Нашёл-таки рукопись Мишеля Камидиана, как и обещал, - в моей каморке старого репортёра ничего не теряется! Но прежде, чем передать ему слово, - несколько слов об авторе.
Мишель Камидиан, коллекционер, родился в 1955 г. в Армении. В 1972 г. переехал на постоянное место жительство во Францию, родину отца. Имеет 30-летний опыт исследования русского искусства и творчества Карла Фаберже. В 1989 г. - один из немногих европейских коллекционеров, который представил произведения Фаберже для показа на первой в СССР выставке в Елагинском дворце «Великий Фаберже». В 1992 г. - один из организаторов международной выставки «Блестящая эпоха Фаберже» в Царском Селе, посвященной 150-летию фирмы. В 2000 г. - участник самой крупной выставки «Фаберже и его мир» в Делавере (США). Автор статей о творчестве Карла Фаберже и русском искусстве. В настоящее время автор проводит большую исследовательскую работу и готовит монографию о выдающемся русском скульпторе Борисе Фредмане-Клюзеле (1878-1959 гг.), который выполнял заказы в т.ч. для фирмы Фаберже.
Татьяна Фаберже и Мишель Камидиан во время презентации книги «FABERGE A COMPREHENSIVE REFERENCE BOOK» Женева, 2012 год.
Мишель КАМИДИАН
Скандал, разгоревшийся вокруг императорского яйца-часов Фаберже «Букет желтых лилий», который привел в 2008 году к судебному разбирательству в Королевском суде Лондона, известному как «Kamidian V Holt on behalf of certain underwriters at Lloyd's» («Камидиан против Холта, выступающего в интересах «Lloyd’s», и других»), дал уникальную возможность раскрыть западную монопольную систему взаимосвязей между аукционными домами, экспертами по искусству и страховыми компаниями, которая сложилась в сфере антикварного бизнеса по продаже значимых работ фирмы Фаберже и других произведений русского искусства. Такая система позволяет контролировать арт-рынок в Европе и США, манипулировать им путем дезинформации в отношении подлинности различных произведений русского искусства, что наносит ущерб культурному наследию России и ставит само его существование под угрозу.
Эта статья позволит приподнять завесу тайн, скрывающую закулисные интриги, которые длятся не одно десятилетие и создали целый комплекс предубеждений в отношении русского искусства. Торговля произведениями фирмы Фаберже в данном случае - не более чем верхушка айсберга. В статье рассматривается история императорского яйца-часов «Букет желтых лилий» и других важнейших произведений фирмы Фаберже почти а 40-летний период проведения различных аукционов и выставок.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Уникальная база данных произведений фирмы Фаберже
В период застоя в СССР декоративное и прикладное искусство придворных ювелиров императорской России, как правило, не освещалось и в принципе игнорировалось. Ситуация того времени никоим образом не стимулировала российских искусствоведов и музейных хранителей к обогащению их знаний о Фаберже и других российских фирмах - поставщиках Императорского двора. Поэтому первую скрипку стали играть западные эксперты в области искусства, которые публиковали книги и статьи о творчестве Карла Фаберже, причем зачастую на основе неверной информации. В конце XX века две важнейшие выставки дали толчок существенным изменениям в области изучения творчества Фаберже: «Великий Фаберже - искусство ювелиров придворной фирмы» (первая в СССР выставка, посвященная Фаберже), прошедшая в Елагинском дворце в Ленинграде в 1989 году, и «Блестящая эпоха Фаберже», посвященная 150-летию Дома Фаберже1 (состоялась в 1992 году в Екатерининском дворце в Царском Селе).
Российский исследователь творчества Карла Фаберже Валентин Скурлов участвовал в подготовке обеих выставок. На выставке 1992 года в Санкт-Петербурге он встретился с правнучкой Карла Фаберже - Татьяной Фаберже, которая является продолжателем ювелирных традиций фирмы Фаберже и хранителем Архива семьи Фаберже. С этого момента началось их научное сотрудничество. Валентин Скурлов был одним из первых исследователей, имевших доступ к секретным советским архивам, а благодаря Татьяне Фаберже он также получил доступ и к семейным архивам Фаберже, из которых были получены документы для создания уникальной базы данных по произведениям фирмы Фаберже (на основе инвентарных номеров, архивных документов, счетов на оплату и иной подтверждающей информации). Валентин Скурлов разгадал алгоритмы формирования инвентарных номеров, присваиваемых произведениям фирмы Фаберже. Теперь он мог установить точный год и место производства в отношении тех произведений, датировка которых до сего времени не была доподлинно известна.
