Факты против лжи: разбираемся с понятием "снарядный голод"

Oct 26, 2018 11:38





vasiliy_eremin (vasiliy_eremin) написал в historical_fact
26-10-2018   11-11-00

В массовом сознании россиян понятие "снарядный голод" прочно  связано с другим пропагандистским стереотипом, внедренным еще в  советские времена: "гнилое самодержавие". Нечем было стрелять россиянам  по германцам, вот беда... Однако даже Минска Русская армия за 3 года  войны не сдала, видно, успешно одними штыками отбивалась от супостата. Богатыри!  Вот при "великом" Сталине, с его индустриализацией, "Катюшами" и  многотысячной армадой танков, было чем стрелять, поэтому Минск сдали на  6-й день войны, а потом поперли к Волге. Но это все беллетристика,  перейдем к фактам и цифрам...

«Ни патронов, ни снарядов», - так в  мемуарах характеризовал Антон Деникин состояние Русской армии в 1915г.  Фраза громкая, но в целом не отвечающая общей остановке. Будь это  правдой, ничто не помешало бы немцам взять Петроград и Москву и  продиктовать России условия капитуляции. Но капитулировала Россия только  когда ей в спину в 1917г. ударила 5-я колонна, состоящая из самых  разнообразных политических сил: от либералов до большевиков.



Уже в  конце 1914 г. российская пресса запестрела статьями о "снарядном  голоде" на фронте. В ужас пришли и в Главном артиллерийском управлении  (ГАУ): расход трехдюймовых (76-мм) снарядов оказался за три недели боев в  августе 1914 г. по 1000 (!) снарядов на пушку, то есть по 50 выстрелов в  день! При таком темпе стрельбы за полгода-год должны быть расстреляны  все стволы 76-мм полевых пушек. Что же случилось? Ларчик открывался  просто: армейское начальство требовало от  артиллерии открывать по  противнику "ураганный огонь" как по делу,  так и "без дела", без особой  нужды. И напрасно ГАУ и в 1915 г., и в 1916 г. отдавало приказы о  запрещении «ураганного, барабанного и иных видов огня, свидетельствующих  о неспокойном состоянии духа начальников». В тех же приказах  говорилось: «Ведение огня без четко поставленной цели является  преступной тратой снарядов». Конечно, такая практика не могла не  привести к дефициту снарядов, которых - это надо честно признать - было  заготовлено меньше, чем у противника. Напомним: Первую Мировую войну  развязала Германия, которая усиленно и целенаправленно готовилась именно  к глобальной войне, в отличие от России. Соответственно, и лучше к ней  подготовилась. В 1914 немцы на всех фронтах истратили 9,4 млн.  артиллерийских выстрелов, в 1915 - 29,8 млн., в 1916 - 52,8 млн., в 1917  - 82,0 млн.

На нужды фронта требовались сотни тысяч тонн  боеприпасов и прочего снаряжения, а с грузовыми автомобилями в Первую  Мировую была "напряженка". Несвоевременный подвоз снарядов лошадками  осложнял ситуацию. Но власть принимала меры: в 1917 автомобилей и  тракторов всех видов в армии числилось 16270 шт., для сравнения: в 1914 -  812 шт. (рост в 20 раз).

На армейское начальство, полюбившего  "ураганный огонь", приказы ГАУ действовали, что "об стенку горох". Мало  того, каждый артиллерийский начальник любил создавать свой собственный  запас снарядов "на всякий пожарный". С этой целью наверх массово  подавались "липовые" отчеты: "Начиналась бомбардировка начальства  нервными телеграммами, а когда и это не действовало, то, значит, было  написано недостаточно сильно; надо было сгущать краски, не стесняясь,  конечно, истиной, ибо это были как раз те случае, когда ложь во  спасение, а потому надо было бить в набат, употребляя при определении  своего положения наиболее сильные выражения вроде: роковое, критическое,  трагическое, катастрофическое…"

