Оригинал взят у
varnava_mp в
К Наступающему Рождеству: что такое Неделя Святых Отец? Облиста́ ве́село* и́же въ пещи́ дѣте́й богому́дрыхъ собо́ръ* и Христо́во Рождество́ проповѣ́дуетъ на земли́;* я́ко бо честна́я роса́ низше́дъ, Госпо́дь* Ро́ждшую спаса́етъ неопа́льну,* соблюда́етъ непоро́чну* и обогаща́етъ Боже́ственными дарова́ніи.* Тѣ́мже и богопрія́тный* ра́дуется Даніи́лъ, весел́ся,* Ка́мень бо изъ Горы́ несѣ́ченъ прови́дя я́вѣ,* со дерзнове́ніемъ мо́лится* ны́нѣ о душа́хъ на́шихъ.
Сла́ва, отце́въ, гла́съ 6:
Даніи́лъ, му́жъ жела́ній, ка́мень, безъ руки́ отсѣ́ченъ, ви́дѣвъ Тя́, Го́споди, Младе́нца, безъ сѣ́мене рожде́на, пронарече́ Тя́, изъ Дѣ́вы воплоще́нна Сло́ва, непремѣ́ннаго Бо́га и Спа́са ду́шъ на́шихъ.
И ны́нѣ, предпра́зднства, гла́съ то́йже:
Византíево: Верте́пе, благоукраси́ся, Агница бо гряде́тъ, чревонося́щи Христа́, я́сли же, подъими́те сло́вомъ разрѣши́вшаго отъ безслове́снаго дѣя́нія на́съ, земноро́дныхъ. Па́стыріе, свиря́юще, свидѣ́тельствуйте чудеси́ стра́шному, и волсви́ отъ Перси́ды, зла́то, и лива́нъ, и сми́рну Царю́ принеси́те, я́ко яви́ся Госпо́дь изъ Дѣ́вы Ма́тере. Ему́же и, прини́кше, ра́бски Ма́ти поклони́ся и привѣща́ше къ Держи́мому на объя́тіихъ Ея́: ка́ко всѣ́ялся еси́ Мнѣ́? Или́ ка́ко прозя́блъ еси́ во Мнѣ́, Изба́вителю мо́й и Бо́же?
Приближается к завершению Рождественский пост. Прошлое Воскресение называлось - Неделя Святых праотец. Сегодняшнее - Неделя Святых отец. В чем разница?
Святые праотцы - это все святые Ветхого Завета. Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя.
Мы прославляем всех ветхозаветных святых, которые были устремлены к пришествию в мир Христа и одновременно прообразовали Его явление. Мы возносим сегодня в наших молитвах имена Адама, Авеля, праведного целомудренного Иосифа, пророка Божия Моисея, царя Давида, Ионы, Иова, Авраама, Исаака и Иакова. Но прежде всего перед нами будет предстоять икона святого пророка Даниила и святых трех отроков - Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены в печь вавилонскую.
Святой пророк Даниил, раскрывающий в своих потрясающих пророчествах тайны всей истории человечества, то есть, первого и второго Пришествия Спасителя в мир, являет собой образ праведника, преследуемого за отказ поклониться идолам. Подобно трем отрокам в печи вавилонской, он всегда остается главным примером для Церкви всех времен, начиная с Ветхого Завета и не исключая Церковь Нового Завета. Этот пример становится всё более ярким, всё более обращенным к нам по мере того, как сгущается тьма истории. Он показывает нам, что значит пост и молитва, как дороги они для человека, любящего Бога. Когда с опасностью для своей жизни человек предпочитает хранить пост и молитву и через них стяжать благодать Божию, которая укрепляет его во всех испытаниях.
Святой пророк Божий Даниил являет нам силу веры в гонениях. Это праведник, много раз побеждаемый и всегда побеждающий, когда он побежден, потому что с ним Господь. Он знает, что Бог никогда не оставляет верных Ему. Ветхозаветный пророк Даниил - это не только образ праведника, гонимого за верность Богу, но и пример того, как Бог избавляет всех, кто хранит Ему верность. Когда святой Даниил оказывается брошенным в ров со львами, его питает Сам Бог, показывая, что Он всегда дает то, что необходимо для жизни человеку, который хранит Ему верность. И самое замечательное в жизни этого угодника Божия, когда он отказывается поклониться идолу Ваала, в то время как и царь, и весь народ кланяются ему...
