но истину всегдашнюю, чтоб мир был счастлив весь».
Фильм - притча…
Хотелось бы рассказать о фильме с длинным названием: «Англичанин, который поднялся на холм, но спустился с горы» («The Englishman Who Went Up a Hill But Came Down a Mountain, 1995 г.»)
Кратко о сюжете
Два англичанина-картографа приезжают в 1917 г. в небольшой уэльский городок для того, что провести геодезическую съемку местности. Измерив местный холм Финон-гавр они выясняют, что ему не хватает всего 16 футов, чтобы стать горой на карте. Дело в том, что в Англии - если высота более 1000 футов, - то это гора, а если менее 1000 футов, то холм. Местные жители потребовали перемерить холм/гору, но картографы отказались. Тогда хитрые валлийцы с помощью разных уловок и подлогов (например, портят геодезистам машину) задерживают англичан. А пока англичане сидят в гостинице, они решают нарастить холм землей с окрестных полей, что им удается. Картографы перемеривают холм, и он становится горой. Так сказать в процессе молодой картограф-англичанин (контуженый на войне, напомню идет Первая мировая) находит свою любовь. И спускается с холма вместе с любимой.
В основу фильма положена местная легенда. Говорят, что она не находит реального подтверждения.
Очевидно, что идея фильма взята режиссером Кристофером Монгером из «Котлована» Андрея Платонова. Интересно, что на дне «Котлована» платоновский герой хоронит девочку, - так сказать, показывая, что утопическая идея несет смерть будущему. А в валлийском фильме во время земляных работ умирает местный пастор, - эксцентричный и очень консервативный персонаж. Жители деревни хоронят его на холме, - он становится гигантским погребальным курганом. Это тоже весьма символично, - дань уважения ушедшим в прошлое консервативным ценностям. По всей видимости здесь режиссер пытался обыграть высказывание гениального ученого и мыслитель И. Ньютона: «Мы - карлики, стоящие на плечах гигантов, и лишь поэтому способны видеть дальше, чем они».
Как говорят, «сказка ложь…». Какой намек дал лично мне этот фильм? Полагаю, что это кино как раз о традиционных, настоящих европейских ценностях, которые у нас предпочитают не замечать. А именно, - баланс, идеальное сочетание индивидуалистических и коллективистских ценностей. И подлинный коллективизм, - стремление к ОБЩЕМУ благу, взаимовыручка, взаимоуважение. Именно эти ценности возможны и существуют при наличии не менее чем одного обстоятельства, - нужны ГРАЖДАНЕ, индивидуальности, которые могут объединиться, пожертвовать своим временем, деньгами, для решения даже совершенно непрактичной задачи, - насыпания холма. При этом стоит заметить, что каждый житель чем-то жертвует для общего блага, в частности землевладельцы, - землей в прямом смысле, - снятый плодородный слой будет непригоден для сельского хозяйства. Опять аллюзия, - «землю - крестьянам».
Это и есть подлинный коллектив, - свободный союз свободных граждан, а не стадо колхозных баранов.
Вероятнее всего это, конечно, легенда. Но, мог ли такой случай произойти у нас в стране? Думаю, что сейчас нет. Вот если бы «собраться всем миром на грабеж», - в это бы я охотно поверил. Не случайно автор сценария переместил события в 1917 г. - русской революции, когда бывшие подданные Российской империи начали рыть гигантский платоновский котлован для строительства Вавилонской башни. Как известно, башни как не было, так и нет, да и котлована тоже нет. Зато осталось много трупов и морально, физически искалеченных людей. А вот жители валлийской деревни тогда просто досыпали холм.
А их потомки, когда СССР рухнул? а холм просел, его еще раз досыпали.
Такая вот притча.