Документ о студенческих волнениях в СССР.

Aug 23, 2015 19:08

Я уже как-то опубликовал один документ:

http://byacs.livejournal.com/72702.html

Вот еще один. Как уже говорил в 1940 г. в сталинском СССР были приняты драконовские антисоциальные законы - введение УГОЛОВНОЙ ответственности в КЗоТ, сокращение всяких социальных "гарантий", выразившееся, например, в борьбе с "симуляцией", т.е. когда попросту затруднена была выдача освобождений от труда и выдача больничных листов...

В череде этих мер, вызвавших бурю негодования международных профсоюзных организаций (несмотря на то, что шла война), что привело к фактическому исключению СССР из МОТ - Международной организации труда. Вот так - первое государство трудящихся  не выполняло базовые принципы организации труда...

В череде этих антисоциальных законов было и постановление о введении платы в 8-10 класса школ, техникумах и вузах. Вот так. И пусть коммунистические пиздаболы не трендят о "бесплатном образовании". В сталинские времена и вплоть до Хруща - оно было ПЛАТНЫМ.

СЕКТОР ИНФОРМАЦИИ ОРГИНСТРУКТОРСКОГО ОТДЕЛА.

т. Никитину
5 октября 1940 г.
ИНФОРМАЦИЯ
О проведении массово-разъяснительной работы в ВУЗах и о настроениях студентов в связи с постановлением СНК СССР «Об установлении платности за обучения и изменении порядка назначения стипендий»

Настроения студентов.
Постановление Совнаркома СССР об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР студентами ВУЗов города Воронежа встречено по разному. Большинство студентов, слышавших 2 и 3 октября постановление по радио, восприняли и истолковали введение платности обучения и изменение порядка назначения стипендий, как мероприятие, лишающее их обучения в ВУЗе. В значительной части высших учебных заведений и техникумов 3 октября среди студентов наблюдалось подавленное настроение.
В перерывах между лекциями и вечером в общежитиях студенты собирались группами и по-разному истолковывали постановление.
Несколько снизилась явка студентов на лекции, главным образом, на первых и вторых курсах. Так, 4 октября не явились на занятия 8 студентов первого курса стоматологического института.

В инженерно-строительном техникуме 4 октября не явилось на занятия из 280 - 35 человек. В техникуме Маслопрома этого же числа учащиеся 2-го курса и 11 человек первого курса. Некоторая часть студентов пединститута и зооветинститута 4 октября тоже не присутствовали на занятиях, ходили искать работу.
В большинстве институтов и техникумов 3 и 4 октября студенты группами приходили просить документа, но брать не решались. В СХИ по 10 -15 человек приходило с каждого факультета. Пока известно, что взяли документы, уехали домой, другая подала заявления в военные учебные заведения. В ряде мест 3 и 4 октября на лекциях студенты вели себя шумно, но не записывали лекции, перебивали лекторов вопросами не по существу читаемой лекции, пытаясь нетактичным поведением выразить протест.
Так, в институте нархозучета 4 октября в группе торговли студенты отказались заниматься, мотивировали отказ тем, что «разволновались и не подготовились».
В одной группе этого же института на лекции Кузнецовой студенты не хотели записывать лекции, переговаривались. В группе по бухгалтерскому делу 13 студентов отказались отвечать.
В сельско-хозяйственном институте 3 октября на лекции доцента Воскресенского некоторые студенты первого курса мехфака вели себы по-хулигански.

Так, комосрг группы студент Туркин, студенты Лелецкий, Сенцов, Бабкина, Чукунов и Савенко на вопрос преподавателя по классу «поняли?», указанные студенты хором и с озлоблением кричали «поняли». Студент Туркин выкрикивал непонятные дикие возгласы, люлюкания. Свое поведение Туркин объясняет настроением, которое у него было вызвано постановлением СНК СССР. За хулиганское поведение на лекции Туркин снят с работы комсорга группы и исключен из комсомола.
На занятиях у ассистента Веревкина студенты агрофака вели разговоры о том, что заниматься не будем, уедем домой.
В педагогическом институте во время перерыва оказалось в ходу, до этого дня не применявшаяся студентами песня «Последний нынешний денечек».

