О мощах князей Бориса и Глеба

Aug 05, 2015 21:31

Оригинал взят у avdy_san в О мощах князей Бориса и Глеба
Со всей определенностью можно сделать вывод о том, что святые князья Борис и Глеб были канонизованы при великом князе Киевском Ярославе Мудром и митрополите Киевском Иоанне I, в воскресенье 24 июля 1037 года в Киевской епархии (первый этап). Последующая судьба святых мощей братьев также представляет значительный интерес: они были перенесены еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае.


По смерти великого князя Киевского Ярослава Мудрого почитание святых страстотерпцев растет. Их новое перезахоронение происходит в 1072 году, когда их племянники, князья Изяслав (в то время великий князь Киевский; † 1079), Святослав († 1076) и Всеволод († 1093) Ярославичи, а также русские иерархи во главе с митрополитом Георгием († после 1073) в воскресенье 20 мая переносят останки святых братьев в новую одноглавую церковь. Церковь эта была построена стяжанием великого князя на месте прежней пятиверхой, уже ветхой.

Князья несут на своих плечах деревянный гроб Бориса, а затем в церкви перекладывают мощи в каменный саркофаг. Затем привозят на санях каменный саркофаг с мощами Глеба. При открытии гробниц святых князей митрополит благословляет трех братьев-князей рукою святого Глеба. Затем совершается Божественная литургия, после чего устраивается пир. С того времени начинается процесс общерусского прославления святых страстотерпцев Бориса и Глеба (второй этап канонизации).

Следует отметить, что, когда сначала был открыт гроб Бориса и церковь наполнилась благоуханием от мощей (немаловажный факт при уже ранее состоявшейся канонизации), митрополит Георгий, будучи «не твердъ верою к нима», упал ниц и стал молиться и просить о прощении: «Прости мя Господи, яко съгреших неверьствовахъ къ святыма твоима».

Здесь следует пояснить, что сомнения митрополита-грека были вполне естественны. Борис и Глеб - именно страстотерпцы, причастники страстей Христовых, а не мученики за веру (канонизация князей потребовала дополнительного согласования с Константинополем).

Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми - кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году.

Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич. Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен.

Хочу отметить связь благоверных князей Бориса и Глеба со святителем Николем Чудотворцем.
"Радуйтеся, во граде Дорогобужи жену некую, в праздник святителя Николая работавшую, разрушением храмины ея и изсушением руки наказавшии; радуйтеся, по триех летех с верою притекавшей ко святым мощем вашим жене той исцеление подавшии." Икос 8, Из акафиста святым благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу во св. Крещении Роману и Давиду, Российским чудотворцам.

#русь, история Русской церкви

Previous post Next post
Up