Оригинал взят у
salatau в
О чем молчал основатель Apple: почему вузы России последние в рейтинге ТаймсТрудности перевода: почему вузы России последние в рейтинге «Таймс»
МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. Проблемы с переводом научных трудов на английский язык, малая мобильность преподавателей российских вузов и «заточенность» методологии «Таймс» на англо-саксонскую модель образования не дают ведущим российским вузам - МГУ имени Ломоносова и СПБГУ - занять высокие позиции в этом рейтинге, уверены опрошенные РИА Новости эксперты. Однако они же призывают не делать скоропалительных выводов о качестве российского образования и обратить внимание на рейтинговые системы, учитывающие отечественные образовательные реалии.
В опубликованный накануне международный рейтинг высших учебных заведений, ежегодно выходящий по заказу британской газеты «Таймс», были включены два ведущих российских вуза, носящих особый статус федеральных учебных заведений. Однако в Топ-400 российским образовательным флагманам досталась только вторая половина списка. Московский государственный университет имени Ломоносова занимает 276-300 строчки рейтинга наряду со Стамбульским техническим университетом (Турция), университетом Ньюкастла (Австралия), автономным универститетом Мадрида (Испания), а Санкт-Петербургский госуниверситет занял 351-400 места, набрав равное число баллов, в частности, с университетами Тарту (Эстония), Турку (Финляндия) и политехническим университетом Турина (Италия).
Кому, на ваш взгляд, наиболее полезен рейтинг качества приема в российские государственные вузы?
Если говорить о лидерах, то знаметиный Гарвард уступил первую строчку Калифорнийскому технологическому университету. В топ-10 также оказались Кембридж, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Стэнфордский университет, Принстон, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский университет в Беркли и Университет Чикаго.
Методология
При ранжировании исследователями учитывались способность вуза работать на развитие промышленности (Industry income), уровень преподавания (Teaching), научная деятельность (Research), индекс цитирования научных работ университета (Citations), а также международная репутация (International outlook). При подготовке рейтинга были опрошены более 17,5 тысяч представителей вузовской науки в 137 странах мира. Оценкой вузов занимались 50 экспертов из 15 стран.
Что для Вас является главным показателем престижности вуза?
Самые «тяжеловесные» индикаторы (по 30% от общего балла) - Teaching, Research и Citations. Последние два показателя и стали основной причиной «проседания» МГУ и СПБГУ в рейтинге. Московский университет набрал здесь 27,5 и 11 баллов соответственно, а СПБГУ - 19,7 и 3,1 балла. При этом, согласно рейтингу «Таймс», МГУ демонстрирует высокий уровень ориентированности на реальный сектор экономики (80 баллов), хороший уровень преподавания (47,9 балла) и международной известности (53,3 балла). У Санкт-Петербурского университета эти же показатели скромнее: 26 баллов, 37, 6 балла и 38,1 балла соответственно.
Рейтинг науке не помеха
По мнению экспертов, привлеченных «Таймс», при достаточно неплохом уровне преподавания и прикладных исследований, МГУ уделяет недостаточно внимания академической науке, а также продвижению результатов своих исследовательских проектов в зарубежных научных изданиях и научном сообществе.
Однако проректор МГУ Виктор Кружалин уверен, что Россия просто слишком медленно реагирует на введение такого нового параметра, как цитирование.
«Пока еще МГУ и СПбГУ еще не осознали таких революционных преобразований доведения до широкой научной общественности своих научных результатов. Они известны, этого никто не отрицает, но оперативность, скорость, качество доставки, к сожалению, пока у нас низкое», - отметил он.
Кружалин также уверен, что только по низкому баллу индекса цитируемости нельзя делать вывод о низком качестве научной работы.
«В зарубежных изданиях вы практически не увидите ссылки на российские работы, зато на себя они ссылаются в изобилии, но, это не значит, что у нас то или иное научное направление отстает от того, что делается в англоязычной стране. Просто мы не придавали этому серьезного значения», - отметил проректор.
По мнению руководителя аналитической службы Российского союза ректоров (РСР) Бориса Деревягина, российские вузы в очередной раз не попали в топ-200 рейтинга «Таймс», в частности, потому, что зарубежные ученые мало информированы о научных работах российских коллег, что ведет к малому количеству взаимных цитирований. Другой аспект этой проблемы формальный: наши ученые, уехавшие работать за рубеж, не указывают при публикации работ на английском языке в качестве основного места работы российские вузы.