Проявление антисоветских настроений.
На фоне общего, несколько подавленного настроения отдельные лица из среды антисоветски настроенных студентов, пытались использовать создавшееся настроение.
Так, студенты техникума Маслопрома Перевощиков и Малаховский, не раз ранее замечавшиеся в пьянстве, грубости и хулиганских поступках, заявляют: «здесь больше делать нечего, поедем в колхоз».
В этом же техникуме на подоконнике оказался написан лозунг «ребята, каюк!».
В мединституте староста группы студент Сысоев во время лекции читал книгу «Кочубей», на замечание преподавателя демонстративно ответил: «Теперь ночью мы должны работать, днем учиться, а когда де нам читать?».

Студентка этого же института, дочь врача, не получавшая стипендию, среди студентов вела разговор: «Придется теперь уходить из института, чтобы учиться теперь, нужно будет выходить замуж за хорошо обеспеченного человека».
На третьем курсе общей группы института нархозучета во время лекции одним из студентов пущен по классу рубль с надписью «Калинину», студенты с улыбкой передавали этот рубль один другому.
После беседы, проведенной со студентами первой группы второго курса сельхозинститута, один из студентов с насмешкой выкрикнул «что дальше, то лучше», «картошка на базаре 2 рубля».
Студент агрофака Герасимов нарисовал институт и отходящего от него студента с котомкой за плечами.
Здесь же появилась карикатура «Студент тянет за рога барана на базар».

Деятельность партийных и комсомольских организаций.
Распространение упаднического настроения в значительной степени объясняется еще и тем, что в ряде ВУЗов и техникумов партийные и комсомольские организации были застигнуты врасплох. Отдельные комсомольцы и члены партии первое время не нашли аргументов в доказательство важности и необходимости постановления.
Так, например, парторганизация зооветинститута до 5 октября не приступила к проведению бесед среди студентов. 3 октября в институт было проведено совещание комсомольского и профсоюзного актива, 4 октября собрание научных работников и партсобрание.

Студенты пока предоставлены сами себе. В результате этого непосещение лекций, особенно на первых курсах, нездоровые настроения.
Руководство колхозного сельско-хозяйственного техникума «успокоило» учащихся тем, что запросило в наркомате разъяснение и ждет для техникума особое положение.
Парторганизация пединститута, СХИ, ВГУ и другие 4 октября расставили партийные силы и провели среди студентов в общежитиях и в институтах беседы и собирали студентов небольшими группами.
В процессе проведения бесед студенты везде задавали массу вопросов, примерно, следующего содержания: «Когда можно получить документы? Будет ли выдана стипендия за октябрь? Будут ли платить за учение те, которые будут получать стипендию? Можно ли перевестись в ВУЗ по месту жительства? Будут ли взимать плату за общежитие? Можно ли перейти на заочное обучение? Будет ли получать стипендию ударники учебы? Обязательно ли посещение лекций? и ряд других вопросов.
В большинстве случаев к проведению бесед по группам был привлечен преподавательский состав, выступления студентов, правда, незначительное количество. Студенты говорили, что они сейчас учатся и работают и призвали упорным и настойчивым трудом завоевывать высшее образование.
Выступлений, не одобряющих постановление правительства не было, тем не менее ряд студентов, задавая вопросы, высказали свое неудовлетворение.

Например:
В сельхозинституте один из студентов спрашивал: «почему бы не повысить налоги, чтобы полностью удовлетворить студентов».
В химико-технологическом институте задали такой вопрос: «Как же студенты теперь будут оплачивать взносы по займу? Как можно добиться отличной учебы, если будем работать? Обязательно ли посещение лекций, если мы будем учиться за «свой счет»? Если все будем учиться отлично, то хватит ли у государства денег платить нам стипендии?»
Собрания студентов, проведенные по группам, несколько разрядили создавшееся настроение, но не создали еще перелома. Значительная часть студентов чувствует себя озадаченной.
Решения собраний, одобряющих постановление СНК СССР, принимаются без должного энтузиазма. Так, например, на собрании комсомольской организации инженерно-строительного института два раза голосовали за резолюцию, одобряющую постановление правительства. Первый раз не голосовали на «за», ни «против», при втором голосовании «против» не было, два комсомольца воздержались.
На всех собраниях студентов по обсуждению постановления правительства выявились чрезмерно живучие иждивенческие настроения. Ряд студентов просто в недоумении, как можно до двадцатилетнего возраста и даже после быть на иждивении родителей, а не на иждивении государства.
Растерянность и недостаточная оперативность партийных и комсомольских организаций ВУЗов и техникумов сказалась еще и в том, что за эти дни не была выпущена ни одна стенная газета, бичующая нездоровые настроения.

