Если в Старом Свете древности, требующие больших масс твердеющих смесей, начали делать в эпоху чугуна - с рубежа 17-18 веков, то в Новом Свете, сколько ни смотрю, древности сплошь из эпохи стали. Чугун скорей исключение из правил, использован как "историческая память" о цеховом строительстве материальных объектов недавних исторических эпох. Ну и по-прежнему функционален, удобен и дешев. Хотя для более тонкого применения, нежели вот в таких брусках, штырях, швеллерах, мало годится. Самый прославленный памятник древних майя - Чичен-Ица, 10 век.
Явный каркас.
В чем проблема создателей истории. Без армирования любой массивный искусственный камень рассыплется еще при жизни строителя, невозможно его сохранить для ЮНЕСКО и человечества. Но армирование выдает себя тем, что крошатся и отпадают участки поверхности, близкие к металлическим частям. За ними надо постоянно следить хранителям памятников истории, своевременно подмазывать и подкрашивать, а на таких мега-объектах, как Чичен-Ица, уследить за всем априори невозможно.
Каркас открылся.
Глаз такие вещи не видит на такой фактуре. Но хороший объектив найдет.
Проволочные петли, часть заливавшегося каркаса.
Еще один зверь. Проволока в пасти.
Под основанием зверя видны петли и целые скрутки каркасины.
Чугун, без сомнений. В середине 19 века на постройке памятников доколумбовой эпохи еще применялся по старинке. А без чугуна такие конструкции в принципе держаться не будут, чугунные и стальные швеллеры во всех висячих древностях есть.
Тоже довольно известный зверь. Объектив находит проволоку каркаса в углу основания. Глазу - сложней.
В таком мусорном литье, как в Чичен-Ице, всегда можно найти и элементы держащего каркаса - справа, и посторонний хлам, попавший в бут. При мега-объемах не до качества смеси...
Это не сталь и чугун, а какой-то цветмет. В бут случайно попал.
В этой бутовке древних чего только не встретишь - вплоть до германских ложек и вилок из мельхиора...
А это стальная проволока каркаса, без сомнений. Качество смеси настолько низкое, что и она не удерживает от рассыпания.
*
Идиотов тесать и таскать каменюги таких форм, массы, в таких объемах, разумеется, не было. Ни у древних майя историков-академистов, ни у анунахов и працивилизаций историков-альтернатистов. Тесальщики есть только у ученых. Практически вся история сделана из твердеющей смеси.
Настоящая загадка истории: для чего ученых заставляют тесать камни вместо очевиднейшего литья?
Это вопрос, ставящий в тупик. Но только при непонимании истории как постановки внематричного цеха.
Внематрица, стоящая в истоке науки и научных учреждений, обязала всех историков повторять глупость вопреки очевидному, снабдила науку сведениями о "камнетесах сухановых" и "тягловых рабах", и оставила для себя свободу маневра и деятельности по созданию истории.
"Академические" тесания и таскания требуют огромной материально-организационный базы, волевого руководства, транспорта, логистики, трудовых ресурсов... Только серьезные империи могут себе позволить громадные массы рабочей силы, многие годы и десятилетия что-то рубящей, тешущей, таскающей в невероятных объемах на объекты для культа и пребывания управляющих персон. А литье, доступное малой группе при минимуме техсредств, спускает эти империи, культы и персон, из коих и состоит история, в трубу.
*
Сразу ответ всем будущим троллям, которые собрались троллить насчет ремонтов, по-умному реставраций. Это от большого недознания. Реставрируют, заменяя ветхие части из рассыпавшегося материала схожим, но явно отличающимся от древнего фрагмента материалом. Это принцип анастилоза, впервые примененный в реставрации афинского Акрополя и общепринятый в мире.
Ничего похожего в приведенных примерах нет. Показан каркас. Ремонтировать каркас невозможно, можно только разрушить памятник с каркасом и сделать заново.
Здесь ничего не реставрировали. Это Ушмаль, 10 век н.э.
Тот же Ушмаль. Фото 1862-63 годов. Сравнение с нынешним.
Чуть облетели лепные зубцы, приоткрыв металлический каркас, на который наносилась лепнина - слева от головы. Других изменений нет. Никто не реставрировал объект, внедряя чугунные арматуры.