«В то же время, зарубежные рейтинги преимущественно нацелены на англо-саксонскую образовательную модель. И организаторы рейтингов это неоднократно подтверждали. Неудивительно в этом плане, что российские вузы оказываются в них далеко не на первых местах. Это все равно, что оценивать внедорожные прототипы с точки зрения требований, предъявляемых к гоночным болидам», - сказал РИА Новости Деревягин.
«Трудности перевода» считает одной из преград для продвижения российских вузов в международных рейтингах вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.
«В этих рейтингах, в частности, в рейтинге “Таймс, всегда неявно присутствует бонус для вузов, которые работают с английским языком и перешли на реальное двуязычие. Например, так давно работают многие японские и китайские вузы. Мы же еще не перешли на эти формы: естественно, наши работы, в том числе и выдающиеся, могут не попадать в их базы данных”, - сказал эксперт.
По его словам, российским вузам просто не хватает публикаций за рубежом, так как не все наши исследователи, особенно среднего и старшего возраста, владеют англиским языком.
“Не нужно также забывать, что до последних лет у нас были очень серьезные потери в материальной базе, что значимо, например, для исследований в области физики или химии. Сейчас эти вложения были сделаны, но чтобы они начали давать отдачу в научных статьях потребуется 5-7 лет”,- сказал эксперт.
Он уверен, что говорить о том, что в высшем образовании в России все “из рук вон плохо”, нельзя. “Плоховато - да, но давайте с этим работать конструктивно”, - отметил Болотов.
Эксперт считает, что рейтинги должны быть интегральными и разнообразными.
Больше рейтингов
У зарубежных рейтинговых агентств есть желание вытеснить российские вузы из числа мировых академических лидеров на периферию научно-образовательных процессов, считает генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина.
“Как следствие, в условиях жесткой международной конкуренции страна теряет качественных зарубежных студентов, которые могли бы приехать учиться в наши вузы, страна теряет талантливых ученых, которые могли бы у нас преподавать”, - сказала она РИА Новости.
По мнению эксперта, “нужно самим становиться игроками на поле рейтингования”. В пример Каширина привела опыт Китая, который создал глобальный Шанхайский рейтинг вузов и тем самым укрепил позиции своих университетов в мире.
“Необходимо создать российский глобальный образовательный рейтинг, который будет согласован с мировыми тенденциями оценки качества образования, но при этом будет учитывать фундаментальные конкурентные преимущества образовательной системы России и Европы, а не только англо-американский подход”, - считает генеральный секретарь Союза ректоров.
Эта инициатива неоднократно обсуждалась в ректорском сообществе, последний раз о ней говорили на встрече председателя правительства России с активом РСР, отметила собеседница агентства.
“Знаю, что некоторые эксперты сомневаются в целесообразности такого начинания. Однако только так мы сможем отстоять свое образование, совершенствовать его, сохранять традиционные конкурентные преимущества. Если же мы останемся пассивными субъектами рейтингования, то тенденция снижения позиций будет сохраняться”, - полагает Каширина.
От фокуса к интегралу
Эксперты также вспомнили опыт Высшей школы экономики и РИА Новости по работе над мониторингом качества приема в россиских вузах в 2010 и в 2011 годах. В последнем исследовании авторы анализировали баллы ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс бакалавриата/специалитета на бюджетные места очной формы обучения. В выборку вошли 525 государственных вузов, в том числе муниципальные, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ.
“Эти рейтинги сравнивать нельзя, конечно, потому что среднй балл ЕГЭ показывает не столько реальное состояние рельных дел в вузе, сколько предпочтения абитуриентов, популярность в обществе”, - заметил Болотов.
Он подчеркнул, что рейтинги не должны строиться по одному параметру.
“У мехмата МГУ может быть низкий конкурс и это понятно, потому что туда идет только тот, кто всерьез занимается математикой. А на какую-нибудь популярную специальность в не самом передовом вузе конкурс может быть 20 человек на место, но разве это говорит о качестве вуза?”, - сказал Болотов.
По мнению экспертов, при рейтинговании, нужно тщательно обсуждать с профессиональным сообществом основные индикаторы и их весовые коэффициенты. “Более эффективными являются комплексные рейтинги, а в ВШЭ делает их фокусными. И хорошо бы, чтобы рейтинги делали не вузы, а специальные агентства, чтобы исключить любую предвзятость в этом отношении”, - считает Кружалин
ОТСЮДА Малоизвестный Стив Джобс: о чем молчал основатель Apple
Отдавая дань умершему основателю Apple Стиву Джобсу, многие журналисты не могу скрыть своего удивления тем фактом, что большинство людей прощаются с Джобсом так, будто это был их близкий друг, которого они хорошо знали. На самом же деле о личной жизни великого предпринимателя мало что известно.