Мы знаем, что враг рода человеческого более всего ненавидит Церковь. Когда ему не удается стереть Церковь с лица земли, он пытается разрушить ее изнутри. Тайна беззакония, по слову апостола Павла, совершается не только во внешнем мире, но и в Церкви. Придет время, когда этот беспримерный и открытый наглец, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, в храме Божием сядет, как бог, выдавая себя за Бога. И многие поклонятся ему.
Это поклонение некоторых мы можем видеть уже сегодня. В Москве при хасидской синагоге зарегистрирована Государственная классическая еврейская академия имени Маймонида. Мы подчеркивали, и еще раз подчеркнем, чтобы не дать повода ищущим повода, что речь для нас не может идти о национальности, потому что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Речь идет об открытой и сознательной ненависти ко Христу Богу и Его Церкви, об одобрении христоубийц, о призыве убивать всех христиан.
Знаменитый средневековый талмудист Маймонид, в честь которого названа упомянутая академия, именно так провозглашает свое главное кредо: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и Его последователей». Мы знаем, как осуществлялась эта программа в недавнее время, какие в нашей Церкви пролились реки крови новых мучеников и исповедников Российских. Мы слышим сегодня, что враги не собираются ни на миллиметр отступить от этой программы в будущем. Как сказал Святейший Патриарх, может быть, несколько по иному поводу: «Идет планомерная, хорошо организованная война, направленная на уничтожение нашего народа».
«Убивали, и будем убивать», - с вдохновенной сатанинской злобой открыто заявляют эти враги рода человеческого. Вот где международный суперэкстремизм и супертерроризм. Вот с кем нужно бороться всем государствам и народам! Еще святые отцы назвали их «видимыми бесами», теми, с кем не может быть у христиан никакого общения. Не может быть с бесами у христиан никогда никакого общения, если христиане не хотят погибнуть. Именно этих видимых бесов имеет в виду каждодневная молитва, которую мы все знаем: «Избави мя, Господи, от человек некоторых, и от бесов». Святые отцы напоминают об этом Апостольскими правилами, многократными определениями Антиохийского, Лаодикийского, Карфагенского, Шестого Вселенского (Трулльского) Соборов. Отцы Церкви строжайше воспрещают христианам иметь какое-либо содружество и общение с этими христоубийцами и человеконенавистниками. Священник да будет извержен, лишен сана, мирянин да отлучен от Церкви.
И вот происходит следующее. Выясняется, что есть у нас такие православные христиане, которые и в храм ходят, и даже дерзают в хоре церковном петь, и одновременно в этой академии имени Маймонида учатся и преподают. Более того, их благословляет так поступать православный священник.
Что же мы слышим в ответ при напоминании о Святых отцах, Апостольских правилах, о канонах Церкви, о Соборах, начинающихся словами «изволися Святому Духу и нам»? Или нам - это не нам, это не про нас? Ведь они так действительно говорят: «Если сегодня применять древние правила, то всех надо запретить и отлучить, и никого в Церкви не останется». Вы слышите - это голос дьявола!
Разумеется, Церковь во всем должна проявлять рассудительность. Невозможно во всей строгости по букве применять древние каноны теперь, когда Церковь находится среди почти всеобщего нравственного и духовного отступничества. Невозможно безрассудно по букве применять эти правила к немощным, недавно переступившим порог Церкви.
Например, Святые отцы Духом Святым требуют отлучения от Причастия за грех детоубийства во чреве материнском на десять-пятнадцать лет. Это правило святого Василия Великого продиктовано Духом Святым и любовью к каждому человеку. Но если мы не в состоянии понести столь строгую епитимию, означает ли это, что теперь можно христианам безнаказанно убивать собственных детей? Недостаточность продолжительности несения епитимии, мы постоянно говорим об этом на исповеди, может быть восполнена только глубиной покаяния. А нам здесь дьявол предлагает отменить сам духовно-нравственный принцип, отменить покаяние в грехе, в котором больше, чем грехи всего мира, потому что если бы, говорят Святые отцы, у тебя были грехи всего мира, и ты покаялся, то Бог принял бы твое покаяние и простил бы. Здесь больше, чем все грехи мира, ибо это сознательная и открытая ненависть ко Христу и Его Кресту, отвержение нашего Господа. О Иудино окаянство!..
Мы так подробно останавливаемся на этом, потому что это касается, на самом деле, всей Церкви, всех нас. Потому что это рядом с нами, потому что иго, ужаснейше паче всякого иного, набирает всё большую силу в мире. Это зло обретает, и будет обретать, по слову Святых отцов, всё большую поддержку даже в Церкви.