Точно таким, как в 1860-х годах, Ушмаль, и конкретно этот объект, были и в год открытия - 1840-й. Город открыли английский художник Фредерик Кезервуд и американский юрист Джон Ллойд Стефенс, который в 1843 году издал о своих открытиях книгу, снабженную тщательными зарисовками объектов. На съемках 1860-х годов нет ни малейших изменений, кроме легкого обветшания, естественного за 20 лет. В том числе на сравниваемом объекте. Отлетели от мусорной стены несколько халтурно прилепленных плиток, более ничего.
Осыпается лепной "камень", лезет каркас. Плохо следят за наследием древних майя 6-9 веков.
Это мы рассматривали внешнюю отделку. Фото 1895-1902 гг показывают основу, которая отделывалась этим каркасным литьем с древнемайянской лепниной.
Основа мусорная. Раствор, бут, кирпичи в беспорядке. Возвели нечто, не имеющее аналогов в функциональном строительстве, к этой опоре пристроили опалубку - и погнали штамповать древнемайянское тесание. Делали памятник сразу как памятник. Постройка не для использования. Стоять это не будет. Оно и обвалилось, не прошло полвека. Открывателям и реставраторам пришлось единой командой укреплять халтуру строителей. Открывайте полные фото и любуйтесь. Ушмаль, а также еще один культовый город древнемайев Паленке (672 г н.э.).
На сладкое - пара снимков жанра "было-стало".
Великая пирамида Ушмаля. Хорошо видно, что было. Еще лучше - бетонно-цементные работы реставраторов 1960-х годов.
Холмик отпланировали, бетонную основу подвели, блочков кубических много тонн привези и садят их на раствор, рядок за рядком.
Строители, как видим, опять ошиблись. Без бетонного основания, просто на земле, никакие лестницы держаться не будут.
*
Снова Чичен-Ица, 10 век. 1860 год и современный вид.
На старом фото, над головой видны два штыря от аналогичной висюлины. Рухнула висюлина, как видно, еще у "древних майя", лет за 20 до фото. И как видно - вдребезги. Недолго думая, ученые решили снести часть верхнего этажа, похоже, так было проще, нежели открывать склеенную из мелких кусочков висюлину - голову Кецалькоатля.
*
Если поставить рядом фото пирамиды Кукулькана 1860 и 1890 годов, то по скорости роста деревьев на Храме Воинов на вершине пирамиды вполне определяется время посадки - между 1840 и 1850 годами.
То есть попадает - совсем уже мелко разжевываю - точненько на Республику Юкатан, сепаратистское государство, находившееся в блокаде всю свою девятилетнюю историю и соответственно мало доступное внешнему миру. Более удобного статуса не бывает для строительной деятельности цеха.
Видна также и достройка Храма в ходе открытия.
Доделали проем двери. Оконный проем заложили, сделав нишу в стене, сделали оконный проем поменьше.
*
И еще кстати. Есть редкие снимки 1895 года в Храме пирамиды Кукулькана. На них перекрытия из брусков, частично уцелевших. Калиброванных, обрезанных на пилораме. За полвека во влажном климате Юкатана они превратились в почти труху. Открывайте полное фото в новом окне и смотрите. На втором фото обратите внимание на арматуру в колонне на первом плане.
Еще вовремя не спрятанные разгадки загадок Чичен-Ицы, от фотографа Альфреда Мордсли, посетившего расчищаемый от джунглей древний город майя в 1889 году.
Смотрим на перекрытие. Это обрезной брус, опять же с пилорамы.
Еще пиломатериал времен Юкатанской Республики. Доживающий, все еще не рассыпавшийся за полвека во влажных джунглях))
Знакомый Храм.
Хотя, разумеется, не всем памятникам Чичен-Ицы повезло достоять до археологов с такими перекрытиями. Что бы это ни было, оно рухнуло. Бруски из кучи торчат.
А это сооружение, в котором сидит археолог, наверняка рухнуло из-за таких же сгнивших перекрытий. Куча хлама, кирпичей, балок осталась от стены и крыши прямо под ним.
Это же сооружение, вид сбоку.
Кецалькоатль его знает, что тут было. Но что бы ни было, оно до "открытия древнего города, затерянного в джунглях", не дожило. Сгнивший обрезной брус лежит прямо за сидящим археологом - видно, как продавился перед обрушением.
