«Комсомолец» тягач Т-20. Оружие Победы.

Aug 28, 2019 21:14


Достаточно много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Но уже с 1936 года идет сокращение кавалерийских частей и формирование на их основе бронетанковых войск. Повышалась и механизация армии, а именно артиллерии.



Одно из средств повышения мобильности создание специальных тягачей поля боя, которые могли бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника, а в последующем сопровождать наступающие войска. Предполагалось иметь в составе каждой стрелковой дивизии как минимум 60 тягачей этого типа. Один из них артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова. Год начала работ: 1936. Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса - 3,5 т. Экипаж - 2 чел. Десант - 6 чел.

Бронирование: Лоб - 10 мм, борт и корма - 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя - 50 л. с. Скорость по шоссе - 50 км/ч Запас хода по шоссе - 250 км.

Преодоление препятствий: подъём - 32 градуса без прицепа стенка - 0,47 м ров - 1,4 м брод - 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и как трофеи армиями Германии, Финляндии и Румынии.



Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей. Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, на основе британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части. Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену. Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.



Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором "Зенит", экономайзером и обогатителем. Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.



Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги. На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, «благодаря» чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация - на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810. К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. До августа было собрано 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.



После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки. В начале войны конструкторским бюро В. Г. Грабина на базе тягача была разработана противотанковая артиллерийская самоходная установка, вооруженная 57-мм пушкой. Под обозначением ЗИС-30 около ста этих установок использовались в артиллерийских противотанковых батареях танковых бригад. Использовали «Комсомольцев» и партизаны - они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями. Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии. В целом же - очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал "сорокапятки" и "полковушки", а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

СССР, Великая Отечественная, автомобилестроение, вооружение, война, армия

Previous post Next post
Up