Исследования Татьяны Фаберже и Валентина Скурлова позволили опубликовать более сотни статей и серию из двенадцати книг, среди которых новаторская работа «Императорские пасхальные яйца Фаберже» (публикация «Christie's», 1997 г.), где впервые представлен каталог императорских пасхальных яиц Фаберже с комментариями на основе архивных материалов, а также недавно вышедший фундаментальный труд «Фаберже: полный справочник» (Faberge a Comprehensive Reference Book, 2012), в котором собраны результаты их исследований за последние 20 лет.
Однако новые открытия и атрибуции произведений фирмы Фаберже по-прежнему вызывают живой интерес коллекционеров и любителей искусства и порождают сенсации в их среде, что побуждает различных «экспертов» публиковать информацию, якобы подтверждающую или опровергающую подлинность некоторых произведений, продаваемых на аукционах или в частном порядке.
Для того чтобы лучше понять мир аукционов, посвященных искусству фирмы Фаберже, и суть судебного процесса 2008 года, необходимо сначала рассмотреть некоторые любопытные случаи, касающиеся наиболее изысканных произведений - цветочных композиций и императорских пасхальных яиц. Благодаря своему великолепному дизайну и большой художественной ценности цветочные композиции и императорские пасхальные яйца всегда занимали особое место в ряду работ Фаберже. Яйцо-часы «Букет желтых лилий» (1893 г.) и яйцо «Корзинка полевых цветов» (1901 г.) являются примерами таких произведений, в которых соединились эти оба вида - это императорские пасхальные яйца, украшенные цветочными композициями.
Аукционные дома, эксперты и цветочные композиции фирмы Фаберже
Цветочные композиции фирмы Фаберже впервые были представлены широкой общественности на Всемирной выставке 1900 года в Париже, хотя их производство было начато задолго до этого. Такие произведения искусства как брошь «Стилизованные цветы» (1893 г.), уже упоминавшееся яйцо-часы «Букет желтых лилий» (1893 г.) и императорское яйцо «Корзинка ландышей» (1896 г.) являются предшественниками тех цветочных композиций, слава о которых прогремела на весь мир во время этой грандиозной выставки. К сожалению, из-за своей хрупкости только небольшое число таких композиций дошло до наших дней. Однако и сегодня «цветы от Фаберже» часто (и в поражающих воображение количествах) появляются на специализированных аукционах и в известных антикварных магазинах, предоставляя экспертам широкие возможности объявлять, какие из них являются подлинными, а какие нет, руководствуясь лишь своей личной выгодой.
В 1976 году лондонский аукционный дом «Christie's» выставил на продажу ряд произведений Фаберже из знаменитой коллекции Роберта Стросса (Robert Strauss). Эта коллекция тщательно формировалась в течение многих лет и состояла из работ, купленных в специализированных магазинах и на аукционах, посвященных искусству Фаберже. Особое место на аукционных торгах было отведено девяти цветочным композициям. Они были представлены как лоты под номерами с 50 по 58. Лоты 52 и 58 представляли собой изображения цветов в вазочках из горного хрусталя, обрамленных эмалированными ободками из красных и белых полосок. Лот 52 «Вазочка с анемонами» был оценен в 10-15 тысяч фунтов стерлингов, продан за 19 тысяч. Лот 58 «Вазочка с земляникой» был оценен в 10-20 тысяч фунтов стерлингов, продан за 36 тысяч2. Во время продажи в роли аукционного эксперта выступал Геза фон Габсбург (Geza von Habsburg). В своем описании этих лотов как произведений Фаберже в аукционном каталоге Габсбург ссылается на статью «The Art of Faberge», написанную его наставником3 Кеннетом Сноумэном (Kenneth Snowman, 1919-2002 гг.), владельцем лондонского магазина антиквариата «Wartski», который на протяжении многих лет поставлял произведения Фаберже ко двору Британской королевской семьи.