Какая-то не открытая малая пирамида осталась не открытой. Жаль. Хотя может и восстановили ее, только уже без лесоматериала с пилорамы, само собой...
* Раз уж мы про майя, то и предшественников не будем обижать.
Немножко фотографий с постройки Пирамиды Солнца, 100 года н.э. Крупнейшей в Мексике и одной из крупнейших в мире.
Сейчас археологическая Мекка Мексики Теотиуакан, Город Богов с его пирамидами, храмами, дорогами древних, включая головной памятник Пирамиду Солнца - фактический пригород Мехико-Сити. А в 1880-х годах, когда в Городе Богов появились первые археологи, это был земляной холм в одном дне пути от центра мексиканской столицы. Его только начали открывать-строить-благоустраивать.
Точно так же и точно такие каменные дороги делались на всех широтах, для всех времен. Цех един.
В 1905 году шурин диктатора Порфирио Диаса, фактический министр культуры, главный инспектор археологических памятников страны и, как сейчас пишут, археолог-любитель Леопольдо Батрес получил от зятя-диктатора госзаказ: раскопать и восстановить Пирамиду Солнца к 100-летнему юбилею начала борьбы за независимость страны, который намечалось всенародно праздновать в 1910 году, и огромное количество денег из государственной казны на выполнение этого заказа.
Этим и занимался министр-инспектор и "археолог-любитель", конвертируя средства госказны в широкий фронт работ и многие дела на "объекте восстановления". Провел железную дорогу к историческому холму, вывез тысячи тонн грунта, завез стройматериалов в объемах вроде того, платил рабочим гроши, успешно осваивал деньги на восстановление культурного символа страны, сделанного, как сейчас считается, из 2,5 миллиона кирпичей. До тех пор, пока в год векового юбилея начала борьбы мексиканского народа за независимость не началась революция, в ходе которой диктатора свергли, а в Теотиуакане прикрыли финансирование широкого фронта работ за казенный счет. Вслед за диктатором-зятем, сбежавшим писать мемуары в Париж, потерял свою должность и Леопольдо Батрес.
По окончании революции в 1917 году последователи министра-инспектора продолжили раскапывать и восстанавливать культурно-исторический символ страны и остальной Город Богов с храмами, малыми пирамидами и Дорогой Мертвых через весь Теотиуакан заодно, пока в 1960-х годах он не принял нынешний вид.
Сейчас Пирамида и окрестности представляют собой вот такую красотень.
Туристы любуются на красоту, поднимаясь на вершину величественного сооружения культурно-исторического центра страны. Эзотерики приобщаются на ней к космическим энергиям пирамид. Ученый мир костерит "археолога-любителя", "профана" и "мошенника, использовавшего служебное положение для того, чтобы вывезти из объектов Теотиуакана и продать уникальные артефакты древних культур", и клеймит за вандализм. Считается, что "любитель" восстанавливал Пирамиду с помощью бетона и случайных, высыпавшихся из древней кладки, привезенных издалека камней, плюс к тому безвозвратно уничтожил облицовку двух граней с уникальными барельефами древних создателей пирамид. При этом ни в каких документах, ни в фото-материалах ни единого следа кладки и облицовок нет. Равно как и верхнего уровня Пирамиды, "восстановленного" "профаном". На наш взгляд просто одним из цеховых создателей истории, прямо курировавшим несколько строек, сразу же перетекших в "реконструкции". Такая вот печальная история.
* Древняя Митла, город-памятник 200 года н.э. в мексиканском штате Оахака. Великий культурный и религиозный центр сапотеков, затем миштеков, который захватывал еще легендарный император ацтеков Монтесума II. Еще один культовый археологический объект, раскапывавшийся, изучавшийся и восстанавливавшийся под прямым кураторством глав-археолога мексиканских древних городов Батреса.
Фото 1862 года из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. Той самой, построенной на месте Кротонского резервуара, гранитный лом коего был вывезен на мол, где эмигрировавший советский скульптор-авангардист Эрнст Неизвестный вырезал в 1976 году несколько "ликов славянских богов" - Липовые лики богов на нью-йоркском ломе.
Вот такие вещи, как это новооткрытое археологами древнее здание, хочется просто поставить и любоваться.
