Апология террора

Nov 09, 2018 12:12





Пишет "Перекличка" журнал РОВС (pereklichka)   
2018-11-09 12:00:00

 Ленин. Апология террора. Чему учил "самый человечный человек"?  



Теракт  в Архангельске взбудоражил общество. Темные и страшные дела творятся -  то церковь поджигают, то сверстников расстреливают, то в ФСБ с бомбой  идут - молодежь это делает, наши дети. Характерная фраза из последнего  письма архангельского террориста - «светлого вам будущего анархического  коммунизма» - как будто возвратила нас на более чем 100 лет назад, в  самое начало ХХ века, к Сазонову, Каляеву и другим деятелям русского  революционного терроризма. Среди разноречивых и почти всегда  эмоциональных откликов на это событие были и такие -

«Жаль парня…  нам такие нужны. Помните, в конце 19, начале 20 века революционеры  бросали гранаты в полицаев… подрывали кареты… как казнили Александра  Ульянова за покушение на царька… Это начало пути к новой революции. Из  искры возгорится пламя».

И  это не единственный пример, много еще подобных высказываний, в которых  явственно читается призыв к террору и братоубийственной бойне. И это  сейчас, когда Россия находится в тяжелом противостоянии с США и их  союзниками. Нас не смогли одолеть экономическими методами, не получилась  и попытка изоляции. Теперь в ход идут - гонка вооружений и организация  внутреннего взрыва. Понятно, в чьих интересах нынешние истерические  революционные призывы.

Есть здесь и еще один аспект. Может быть,  студент и способен сам собрать бомбу, но вот вряд ли 17-летний своим  умом дошел до такого решения. Кто-то его умело подготовил. Я не стану  сейчас говорить, кто - это дело специалистов. Но вот о механизме этого  поговорить стоит. Тем более что в нашей истории такое уже было.


В  каноническом ленинизме, преподававшемся в советское время в школах и  институтах, много было сказано о том, что Ленин и большевики отвергали  террор против царского правительства, в отличие от эсеров, активно  использовавших индивидуальный террор. Все знают хрестоматийную и  легендарную фразу «мы пойдем другим путем». В общем, террор, конечно,  был, но Ленин и большевики были тут ни при чем, и вообще против. Словом,  гуманисты. Боролись путем стачек, пропаганды и агитации, ну,  экспроприации банковских денег совершали, и только в 1917 году  «подхватили упавшую власть».

История России, и особенно история  русской революции очень часто подается нам с изрядной приправой разного  рода мифов, обычно служащих обелению разных людей и событий. Бывает  иногда очень трудно доказать правду, прежде всего из-за закрытости  различных источников. Но вот в этом случае нам повезло. Главный персонаж  этого дела был человеком щедрым на слова, но главное даже не это, а то,  что слова его, по самым различным поводам написанные, тщательно  собраны, изданы многомиллионными тиражами и выложены в Интернете. Полное  собрание сочинений В.И. Ленина - это кладезь фактов. Ныне сами  коммунисты не очень-то знают Ленина, да и в позднее советское время не  слишком знали. Но издавали, и на том спасибо. Воспользуемся же этим  щедрым даром и узнаем, что думал великий вождь всего прогрессивного  человечества о терроре.

Берем первый источник - статья «С чего  начать», опубликованная в 1901 году в «Искре» (цитирую по ПСС Ленина,  1967, том 5, стр. 7, 8) -

«Вопрос о терроре  совершенно не новый вопрос, и нам достаточно вкратце напомнить  установившиеся взгляды русской социал-демократии.

Принципиально  мы никогда не отказывались и не можем отказываться от террора. Это -  одно из военных действий, которое может быть вполне пригодно и даже  необходимо в известный момент сражения, при известном состоянии войска и  при известных условиях. Но суть дела именно в том, что террор  выдвигается в настоящее время отнюдь не как одна из операций действующей  армии, тесно связанная и сообразованная со всей системой борьбы, а как  самостоятельное и независимое от всякой армии средство единичного  нападения. Да при отсутствии центральной и слабости местных  революционных организаций террор и не может быть ничем иным. Вот  поэтому-то мы решительно объявляем такое средство борьбы при данных  обстоятельствах несвоевременным, нецелесообразным, отвлекающим наиболее  активных борцов от их настоящей, наиболее важной в интересах всего  движения задачи, дезорганизующим не правительственные, а революционные  силы. Вспомните последние события: на наших глазах широкие массы  городских рабочих и городского «простонародья» рвутся к борьбе, а у  революционеров не оказывается штаба руководителей и организаторов. Не  грозит ли при таких условиях уход самых энергичных революционеров в  террор ослаблением тех боевых отрядов, на которые только и можно  возлагать серьезные надежды?»

