О ЛЕНИНСКОМ ВКЛАДЕ В УДУШАЮЩИЕ СМЕСИ

Aug 09, 2011 18:54



Среди сообщений, предположений и суждений о попытках и  о состоявшихся фактах применения в ходе ГВ вооруженными силами красных отравляющих веществ как-то затерялся вопрос о том, откуда брались эти самые ОВ, или как их тогда называли УС (удушающие смеси).  Как правило,  большинство успокаивается знанием о том, что ОВ производились в России с года  эдак 15-го, поэтому оставались склады,  да и бывали случаи когда части, имевшие на своем вооружении "химические снаряды"  и баллоны с УС  уходили  в начале 1918 г. с германского фронта и присоединялись  к РККА  почти в полном составе и при химическом оружии.   Вот де мол эти силы и средства были готовы использовать и использовали красные полководцы в борьбе против врагов пролетариата. Может быть и так. Может быть,  и довольствовались старыми, от царя оставшимися запасами. А может быть, и нет! Иначе куда они девали ленинский вклад в производство удушающих смесей?!



(Сейчас эта штука стоит бешеных денег! Хотите верьте, хотите -нет, но за нее вам дадут 1500000 рублей.  Так что если найдете ее в прадедовском сундуке, берегите как редкий бриллиант.)

Предметы, изображенные на этом серебренном знаке 1919 года,  разумеется вовсе не большевистская выдумка.  Такие газовые баллоны и противогаз, вынуждающий вспомнить о символе смерти - черепе,  использовались РИА на фронтах ПМВ, что отчасти и подтверждается здесь изображением бравых воинов 39-го полка.





Химическое оружие в годы первой мировой войны использовали обе воюющие стороны.  Смертоносные последствия его применения производили ужасающее впечатление и на фронтовиков, и на тыловую гражданскую публику.



Джон Сингер Сарджент (1856-1925). Пораженные газом, 1918-1919 г.

Россия старалась не отставать от своих союзников и противников. На предприятиях братьев Шустовых, в  акционерном обществе  П.Беккель, на фабриках Ватреме, Ралле и Ко, на заводах Афанасьева, Лепешкина, Л.Рабинека  и др. к 1917 году было налажено производство   фосгена,  венсинита (смесь синильной кислоты и хлористого мышьяка), хлорциана (синильная кислота), хлорпикрина и другой удушающей и отравляющей дряни.



Эта картина Сарджента сегодня мне понравилась больше, чем другие его полотна.

Фосген - бесцветная, легколетучая жидкость с запахом прелого сена или гнилых яблок. На организм действует в парообразном состоянии. Относится к классу ОВ удушающего действия. Сильнейший степени достигает цианоз и одышка; больные стонут и просят воздуха. Умирающий как бы тонет в собственной жидкости, постепенно заполняющей лёгкие.




После 1917 г.  большинство химических предприятий России, подконтрольных Совнаркому, пришли в почти полную негодность.  Это выяснилось  в конце весны - начале лета 1919 г., когда командование Красной Армии перед лицом усиливающегося натиска белых вспомнило о смертоносном оружии массового поражения.   20 мая 1919 г.  начальник  ГАУ РККА А.В.Зотов направил заведующему Отделом химической промышленности  ВСНХ, генерал-майору царской службы, профессору Владимиру Николаевичу Ипатьеву отношение, с требованием провести инспекцию химических предприятия, производивших  УС (удушающие смеси). 
В результате проверки выяснилось, что половина химических установок частично разобрана или полностью пришла в негодность и все оборудование всех проинспектированных предприятий требует  ремонта, о чем свидетельствовала сводная ведомость, предоставленная 21 июня 1919 г. ГАУ.  С этим чрезвычайно интересным документом можно ознакомиться в РГВА (Ф.20. Оп.9. Д.94. Л.124,125)  или здесь.
Это были первые шаги по восстановлению разрушенного производства ОВ в Советской России. Вероятно, вскоре после выяснения состояния необходимых химических предприятий в Совет Обороны было направлено отношение с просьбой о милитаризации и бронировании рабочих и служащих завода "Фосген" в количестве  857 человек .  В Совете Обороны данный вопрос рассматривался 15 августа 1919 г. Однако видимых последствий этого рассмотрения мне обнаружить не удалось. Скорее всего, запрошенная квота рабочей силы оказалась чрезмерной, поскольку каждому требовался паек.
Во всяком случае, когда решение было принято,  в нем была указана другая цифра - 498 человек.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ

