель и, конечно же, араб, который сделал офицерам предложение, от которого лётчики не смогли отказаться, - предложил им работу по специальности.

В книге «Русские штыки на чужой войне» говорится, что поиском и вербовкой офицеров руководил легендарный британский разведчик Лоуренс Аравийский. Специалисты столкнулись с нехваткой запчастей, плохим состоянием самолетов и непониманием местных руководителей принципов эксплуатации авиационной техники. За несколько недель капитан Максимов и его команда, перебрали имеющиеся в наличие неисправные машины и подготовили к полетам 9 самолетов. В декабре 1921 года русских пилотов привлекли к бомбардировке объектов королевства Неджд, которое воевало против Хусейна.

Через месяц на службу поступает еще одна группа летчиков и ремонтников. 10 января на смотре пилот Минчанок разбился, а спустя несколько недель разбился авиатор Юнгмейстер, а еще один летчик по фамилии Кузнецов заявил, что он не готов садиться за штурвал таких машин. Когда русские в апреле 1922 года отказались вылетать на бомбардировку войск Неджда, специалистов авиаотряда уволили.

С лета 1922 года войска Хиджаза стали проигрывать войны за главенство на Аравийском полуострове. Король решил снова возрождать свои ВВС вот только никто из иностранных специалистов больше не хотел сотрудничать с арабами.

Согласились только, испытывавшие нужду русские.

Бомбардировка Мекки

5 октября старый повелитель отрёкся от власти, а на престол взошел его сын - Али ибн Хусейн. Уже через неделю отряды Неджда отбили столицу Хиджаза Мекку. Молодой король стремился вернуть контроль над святыней. Летчик Николай Широков провел над Меккой разведывательные полеты, после чего получил приказ бомбить войска противника, расположенные в городе. Из-за нехватки снарядов удары следовало наносить переделанными для бомбометания пехотными гранатами. Широков согласился, но за дополнительную плату.

Самолеты засыпали арабов бомбами и поливали их пулеметным огнем. Эффект усиливался шумом двигателей, из-за которых верблюды сбрасывали всадников и разбегались по пустыне.

Арабские матери стали пугать детей «русскими шайтанами с неба», а награда за их головы росла каждый месяц.

18 января 1925 года по невыясненным причинам самолет полковника Николая Широкова разбился возле лагеря войск Неджа, а сам пилот погиб. По одной версии бомбардировщик упал из-за технических неполадок, по другой офицер стал жертвой удачного покушения. Голову «шайтана» насадили на копье и пронесли по ближайшим селениям.

После создания Саудовской Аравии новая власть продолжала использовать знания русских авиаторов, которые к 1927 году подготовили восемь летчиков арабов. После объединения Аравии, король Абдул Сауд решил присоединить к новому государству полудикие племена Йемена. В 1932 года йеменцам удалось подбить один из самолётов. Летчики из немцев и англичан отказались выполнять боевые вылеты.

Продолжать воевать согласился только русский авиаотряд.

Сауд приказал выпороть иностранных авиаторов, которых полностью заменил русскими специалистами.

источникhttps://www.yaplakal.com/forum3/topic1997425.html

прошлое, авиация, османы, доблесть, русские

Previous post Next post
Up