Я не просто так даю столь  пространную цитату. Если бы я ограничился первыми фразами «не можем  отказываться от террора», то в ответ прозвучало бы знакомое обвинение в  том, что я выхватываю фразу из контекста. Вот вам контекст, товарищи.  Продолжаем следить за мыслью Ленина -

«Не грозит ли это  разрывом связи между революционными организациями и теми разрозненными  массами недовольных, протестующих и готовых к борьбе, которые слабы  именно своею разрозненностью? А ведь в этой связи - единственный залог  нашего успеха. Мы далеки от мысли отрицать всякое значение за отдельными  героическими ударами, но наш долг - со всей энергией предостеречь от  увлечения террором, от признания его главным и основным средством  борьбы, к чему так сильно склоняются в настоящее время очень и очень  многие. Террор никогда не может стать заурядным военным действием: в  лучшем случае он пригоден лишь как один из приемов решительного штурма.  Спрашивается, можем ли мы в данный момент звать на такой штурм? «Раб.  Дело», по-видимому, думает, что да. По крайней мере, оно восклицает:  «Стройтесь в штурмовые колонны!» Но это опять-таки усердие не по разуму.  Главная масса наших военных сил - добровольцы н повстанцы. Постоянного  войска есть у нас лишь несколько небольших отрядов, да и те не  мобилизованы, не связаны между собой, не приучены строиться в военные  колонны вообще, а не то, что в штурмовые колонны. При таких условиях для  всякого, кто способен обозреть общие условия нашей борьбы, не забывая о  них при каждом «повороте» исторического хода событий, - должно быть  ясно, что лозунгом нашим в данный момент не может быть «идти на штурм», а  должно быть: «устроить правильную осаду неприятельской крепости».  Другими словами: непосредственной задачей нашей партии не может быть  призыв всех наличных сил теперь же к атаке, а должен быть призыв к  выработке революционной организации, способной объединить все силы и  руководить движением не только по названию, но и на самом деле, т. е.  быть всегда готовой к поддержке всякого протеста и всякой вспышки,  пользуясь ими для умножения и укрепления военных сил, годных для  решительного боя.»

Итак, что мы имеем? Да все тут уже  ясно, предельно ясно. Террор есть одно из средств революционной борьбы,  он, безусловно, нужен и важен. Но ошибочно, во-первых, возлагать все  надежды на террор, а во-вторых, бросаться опрометью в открытую борьбу,  когда силы еще не собраны, наличествует раздробленность и  разрозненность, когда к «решительному штурму» еще надо готовиться.  Очевидно, Ленин против тактики террора не оттого, что он террор не  принимает, а оттого, что в данный исторический момент применение террора  является, по его мнению, ошибочным и преждевременным. Да это и понятно.  1901 год. Что такое тогда социал-демократы? Лишь недавно сложившаяся  партия, которая, едва образовавшись, уже стала дробиться. Численность  невелика, политического опыта мало. Все предельно ясно.

Идем  дальше. В 1902 году Ленин публикует работу «Что делать», в которой  главное внимание уделено партийной организации и партийной газете, но  находится и там место суждениям о терроризме (ПСС, т. 6, стр. 74, 75):

«ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭКОНОМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ?

Выше,  в примечании, мы сопоставили «экономиста» и не  социал-демократа-террориста, случайно оказавшихся солидарными. Но,  вообще говоря, между теми и другими есть не случайная, а необходимая  внутренняя связь, о которой нам еще ниже придется говорить и коснуться  которой необходимо именно по вопросу о воспитании революционной  активности. У «экономистов» и современных террористов есть один общий  корень: это именно то преклонение пред стихийностью, о котором мы  говорили в предыдущей главе, как о явлении общем, и которое мы  рассматриваем теперь в его влиянии на область политической деятельности и  политической борьбы. На первый взгляд, наше утверждение может  показаться парадоксом: до такой степени велика, по-видимому, разница  между людьми, подчеркивающими «серую текущую борьбу», - и людьми,  зовущими к наиболее самоотверженной борьбе отдельных лиц. Но это не  парадокс. «Экономисты» и террористы преклоняются перед разными полюсами  стихийного течения: «экономисты» - перед стихийностью «чисто рабочего  движения», террористы - перед стихийностью самого горячего возмущения  интеллигентов, не умеющих или не имеющих возможности связать  революционную работу в одно целое с рабочим движением. Кто изверился или  никогда не верил в эту возможность, тому действительно трудно найти  иной выход своему возмущенному чувству и своей революционной энергии,  кроме террора.»