Журналисты американского портала Y! Tech проливают свет на некоторые малоизвестные подробности биографии Джобса.
Знакомство с настоящими родителями
Несмотря на то, что мать Стива Джобса отдала сына приемным родителям сразу после его рождения, будущий основатель Apple всегда морщился, когда мужчину, который его вырастил, называли «приемным отцом». Позже Стиву удалось отыскать своих биологических родителей. Ими оказались логопед Джоан Симпсон и Абдулфаттах Джандали, американец сирийского происхождения и мусульманин, который на данный момент, владеет одним из казино в штате Невада. Стив Джобс смог наладить связь со своей биологической матерью, однако их отношения оставались прохладными.
Неоконченное высшее
Основатель одной из самых успешных компьютерных компаний в мире так и не закончил колледж. Более того, Стива Джобса исключили сразу после первого семестра, так как его семья была не в состоянии оплачивать обучение в дорогостоящем гуманитарном колледже Рид, который находился в Портленде, штат Орегон.
Предпринимательская жилка
Сегодня Стива Джобса вспоминают, в основном, как основателя Apple и изобретателя одного из первых персональных компьютеров, однако мало кто знает, что Джобс также принимал участие в создании одной из самых знаменитых видеоигр всех времен - «Арканоиде». Задача игрока - управлять движущейся платформой, не давая упасть скачущему шарику, который разбивает расположенную вверху экрана кирпичную стену. Над дизайном этой игры Джобс работал в середине 1970-х, будучи сотрудником компьютерной фирмы Atari. Для решения поставленной задачи Стив нанял себе в помощники Стива Возняка, на пару с которым позднее основал Apple. Решения, предложенные Возянком, были столь хороши, что фирма Atari, расщедрившись, выплатила программистам огромный по тем временам гонорар в размере 5 000 долларов. Правда, Джобс решил присвоить деньги в одиночку и заплатил Возняку всего 375 долларов, даже не сказав ему о получении столько крупной премии.
Женщина или работа?
Основав компанию Apple в 1976 году, Стив Джобс посвящал работе практически все свое время. За всю жизнь он пропустил всего несколько рабочих совещаний. Одну из немногих деловых встреч Джобс «прогулял» ради первого свидания со своей будущей женой. Происходило это так. Джобс сидел за рулем своей машины, готовясь к совещанию, и вдруг задумался: если бы тот вечер стал последним в его жизни, хотел бы он провести его в обществе коллег или женщины, которая ему давно нравилась. Ответив на этот вопрос, Джобс выскочил из машины, подбежал к проходившей мимо Лоурен Пауэлл и пригласил ее на свидание. Девушка согласилась, и с тех пор они не расставались.
Сестра-писатель
Родная сестра Стива Джобса Мона Симпсон - популярная писательница. В 1998 году ее самая известная книга «Anyway but here» («Где угодно, только не здесь») была экранизирована, главные роли в фильме исполнили знаменитые актрисы Натали Портман и Сьюзен Сарандон. Мона Симпсон была единственным биологическим родственником Стива Джобса, с которым у него сложились дружеские отношения. Основатель Apple души не чаял в своей сестре, а та посвятила книгу «Anyway but here» своему брату Стиву.
Романы со знаменитостями
У Стива Джобса был короткий роман со знаменитой фолк-исполнительницей Джоан Баэз. Певица никогда особо не распространялась на этот счет, предпочитая рассказывать, скорее, о своих отношениях с Бобом Диланом. Кстати, Дилан был одним из любимых исполнителей основателя Apple. Также у Стива Джобса были недолгие отношения с актрисой Дайан Китон.
Внебрачная дочь
Когда Стиву Джобсу было 23 года, его девушка Крисанн Бреннан родила ему дочь Лорин. Бизнесмен не только не захотел жениться на Бреннан, но и долгое время отрицал факт своего отцовства, пытавшись доказать через суд, что он бесплоден. Позднее Стив Джобс все-таки признал Лорин своей дочерью и оплатил ее обучение в Гарварде.
Альтернативный образ жизни
Стив Джобс не скрывал, что в юности употреблял наркотики, в том числе, ЛСД. Кроме того, Джобс был вегетарианцем и приверженцем традиционной восточной медицины. Первоначально он даже пытался лечиться от рака народными средствами.
Благосостояние
Состояние Стива Джобса составляло 5,1 миллиарда долларов. Ему принадлежали 5,426 миллиона акций Apple и 138 миллионов акций студии Disney. При этом официальная зарплата Джобса, как главы компании, составляла всего 1 доллар в год.
ОТСЮДА