Несколько месяцев спустя, в 1977 году, г-н Габсбург неожиданно поменял свое мнение и начал рассматривать цветочные композиции, аналогичные лотам 52 и 58, как подделки, или, по его словам, «произведения в стиле Фаберже»4, утверждая, что настоящие «цветы Фаберже всегда были только на одном стебле»5. К сожалению, Габсбург не упомянул, что привело его к столь спорному заключению.
В одной из своих более поздних статей он, помимо прочего, описал «Вазочку с земляникой» как явный пример подделки6! Однако забыл упомянуть о том, что сам лично подтвердил подлинность данного произведения при продаже на аукционе, а также является автором ряда книг и статей, в которых восхищается элегантностью подобных произведений и подает их как пример истинного качества и подлинности.
Еще один приводящий в недоумение случай произошел в 1993 году в Нью-Йорке на тематическом аукционе «Фаберже и русское искусство - раритеты и пресс-папье». И снова на продажу было выставлено много цветочных изображений. Некоторые из них были описаны в аукционном каталоге как «возможно Фаберже», «вероятно Фаберже» или просто «Фаберже». Те, которые были помечены как «возможно Фаберже» или «вероятно Фаберже», были проданы дороже оценки:
● лот 605 «Ветвь остролиста» оценивался в 8-12 тысяч долларов, продан за 16 тысяч;
● лот 606 «Букет незабудок» оценивался в 8-12 тысяч долларов, продан за 22 тысячи;
● лот 632 «Васильки» оценивался в 3-4 тысячи долларов, продан за 16 тысяч;
● лот 633 «Яблоневый цвет» оценивался в 3-5 тысяч долларов, продан за 16 тысяч.
В описаниях первых двух лотов не было ссылок на известных авторов, вот почему они были описаны как «вероятно Фаберже». Однако место и время - Санкт-Петербург, примерно 1900 год - были указаны для всех произведений из этого раздела каталога. В районе 1900 года фирма Фаберже была единственной в Санкт-Петербурге, которая производила цветочные композиции такого рода, и никакая иная фирма таких произведений не делала.
Итак, какова же разница между «вероятно Фаберже», «возможно Фаберже» и «Фаберже», если в аукционном каталоге все произведения описаны как сделанные в Санкт-Петербурге в районе 1900 года? Еще более важный вопрос: почему эксперты «Sotheby's» не смогли выяснить различие между подлинными произведениями и подделкой? Неверные и путаные постулаты аукционных «экспертов» подпитывают непрекращающийся «психоз подделок» Фаберже, который, безусловно, играет на руку тем, кто контролирует рынок искусства Фаберже. Как говорилось выше, подлинные цветочные композиции Фаберже чрезвычайно редки и в настоящее время продаются в известных специализированных магазинах по цене свыше 500 тысяч долларов, а иногда и более миллиона долларов.
На этом же аукционе «Sotheby's» произошел еще один занятный случай. В первом разделе аукционного каталога, в котором представлены произведения без упоминания фирмы Фаберже, была размещена цветочная композиция под лотом 136, описанная как «Полевые цветы из золота и поделочного камня» (оценена в 1200-1800 долларов, а продана за 3250 долларов). Но вот, что странно: через несколько лет, в 1996 году, это произведение появилось на выставке Гезы фон Габсбурга «Фаберже в Америке» как «Полевые цветы в горшочке из горного хрусталя», при этом в официальном каталоге выставки он описывает его как одну из редких подлинных цветочных композиций Фаберже, любезно одолженную антикварным магазином «A la Vieille Russie» в Нью-Йорке. А вот что удивляет (и запутывает дело) еще более: в каталоге выставки «Faberge Revealed» 2011 года Габсбург уже характеризует произведения, аналогичные по техническому исполнению и описанию «Полевым цветам в горшочке из горного хрусталя», как очевидные примеры подделок, изготовленных в 40-х годах XX века7. Он пишет:
«Подделки произведений Фаберже начались уже при жизни Карла Фаберже...Уже во время проведения Всемирной выставки 1900 года в Париже показанные им [Фаберже] там цветы породили свое явное копирование в Германии». Эти выводы были сделаны Габсбургом на основе мемуаров Франца Бирбаума - главного художника фирмы, в которых сказано: «Когда впервые эмалевые цветы были выставлены на Парижской выставке 1900 года, они тотчас же были скопированы немецкими и австрийскими фабрикантами и появились на рынке в дешевых изданиях, в которых эмали были заменены лаками, а вазочки горного хрусталя - стеклом».