Святая Церковь говорит, чтобы мы ничего не страшились. Даже один человек, когда с ним пребывает Бог, может сделать очень многое, даже несмотря на то, что он пребывает в одиночестве или находится в чужой стране. И мы с вами всё более и более переживаем то состояние, когда в своей собственной стране, подобно празднуемым сегодня Святым, можем оказаться как в чужой. Или остаться в таком абсолютном меньшинстве, в таком одиночестве, о котором Христос, обращаясь ко всем верным, как в первые времена Христианства, так и в последние, говорит: «Не бойся, малое стадо». Одновременно с тревогой за нас вопрошает: «Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Святые три отрока Анания, Азария и Мисаил, которые были брошены в раскаленную печь за отказ поклониться идолу, стоят наравне с праведным пророком Даниилом. О подвиге стояния трех отроков среди огня Церковь размышляет постоянно. Все святые внимательно всматриваются в эту тайну, которая выражает всю суть нашей веры. Святитель Игнатий Брянчанинов с изумлением говорит, что святые отроки Анания, Азария и Мисаил уподобились пророку Даниилу, который после того как прошел через страшные испытания, явил силу мужества и верности Господу, и Господь увенчал его венцом мученичества, хотя он был избавлен от смерти.
Святой пророк после всего, что случилось с ним, исповедал себя грешником. Если мы не сохраним в чистоте истину нашу, если это будет свет, в котором есть какая-то тьма, невозможно будет покаяние и спасение. Три отрока в печи вавилонской, находясь в центре опасности, на самом краю гибели, под угрозой смерти в раскаленной печи, исповедуют прежде всего свою греховность: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, Господи». Слова, которые Церковь всегда произносит в самые святые дни. В то же время эти юные отроки бесстрашно обличают Навуходоносора, бросившего их в раскаленную печь, называя его лютейшим паче всея земли. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что правда и смирение не разнятся между собой, а наоборот созидают друг друга.
Как часто это расходится с пониманием правды и смирения в современном христианском мире. Наше ложное представление о смирении заключается в том, что мы живем и думаем: «Я молюсь, и меня не касается, какой там у нас царь, какое нечестие он проявляет, не мое дело, что происходит с моим народом, какой геенский огонь растления распространяется по всей стране. Не мое дело, что к власти постепенно, согласно Писанию, приходит всё более человек беззакония». Лютейший паче всея земли, говорят юные мужи о нечестивом правителе, исповедуя свою греховность. Одно питает другое, потому что и то, и другое - правда. Не может быть смирения, которое основывается на лжи, которое нарочно закрывает глаза на правду, решающую жизнь всех. Или нарочно закрывает глаза на самое предельное нечестие, покушающееся на Господа и на всю Церковь. Это ложное смирение.
Подобно пророку Даниилу, дающему нам пример поста и молитвы, три ветхозаветных отрока Анания, Азария и Мисаил были постниками, которые предпочитали всем роскошным яствам с царского стола простые овощи и воду. И молились так, что показали всей Церкви, что значит единство молитвы в истине и верности Господу. Будучи при царском дворе они так молились, что Господь там, где эти трое были собраны во имя Божие, присутствовал среди них. Действительно, царь Навуходоносор видел, что среди них ходит некто Четвертый. И отроки среди пламени, как мы поем в церковной песни, яко во цветнице ходяще радованною ногою. Сын Божий ходил среди них, показывая нам, что присутствует там, где пламя искушений, опасности и самой смерти, если мы верны Ему. Он дает избавление от любого огня смерти, если наши пост и молитва устремлены к верности Богу. Это есть образ, говорят Святые отцы, Второго Пришествия Христова, когда тьма, действительно, сгустится до предела, когда пламя искушений будет таким, что никто не устоит в этом пламени, если не будет с ним Сам Господь, если не будет с ним благодать Божия, которую человек может стяжать только верностью Ему. И тогда Господь дарует избавление верным.
Мы знаем, что, доколе существует Церковь от первого до второго Пришествия Христова, эти святые будут стоять перед нами святой иконой. За каждый богослужением седьмая и восьмая песнь канона на утрени посвящается им. Прежде чем «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», мы проникаем в эту тайну воплощения Сына Божия и в тайну Второго Пришествия Христова со всеми ветхозаветными святыми и святыми Нового Завета, угодившими Богу.
Источник:
прот. А.Шаргунов