Исходя из расчётов получалось,  что к 1 января 1915 года русская артиллерия расстреляла 2,3 миллиона  снарядов. С учётом неизрасходованного довоенного запаса  и нового  производства Россия вступила в 1915 год, имея 4,5 миллионов снарядов.  «Всякий непредубеждённый, хотя бы и очень строгий критик согласится, что  кричать при таких условиях о катастрофе из-за недостатков выстрелов,  когда их израсходовано было всего 37% или немного более одной трети  всего запаса как будто не резон...», - пишет начальник ГАУ Маниковский. И  он совершенно прав. Итак, мы видим, что снарядов было вполне достаточно  не только ко времени выхода России из войны, но и в начале войны. На  самом деле в армии был острый дефицит прежде всего тяжелой артиллерии и  снарядов к ней, именно в этом Россия сильно уступала Германии. А  основной проблемой был все-таки транспорт.

Военное министерство,  дабы удовлетворить все запросы, выдавало огромные заказы русским и  зарубежным заводам. В ходе Первой мировой войны русские заводы  изготовили 54 миллиона 76-мм снарядов, из них 26 млн. шрапнелей и 28  млн. гранат. Зарубежным заводам заказали 56 млн. 76-мм выстрелов, из  которых в Россию прибыло, по разным данным, от 33 до 50 %.

А  теперь внимание, читаем ключевую фразу: этих снарядов хватило на  Гражданскую, на Финскую, на Великую Отечественную войны, и даже после  войны осталось довольно большое количество 76-мм гранат и шрапнелей,  изготовленных до 1918 г.  В артиллерийских «Таблицах стрельбы» 1945-1952  гг. фигурируют выстрелы дореволюционного образца. В наставлении  «Боеприпасы к 76-мм орудиям», изданном в 1949 г., фигурируют среди  штатных выстрелов «фугасная старая граната русского образца (Ф-354)»,  «старого типа 76-мм шрапнель с 22-секундной трубкой» и т. д.

Для  осуществления контроля за предприятиями, изготовлявшими предметы боевого  снабжения, а так же распределения крупных военных заказов и вопросами  военного снабжения воюющей армии, решения насущных проблем фронта  император создал в августе 1915 Особое совещание. Знакомое название, не  правда ли? При Сталине  органы с такими названиями занимались  организацией массовых внесудебных расправ. Правительство принимало  надлежащие меры: к производству боеприпасов подключились сотни  предприятий по всей стране, в кратчайшие сроки были построены новые.  Один из заводов, производящий детали к снарядам, был построен за 38  дней.

«Всеподданейшие отчеты по военному министерству» приводят  цифры поставки 76-мм снарядов русского производства в армию: в 1915 г. -  12,3 млн.; в 1916 г. - 29,4 млн. Таким образом, годовой выпуск 3-дм  снарядов в 1916 г. практически утроился, а месячное производство 3-дм  снарядов с января 1915 г. по декабрь 1916 г. выросло в 12 раз.

Рассмотрим, как развивалось производство снарядов в российской промышленности.

Производство  3-дм снарядов перед ПМВ осуществлялось в России на пяти казенных  (Ижевском сталелитейном, а также Пермском, Златоустовском, Олонецком и  Верхнетуринском горного ведомства) и 10 частных заводах (Металлический,  Путиловский, Николаевский, Лесснер, Брянский, Петроградский  механический, Русское общество, Рудзский, Лильпоп, Сормовский), а до  1910 г. - и двух финских заводах. С началом войны снарядное производство  стало быстро увеличиваться как путем увеличения производства на  упомянутых заводах, так и путем подключения новых предприятий. Например,  к 1 января 1915 г. заказы на 3-дм снаряды были выданы 19 частным  предприятиям. Основную роль в снарядном производстве по линии ГАУ  сыграли Пермский, а также Путиловский заводы, объединивший в итоге  вокруг себя ряд других частных предприятий. Так, Пермский завод при  годовой расчетной мощности 3-дм снарядов в 500 тыс. единиц уже в 1915 г.  дал 1,5 млн. снарядов, а в 1916 г. - 2,31 млн. снарядов. Путиловский  завод со своей кооперацией изготовил за 1914 г. всего 75 тыс. 3-дм  снарядов, а в 1916 г. - 5,1 млн. снарядов.