В действительности, производство такого рода дешевой массовой продукции было весьма легко распознаваемым и не претендовало на произведение искусства, и ни в ком случае не могло быть принято за работу фирмы Фаберже!
Также в своей статье в каталоге выставки «Faberge Revealed» Габсбург, ссылаясь на опасения, которые появились у Бейнбриджа в 1949 году, заявляет: «Цветочные композиции, которые были приобретены английской королевской семьей после 1940-х годов и позже, хотя наверняка подлинные, но должны быть, по крайней мере, изучены».
Такое заявление, несмотря на расплывчатость, указывает на то, что «наверняка подлинные», на самом деле «не такие уж и подлинные», и является весьма компрометирующим, поскольку эти покупки, как правило, производились в очень тесном кругу «экспертов-специалистов по Фаберже».
Королевская коллекция произведений Карла Фаберже, а в особенности цветочные композиции, на протяжении многих десятилетий считались Габсбургом и другими «экспертами» эталоном качества, изящества и подлинности. На этих примерах можно увидеть присущие Габсбургу склонность менять свое мнение на противоположное и способность манипулировать информацией, вырывая цитаты из контекста, для обращения их в свою пользу и оправдания своих неуместных высказываний в роли куратора выставок, автора многочисленных статьей и «ведущего эксперта по Фаберже», у которого, однако, множество серьезных проколов в экспертизе значимых произведений фирмы, в том числе и с прославленными императорскими пасхальными яйцами.
Такое шарлатанство Габсбурга и других «экспертов», через которых контролируется арт-рынок русского искусства на Западе, неизбежно ведет к тому, что у общественности возрастают сомнения в отношении подлинности произведений русского искусства, шедевры ассоциируются с подделками, что наносит урон России, как в культурном, так в политическом и экономическом плане. Когда редкие подлинные цветочные композиции от Фаберже все же появляются на международных аукционах, они зачастую теряются в океане подделок, вызывают недоверие и опасение у потенциальных покупателей.
Представьте ситуацию, когда произведениям присваиваются нечеткие определения, например, «возможно» или «вероятно Фаберже» или когда такие «эксперты» как Габсбург постоянно меняют свое мнение. Это приводит нас к необходимости поставить простой, но чрезвычайно важный вопрос: какова же в сущности роль таких «экспертов»? Подобные случаи и вышеупомянутая продажа на «Christie's» добавляют недоверие и непонимание не только в отношении цветочных композиций, но также и знаменитых императорских пасхальных яиц.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 На выставке «Великий Фаберже - искусство ювелиров придворной фирмы» я был одним из немногих западных коллекционеров, выставивших произведения из своей коллекции. На выставке «Блестящая эпоха Фаберже» 1992 года я был одним из организаторов и куратором.
2 Плюс комиссионные в размере 10% - за 40 тысяч фунтов стерлингов в 1976 году можно было купить квартиру в Лондоне.
3 О том, что Кеннет Сноумэн был его наставником, Габсбург пишет в своей статье «Fau bergé» 1994 года, опубликованной в журнале «Art & Auction», том 16, стр. 76-79.
4 Каталог аукциона «Cristie’s» Highly Important Russian Works of Art, Geneva, April 27, 1977.
5 G. von Habsburg (1986) Fabergé, стр. 345.
6 G. von Habsburg (1994) Fau ebergé’, опубликованная в журнале «Art & Auction», том 16, стр. 76-79.
7 G. von Habsburg (2011) Faberge Revealed: At the Virginia Museum of Fine Arts.
(Продолжение следует.)