Всесильный Аракчеев, пользовавшийся неограниченным доверием Александра I, не обладал особыми талантами.
С малых лет его отличительной чертой была исполнительность и предельная аккуратность во всем. Эти качества помогли Алексею Андреевичу выдвинуться уже в молодые годы - по окончании Кадетского корпуса он был оставлен при корпусе в чине поручика. Аракчеев преподавал кадетам арифметику и жестко требовал послушания, наказывая их за малейшую провинность с потрясающими педантизмом и жестокостью...
Кадеты до того ненавидели своего мучителя, что решили сбросить ему на голову камень: не убьёт, так покалечит.
Теракт был спланирован тщательно, но булыжник, предназначенный для головы будущего временщика, пролетел мимо: Аракчеев внезапно наклонился, чтобы услужливо поднять платок, оброненный старшим по званию офицером...
Не любили Аркачеева и сослуживцы. После сражения под Лютценом Аракчеев пожаловался императору Александру, будто артиллерия плохо действовала в этом сражении по вине Ермолова. Император призвал к себе Ермолова, в то
время начальствующего артиллерией, и спросил, почему бездействовала артиллерия...
- Орудия точно бездействовали, ваше величество, - отвечал Ермолов, - не было лошадей.
- Вы бы потребовали лошадей у начальствующего кавалерией графа Аракчеева.
- Я несколько раз, государь, относился к нему, но ответа никогда не было.
Тогда император призвал Аракчеева и спросил, почему артиллерии не предоставлены лошади.
- Прошу прощения, ваше величество, - ответил Аракчеев, - у меня самого в лошадях был недостаток.
Тогда Ермолов сказал:
- Вот видите, ваше величество, репутация честного человека иногда зависит от скотины...
При этом Аркачеев не воровал, как другие (хотя имел такую возможность) и не стремился к высоким должностям и наградам. Будучи влиятельнейшим вельможей, приближённым государя, Аракчеев, имея орден Александра Невского, отказался от пожалованных ему других орденов: в 1807 году от ордена св. Владимира и в 1808 году - от ордена св. апостола Андрея Первозванного и только оставил себе на память рескрипт на орден Андрея Первозванного.
В своем имении ув Грузино у него был идеальный порядок. Все было регламениторовано от и до, но с перебором. В крестьянских домах даже веник стоял строго в положенном для него месте. Все проверялось и контролировалось.
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести...
А.С. Пушкин
Пушкин написал с перебором, чего-чего, а чести у Аркачеева было не меньше чем у самого Пушкина ))) просто человек был сухой, жесткий и не прощал ошибок ни себе, ни подчиненным.
В 1814 году Аракчеев отказался от звания фельдмаршала. Удостоившись пожалования портрета государя, украшенного бриллиантами, Алексей Андреевич бриллианты возвратил, а вот портрет оставил. Говорят, что будто бы император Александр Павлович пожаловал мать Аракчеева статс-дамою. Алексей Андреевич отказался и от этой милости. Государь даже обидился, что он ничего не хотел принять за службу. «Я доволен благоволением Вашего Императорского Величества, - отвечал Аракчеев, - но умоляю не жаловать родительницу мою статс-дамою; она всю жизнь свою провела в деревне; если явится сюда, то обратит на себя насмешки придворных дам, а для уединённой жизни не имеет надобности в этом украшении».
А вот в личной жизни ему не везло. С февраля 1806 года состоял в браке с дворянкой Натальей Федоровной Хомутовой, но вскоре разошёлся. Затем жил с молодой красавицей-крестьянкой Н. Ф. Минкиной, которая управляла имением не менее жестко. Во время крестьянского восстания её убили, что сильно подорвало его здоровье.
Н. Ф. Минкина.
В 1833 году Аракчеев внёс в государственный заёмный банк 50 000 рублей ассигнациями с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке 93 года неприкосновенною со всеми процентами: ¾ из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 году (на русском языке) лучшую историю царствования Александра I.
Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 000 рублей для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.
Он умер на кровати императора Александра I. Врачи посланные Николаем I ничего сделать не могли. Он уходил тяжело... и умер сказав: «Проклятая смерть»...
Прах Аракчеева покоится в храме села Грузина, у подножия бюста императора Павла I.