Особо следует отметить  ведомство уполномоченного ГАУ Ванкова, которое организовывало большое  количество частных предприятий на выпуск снарядов и сыграло выдающуюся  роль в мобилизации промышленности и раскрутке снарядного производства. В  общей сложности к производству и кооперации Ванковым было привлечено  442 частных завода. С апреля 1915 г. организация Ванкова получила заказы  на 13,04 млн. 3-дм гранат французского образца и 1 млн. химических  снарядов, а также 17,09 млн. запальных стаканов и 17,54 млн.  детонаторов. Выдача снарядов началась уже в сентябре 1915 г., до конца  года изготовила 600 тыс. снарядов, а в 1916 г. организация Ванкова  изготовила около 7 млн. снарядов, доведя выпуск до 783 тыс. в декабре  1916 г. К концу 1917 г. было изготовлено ею 13,6 млн. 3-дм снарядов всех  типов. Ввиду успешности работы организации Ванкова ей в 1916 г. было  выдано заказов дополнительно на выпуск 1,41 млн. тяжелых снарядов  калибром от 48 лин до 12 дм, а также 1 млн. снарядов (57, 75 и 105 мм)  для Румынии. Организация Ванкова в кратчайший срок поставила новое для  России производство тяжелых снарядов из сталистого чугуна. Как известно,  именно массовый выпуск снарядов сталистого чугуна в значительной мере  способствовал разрешению снарядного кризиса во Франции. Начав выпуск  таких снарядов в России в конце 1916 г., организация Ванкова практически  полностью выполнила заказы по отливке всех заказанных тяжелых снарядов к  концу 1917 г.

Итак, с помощью фактов и цифр ломаем укоренившиеся  стереотипы. Снарядный голод в Русской армии действительно был, но  только в отношении снарядов к тяжелой артиллерии, каковой тоже очень не  хватало. Снарядов к основному виду полевой артиллерии  - 3-дюймовой (76  мм) пушке - было вполне достаточно, но их несвоевременно подвозили из-за  проблем с транспортом. Кстати, отсутствие упора на тяжелую артиллерию в  Русской армии наглядно демонстрирует, что никаких агрессивных планов  царское правительство в этой войне не имело. Ведь тяжелая артиллерия  нужна в наступлении, чтобы разрушить оборонительные сооружения  противника. А знаменитая русская "трехдюймовка" была предназначена для  поражения наступающей пехоты или кавалерии противника, с чем она при  наличии снарядов прекрасно справлялась. Фронтовик, вспоминая о сражениях  в Восточной Пруссии, отмечал, как в ходе ваплицкого боя русские батареи  открыли огонь по наступающей германской пехоте. "Группы немецких  стрелков, то ложившихся, то поднимавшихся с земли, тонули в облаках  шрапнельных разрывов. После того как рассеялись клубы дыма, обнаружились  лишь тела погибших и еще копошившихся раненых - лишь последних было до  400 человек" (Желондковский В. Е. Воспоминания полковника Желондковского  об участии в действиях XV корпуса во время операции армии ген.  Самсонова // Военный Сборник. Белград. 1926. Кн. 7. С. 294.) При  скорострельности русской трехдюймовки 6 выстрелов в минуту, 48 пушек  пехотной дивизии были в состоянии истребить все живое почти на  километровой площади.

Русская батарея 76-мм пушек образца 1902 года ведет огонь



Недооценка  роли тяжелой, гаубичной полевой артиллерии калибра 107 - 152 мм и почти  полное отсутствие в армии грузовиков к началу войны, разумеется,  является серьезными просчетами Верховного командования и правительства  Российской Империи.

Источники:

Развитие ВПК Российской Империи в годы Первой Мировой войны https://corporatelie.livejournal.com/17294.html

Снова о снарядах https://oldadmiral.livejournal.com/26342.html

Широкорад А. "«Снарядный голод»-миф или реальность?" http://thelib.ru/books/aleksandr_shirokorad/vremya_bolshih_pushek_bitva_za_leningrad_i_sevastopol-read-7.html

Илющенко Р. "Тайны снарядного голода"  http://pravoslavnye.ru/monitoring_smi/2014/dekabr/03/tajny_snaryadnogo_goloda/

история Отечества, Первая мировая, первая мировая война

Previous post Next post
Up