5 октября парторганизации ВУЗов привели себя в боевой вид. В большинстве ВУЗов и техникумов расставлены партийные силы, планово проводится разъяснительная работа. Проведены собрания по группам. Парторганизации готовятся к проведению широких студенческих собраний с тем, чтобы вскрыть все недостатки работы ВУЗов и техникумов, показать силу и то колоссальнейшее значение, которое содержит в себе постановление Совнаркома СССР, вызвать у студенчества новое, еще более мощное стремление к повышению качества учебы в ВУЗах и стремление к труду на укрепление могущества нашей родины.

По городам и районам Воронежской области.

Постановление правительства об установлении платности обучения и изменения порядка назначения стипендий с некоторой растерянностью встретили учащиеся педагогических училищ и техникумов по другим городам и районным центрам Воронежской области. Фактов нездоровых настроений, враждебных выпадов не выявлено. На третий день опубликования постановления в высших и средних учебных заведениях городов и районов области было следующее состояние:
Острогожск. Райком ВКП (б) провел совещание с директорами и учителями школ, проведена разъяснительная работа среди учащихся и населения. Значительная часть учащихся 5 октября на выходной день выезжает домой за советом родителей.

Усмань. Проведено только совещание с преподавателями педучилища и собрание с учащимися педучилища. Несколько человек подали заявление об уходе из училища. Работа в других учебных заведениях не начиналась. В Усманском педучилище прибыло несколько человек, учившихся в Воронеже.
В Липецком районе никакой разъяснительной работы не проводилось. 5 октября группа учащихся 3 курса педучилища приходили в РОНО и просили послать их на работу. После разъяснения эти товарищи вернулись в училище.
Борисоглебск. Горкомом ВКП (б) проведено совещание с директорами школ и секретарями парторганизаций, проведено также собрание со студентами пединститута. Настроение здоровое, случаев ухода с учебы нет.
Грязи. Проведено собрание с учащимися хим.техникума, подано 25 заявлений об уходе с учебы. В других учебных заведениях никакой разъяснительной работы пока не проводилось.
Россошь. Во всех средних учебных заведениях проведены собрания с учащимися. Настроение хорошее. Присутствие на занятиях полное. В некотором замешательстве часть учащихся сельско-хозяйственного техникума и бывшие детдомовцы, не имеющие родственников.

Можно считать, что кратковременный период растерянности и замешательства, охвативший некоторую часть студентов и учащихся техникумов, проходит. Старосты групп заявляют, что ряд студентов, намеревавшихся уходить из институтов, получают от родителей телеграммы, предупреждающие на в коей мере не оставлять учебу. После того как первичные партийные организации значительно улучшили партийно-массовую работу по разъяснению постановлении правительства и стали принимать более решительные меры к разоблачению носителей нездоровых настроений, положение значительно улучшилось.
Одновременно необходимо отметить, что проявление нездоровых настроений у некоторой части студенчества свидетельствует о низком уровне проводимой партийно-политической работой в Вузах, Техникумах.
Этот факт свидетельствует и о том, что многие районные комитеты партии, как в городе Воронеже, так и других городов и сельских районов в первые дни после выхода постановления Совнаркома СССР не сумели правильно организовать массово-разъяснительную работу вокруг этого постановления и вообще слабо связаны с Вузами, Техникумами и школами.

Зав. Оргинструкторским
Отделом Обкома ВКП (б) подпись (Некрасов).-

Зав. сектором информации подпись (Ладейщиков)

россиеведение, социальная политика, ссср

Previous post Next post
Up