Об одном писателе-социалисте.

Aug 01, 2015 23:27

Речь пойдет о писателе Инка Гарсиласо де ла Вега (1539 - 1616). Его называют еще первым латиноамериканцем, а нынешние перуанцы считают его своим, как и испанцы. Родился он в Америке, а умер в Испании, в Кордобе.


Сразу скажу, что его экзотическое имя, - ненастоящее, а творческий псевдоним, который с разрешения испанского короля стал его именем. А вообще его звали Гомес Суарес де Фиегора.


Инка Гарсиласо на перуанской банкноте.
Дело в том, что его отец де ла Вега сожительствовал с племянницей императора Инков, таким образом, брак по тогдашним понятиям был незаконным, и будущий писатель не имел права называться ни де ла Вега, ни Инка. Поскольку Инка - означает не этническую принадлежность, а в данном случае - титул (нечто вроде Великого князя у нас, или Герцога в Европе). Само собой по женской линии титул не наследуется, не говоря уж о том, что Гарсиласо был бастардом, т.е. незаконнорожденным по тем понятиям.

Воспитывался будущий писатель в Куско- столице Инкской империи. Вплоть до 1592 г. империя сохраняла формальную независимость, но признавала над собой власть испанского короля. Инки быстро перешли в католицизм и по-прежнему управляли своей империи почти как встарь. В Куско находился епископ, генерал-губернатор и небольшой гарнизон. И получилось так, что Гарсиласо вырос в очень непростой и интересной среде. С одной стороны это были испанцы - солдаты, разбойники, - т.н. "секундейрос" - "вторые сыновья" беспоместных испанских дворян, которым по законам майората ничего не светило, кроме титула и шпаги, - остальное, так сказать, добивайся сам... Потом можно назвать священников - в Куско особым влиянием пользовалось Общество Иисуса - иезуиты, которые и учили всех грамоте, проповедовали Веру Христову. И, наконец, коренная инкская знать.

Затем будущий писатель уехал в Испанию, к своим родственникам по отцу, участвовал в войнах, заслужил благосклонное расположение короля, стал писателем. Живя в Испании и Италии заслужил репутацию этакого, как это стали называть в ХХ веке латиноамериканского "мачо".

А теперь о его главном труде "Подлинные комментарии об истории государства Инков" (1609), в русском переводе "История государства Инков". В книге он описал историю империи и ее социально-экономическое устройство. Читая книгу, предстает картина, очень похожая на "Утопию" сэра Томаса Мора. Тоталитарное общество управляется Центральным комитетом партии инками. Вся собственность принадлежит им, т.е. государству. За пользование собственность все подданные империи несут всевозможные повинности - трудовые, военные, нормы сдачи картофеля, шерсти и пр. (даже вшей должны были сдавать государству и собственные фекалии, которыми удобряли поля).


Так Инка Гарсиласо де ла Вега писал, что инвалиды и неимущие, «отдавали подать» государству «и заключалась она в том, что через такое-то количество дней они были обязаны вручить губернаторам своих селений несколько [пустотелых] стеблей со вшами. Говорят, что инки просили ту подать, чтобы никто… не избегал бы выплачивать дань, каким бы бедным он не был бы, и что у этих просили вшей, ибо, как бедные паралитики, они не могли сами нести службу, являвшуюся податью, которую выплачивали все. Однако они также говорили, что основным намерением инков, [побуждавшим их] просить ту подать, была любовная забота о бедных паралитиках, дабы принудить их освобождаться от вшей и очищать себя, чтобы они, как несчастные люди, не погибли бы сожранные вшами. За эту заботу, которую во всем проявляли короли, их называли любящими бедняков. Декурионы над десятью [жителями], были обязаны заставлять платить эту подать» . Нечто подобное заявлял Ленин: «наша задача есть борьба со вшами, которые разносят сыпной тиф», это «бедствие… не даст нам возможности справиться ни с каким социалистическим строительством» .

Все нормы строго учитывались. За малейшее вранье, нетоность и ошибку полагалась смертная казнь. При этом у них отсутствовала письменность (!) и все население было поголовно неграмотным. Но у них была знаковая система кипу - (узелковое письмо). А немало информации заучивалось наизусть и устно передавалось - история у них фиксировалась в героических гимнах о 28 панфиловцах героях и подвигах. Все население получало паек, сообразно своему иерархическому положению в обществе. Однако паек был таким, что у подданных империи всего было вдоволь. Не было нищих, больных и голодных, что резко отличало государство инков от тогдашней Европы. Правда, стоит отметить, что тунеядцев и "отлынивающих от работы" отправляли в трудовые лагеря, а в случае болезни проводилось следствие и принудительное лечение, в случае отсутствия симуляции и нанесения умышленного вредя своему здоровью.
В государстве полностью отсутствовала торговля и деньги. Все товары распределялись с казенных складов. Труд начинался ежедневно, специальный человек дудел в рог, сделанный из раковины, люди вставали, строились в колонны и шли с песней на работу. так же работа и заканчивалась по заводскому гудку.
Работали они без выходных. Правда несколько раз в год были праздники - основные весенний и осенний 7 ноября и 1 мая. На эти праздники проводились парады и массовые шествия, в которых участвовало все население поголовно. Причем передовиков производства посылали в столицу Куско для участия параде.

Можно еще долго рассказывать об этом - крайне интересно. Особенно параллели с тем, что я сам и многие читатели видели в и еще не так давно. Мы сами немного жители империи Инков.

Единственное, о чем сожалел писатель, это о том, что Инки не знали истинной Христовой веры, и технических достижений европейцев, например, колеса, ножниц, пил (насчет огнестрела - он тогда (16 в.) был малоэффективен), которым они и завоевали империю. Как сказал один хронист из индейцев - нас завоевала корова, лошадь и ножницы. Кроме того, отсутствие гражданского общества способствовало тому, что не было народного сопротивления. Подданные сменили одну оккупацию на другую и в их жизни мало что поменялось.

"Утопия" Гарсиласо прошла духовную цензуру в 17 в. потому, что он выступал как ревностный католик и испанский монархист-легитимист. Попы проглядели проповедь социализма. Кроме того, в то время страноведческие сочинения, утопии о выдуманных странах читателями не различались. и многие воспринимали это, как сейчас воспринимают фантастику и фэнтэзи. Надо сказать, что его сочинение повлияло на позднейших утопистов, которые его сочинение использовали, но как добросовестное историческое произведение книга не воспринималось. Достоверность "Подлинных комментариев" обнаружилась лишь в 19 и 20 вв.
После мятежа Тупаку Амару II в конце 18 в. "История государства инков" была запрещена в Латинской Америке вплоть до 20 и в. и читалась подпольно. Интересно и то, что интерес к этому сочинению в Европе возник в середине 19 в., а французское издание вышло одновременно с Коммунистическим манифестом Маркса... Вот тут то и началась "вторая жизнь" империи Инков - люди уже не помнили, как они ходили строем на работу, как за невыполнение производственных заданий можно было лишиться жизни, как вступление в брак предписывалось начальством и пр.
Они запомнили как "все было", "не было воров" и как "заботились о простых людях чиновники"...
Как сказал один ученый историк - ностальгические культы Латинской Америки...

социализация

Previous post Next post
Up