Здесь немного иной взгляд, но и  он интересен. Ленин здесь говорит о преклонении террористов перед  «стихийностью». Учитывая постоянный квази-научный подход Ленина ко всем  проблемам, приходится заключить, что и здесь критика террора связана не с  тем, что убийство есть злодеяние, а с тем, что такое убийство  противоречит методу. Оно, так сказать, акт возмущения, в нем много  эмоций, но мало ума, много героики. Которая не нужна. А нужна «серая  текущая борьба»... А что потом, за этим периодом «серой борьбы»? О, тут  самое интересное. Впрочем, потерпите. Сначала заглянем почти на два  десятилетия вперед, и послушаем Ленина-победителя, оглядывающегося на  вехи славного пути. Итак, «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920)  (ПСС, т. 41, стр. 15, 16):

«Большевизм воспринял при  своем возникновении в 1903 году традицию беспощадной борьбы с  мелкобуржуазной, полуанархической (или способной заигрывать с  анархизмом) революционностью, каковая традиция имелась всегда у  революционной социал-демократии и особенно упрочилась у нас в 1900-1903  годах, когда закладывались основы массовой партии революционного  пролетариата в России. Большевизм воспринял и продолжал борьбу с  партией, всего более выражавшей тенденции мелкобуржуазной  революционности, именно с партией «социалистов-революционеров», по трем  главным пунктам. Во-первых, эта партия, отрицавшая марксизм, упорно не  хотела (вернее, пожалуй, будет сказать: не могла) понять необходимость  строго объективного учета классовых сил и их взаимоотношения перед  всяким политическим действием. Во-вторых, эта партия видела свою особую  «революционность» или «левизну» в признании ею индивидуального террора,  покушений, что мы, марксисты, решительно отвергали. Разумеется, мы  отвергали индивидуальный террор только по причинам целесообразности, а  людей, которые способны были бы «принципиально» осуждать террор великой  французской революции или вообще террор со стороны победившей  революционной партии, осаждаемой буржуазией всего мира, таких людей еще  Плеханов в 1900-1903 годах, когда Плеханов был марксистом и  революционером, подвергал осмеянию и оплеванию.»

Яснее  ясного. Да, отвергали террор, но ТОЛЬКО по причинам целесообразности.  Эсеры же за террор держались потому, что не разбирались в классовых  силах и их взаимоотношениях - то есть, не придерживались научного  подхода, коим было сильно единственно верное учение. А уж принципиальное  осуждение террора и вовсе стыд какой-то и позор, заслуживающий  оплевывания. Как видим, Ленин выражается достаточно ясно. Но вот вопрос -  а что, действительно ли Ленин не призывал к террору никогда?

Полное  собрание сочинений дает ответ на этот вопрос. Вернемся назад, в эпоху  первой русской революции. Итак, том 11 (1905 год), стр. 336, 337:

«В БОЕВОЙ КОМИТЕТ ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ КОМИТЕТЕ
16.Х. 1905.