Сейчас руины Митлы выглядят так.
И так далее - полный интернет фотографий от туристов и турфирм.
В 1862 году мы видим на месте одного из зданий полтора 2-тысячелетних блока с древнеиндейскими узорами, две колонны, две попытки стены, сложенных безобразным манером, бутом в раствор, и кучу привезенных и сваленных каменюк.
Нижний блок делали составным, наборным, из мелкодозированных плиточек, возрузив на основание из сверхмусорного бетона. Очень старались. Верхний блок - уже большой формой, с опалубным листом с тиснением. Когда рухнуло это "основание", высыпалась и половина нижнего блока...
Очень надежно строили древние культуры Мезоамерики...
Природный холм, который использовался для памятника, имеет скальное основание, затянутое обычным черноземным грунтом. К моменту этого фото строители выкопали небольшую ямку, под литье основания и стены, как видно. Видно, что в холме , там, где нет скалы, только грунт, больше ничего.
Камни привезены и свалены на холм.
Из холма, между сваленных камней и на не занятой камнями поверхности, растут одного возраста кусты. Не знаю, что это за кусты, но они тут могли вырасти никак не за века, а не раньше, чем несколько сезонов назад.
Цех мощно сэкономил на трудах. Сделали мизер - а остальное пусть ученые, археологи с реставраторами, строят!
Не случайно археолог-шурин с диктатором-зятем так отпаслись в государственной казне, что память об этом осталась на века)) При тогдашней мексиканской камарилье даже и закрытая от общественности, цеховая часть работы по строительству памятников истории исполнена минимально-формально, ниже всех понятий о качестве, абы как.
Еще один любопытный митлинский недодел, тот же 1862 год. Откройте полное фото и рассмотрите как следует.
Мы видим привычные мусорные стены ручной работы, такие же опоры под штукатурку и облицовку, строение полузасыпано опалубным грунтом, по обычаю предоставленным для разгребания "официальным" археологам. Интересно не это. На нижнем уровене, безобраного качества отлитые "тесаные блоки" либо блоки бетона с очевидностью поставлены. Коряво, как и принято в памятниках истории, делающихся сразу как памятники. Тем не менее, использован кран. Опорные части под перекрытие второго уровня и само массивное монолитное перекрытие второго уровня сделаны и стыкуются идеально, чего можно достичь только опалубным грунтом. Вместо дорогого и редкого по тем временам удовольствия - крана либо монтажа подъемного сооружения докрановой эры в виде системы балок и канатов, не менее дорогого и сложного, строители памятника решили воспользоваться самым тупым, примитивным, минимально технологичным способом, требующим только бесправной рабсилы вроде показанных здесь и в следующем комментарии древнеегипетских зэка - опалубным или строительным грунтом. О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что в ходе постройки памятников Митлы либо достройки задела этих памятников цех сменил подрядчика, и новый принялся воровать также и цеховые средства, как делал это с казенными, судя по всему.
*** Свое собственное именное наследие глав-археолог мексиканских древних городов Батрес оставил в Митле, древнем городе 200 г. н.э., одном из топ-памятников Мексики, открытых и восстановленных при его кураторстве.
Aviso: Esta prohibido escribir letreros en los muros de estos edificios asi como rayar ensuciar las construcciones y arrancar piedras de ellas. El infractor de esta disposicion sera consignado a la autoridad federal para que se le aplique la pena correspondiente. El inspector gral y conservador de los monumentos arqueologicos LEOPOLDO BATRES.
Предупреждение: Запрещается наносить надписи на стены данных зданий, а также царапать и загрязнять сооружения и вынимать из них камни. Нарушитель данного распоряжения будет выдан федеральным властям, дабы быть подвергнутым соответствующему наказанию. Главный инспектор и хранитель археологических памятников ЛЕОПОЛЬДО БАТРЕС.
Собственно, вся и суть деятельности "археолога-любителя", а равно всего цеха строителей истории, выдающимся деятелем коего был, наряду с плодотворной деятельностью на официальных должностях, шурин мексиканского диктатора Диаса Леопольдо Батрес.
[Вынужден ставить это.] Сейчас многие блогеры собирают донаты, теперь это в порядке вещей. До сих пор воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. Яндекс-кошелек 410013946572302.