Дорогие  товарищи! Очень благодарен Вам за присылку 1) отчета Боевого комитета и  2) записки по вопросу об организации подготовки восстания + 3) схемы  организации. Прочитав эти документы, я счел долгом прямо обратиться к  Боевому комитету для товарищеского обмена мнений. Нечего и говорить, что  о практической постановке дела я судить не берусь; что делается все  возможное при тяжелых русских условиях, в этом не может быть сомнения.  Но, по документам судя, дело грозит выродиться в канцелярщину. Все эти  схемы, все эти планы организации Боевого комитета производят впечатление  бумажной волокиты, - я прошу извинить меня за откровенность, но я  надеюсь, что вы меня не заподозрите в желании придраться. В таком деле  менее всего пригодны схемы, да споры и разговоры о функциях Боевого  комитета и правах его. Тут нужна бешеная энергия и еще энергия. Я с  ужасом, ей-богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни  одной не сделали! А говорят ученейшие люди... Идите к молодежи,  господа! вот одно единственное, всеспасающее средство. Иначе, ей-богу,  вы опоздаете (я это по всему вижу) и окажетесь с «учеными» записками,  планами, чертежами, схемами, великолепными рецептами, но без  организации, без живого дела. Идите к молодежи. Основывайте тотчас  боевые дружины везде и повсюду и у студентов, и у рабочих особенно, и т.  д. и т. д. Пусть тотчас же организуются отряды от 3-хдо 10, до 30 и т.  д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто  револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога и т. д.  Пусть тотчас же эти отряды выбирают себе руководителей и связываются, по  возможности, с Боевым комитетом при Петербургском комитете. Не требуйте  никаких формальностей, наплюйте, христа ради, на все схемы, пошлите вы,  бога для, все «функции, права и привилегии» ко всем чертям. Не требуйте  обязательного вхождения в РСДРП - это было бы абсурдным требованием для  вооруженного восстания. Не отказывайтесь связываться с каждым кружком,  хотя бы в три человека, при единственном условии, чтобы он был  полицейски надежен и готов был драться с царским войском. Пусть желающие  кружки входят в РСДРП или примыкают к РСДРП, это превосходно; но я  безусловно считал бы ошибкой требовать этого.

Роль Боевого  комитета при Петербургском комитете должна быть - помогать этим отрядам  революционной армии, служить «бюро» для связи и т. д. Ваши услуги примет  всякий отряд с охотой, но если вы в таком деле начнете со схем да с  речей о «правах» Боевого комитета, вы погубите все дело, уверяю вас,  погубите безвозвратно.

Тут надо действовать широкой проповедью.  Пусть 5-10 человек обойдут в неделю сотни кружков рабочих и студентов,  влезут всюду, куда только можно, и везде предложат ясный, короткий,  прямой и простой план: образуйте тотчас же отряд, вооружайтесь, чем  можете, работайте изо всех сил, мы поможем вам, чем сможем, но не ждите  от нас, работайте сами.

Центр тяжести в таком деле - инициатива  массы мелких кружков. Они сделают все. Без них весь ваш Боевой комитет -  ничто. Я готов измерять продуктивность работ Боевого комитета числом  таких отрядов, с которыми он связан. Если через 1-2 месяца у Боевого  комитета не будет в Питере minimum 200- 300 отрядов, тогда это мертвый  Боевой комитет. Тогда его надо похоронить. При теперешнем кипении не  набрать сотни отрядов - значит стоять вне жизни.

Проповедники  должны давать отрядам каждому краткие и простейшие рецепты бомб,  элементарнейший рассказ о всем типе работ, а затем предоставлять всю  деятельность им самим. Отряды должны тотчас же начать военное обучение  на немедленных операциях, тотчас же. Одни сейчас же предпримут убийство  шпика, взрыв полицейского участка, другие - нападение на банк для  конфискации средств для восстания, третьи - маневр или снятие планов и  т. д. Но обязательно сейчас же начинать учиться на деле: не бойтесь этих  пробных нападений. Они могут, конечно, выродиться в крайность, но это  беда завтрашнего дня, а сегодня беда в нашей косности, в нашем  доктринерстве, ученой неподвижности, старческой боязни инициативы. Пусть  каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв  окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов, которые завтра  поведут за собой сотни тысяч.

Крепко жму руку, товарищи, и желаю успеха. Своего взгляда я отнюдь не навязываю, но считаю долгом подать совещательный голос.

Ваш Ленин»

Я  целиком привел этот документ. Подробности его замечательны. Тут и  изготовление бомб, и нацеленность на молодежь, и нападение на  полицейских, и ограбление банков. И тряпка с керосином для поджога,  прямо как недавно в Одессе. Всю эту мерзость даже и комментировать  как-то неохота. Да и зачем? Все совершенно ясно - открытое  подстрекательство к терроризму, более того, план организации террора, и  уже не индивидуального, а массового. Того самого, что потом развернулся в  России стараниями Ленина и большевиков, и о котором его главный  организатор сказал, что надо поощрять энергию и «массовидность»  (слово-то какое!) террора. В наше время русские патриоты обязаны знать  это, знать язык врага и его методы. Иначе потеряем Россию, теперь уже -  навеки.

Никита Брагин

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/

большевизм, бесовщина, терроризм

Previous post Next post
Up