1.Передать из частей Красной Армии, за исключением частей действующей армии, в распоряжение Объединенных государственных химических заводов «Фосген» квалифицированных рабочих в количестве 498 человек, согласно перечню, составленному правлением «Фосген».
            2. За передаваемыми рабочими-красноармейцами, согласно п.1 сего постановления, сохранить право на тыловой красноармейский паек и обмундирование как красноармейцам.
            3.Названных рабочих считать состоящими на действительной военной службе, но находящимися в командировке, а потому не имеющими право оставлять службу или переходить по своему усмотрению с одного завода на другой.

Председатель Совета Обороны В.Ульянов (Ленин)
Член Совета Обороны.
Секретарь Совета Обороны Л.Фотиева.

Москва, Кремль.27 сентября 1919 г.

Этот  секретный документ был впервые опубликован в 1973 г.  ( ДСВ, т.6. стр.440) На его оригинале имеется любопытная надпись "с А.И.Рыковым согласовано по телефону 26/IX  Н.Раттель". 
Из чего следует, что инициатором, "толкачом", а возможно и автором текста Постановления был никто иной как начальник Всероглавштаба, б. генерал-майор Николай Иосифович Раттэль.




Вероятно, решено было не распыляться и все производство УС сосредоточить на Объединенных государственных заводах "Фосген", в состав которых вошли предприятия, ранее принадлежавшие братьям Шустовым, П.Бекелю, Улятовскому и др. Об этом свидетельствует ленинское решение подкинуть  дровишек 4-м предприятиям группы "Фосген", минимальная месячная потребность которых была определена как 71 вагон. Для сравнения:  12 предприятиям Главного артиллерийского управления полагалось вдвое меньше  дров -32 вагона. (ДСВ,т.6. С.468).
Руководителем  заводов "Фосген"   был назначен друг и ученик В.Н.Ипатьева профессор  Московского университета Евгений Иванович Шпитальский, причастный к разработке и производству ОВ на шустовских заводах еще до1917 г.



Профессор Е.И.Шпитальский (1879-1931)

Показательно, что современные почитатели таланта и научных достижений Е.И.Шпитальского не посчитали нужным  упомянуть об этом факте его биографии на сайте химфака МГУ, не забыв прежде рассказать о его вкладе в консервацию фруктов.

В ленинские времена личное распределение вождем дров и пайков было надежнее нынешнего целевого финансирования и означало воссоздание производства, в данном случае производства отравляющих веществ.  В этом, собственно, состоит ленинский вклад в производство советских удушающих смесей.

Но, думается,  без инициативы б. генерал-майора Раттэля,  научных талантов профессоров Ипатьева и Шиловского,  без административного рвения военспеца Зотова и их ближайших помощников Ленину и не пришло бы в голову этим заниматься и ничего бы у него не вышло. И осталась бы Советская Россия еще несколько лет без эффективного  средства борьбы с врагами пролетариата. Но товарищи б.генералы и действующие профессора, возжелавшие выказать свою волю к победе в борьбе за  пролетарское дело, помогли, и Ленин вклад таки внес. Все получилось не хуже, чем с известным бревном, но на год раньше.

У истории с организацией и возобновлением производства ОВ в 1919 г. есть одна любопытная сторона, некоторых забавляющая, других, особенно экологов, беспокоящая.     Дело в том, что  глава семейства Шустовых  Николай Леонтьевич еще в начале 80-х годов  XIX века приобрел на углу Б.Садовой и Тверской земельный участок, на котором построил свой дом и развернул прибыльное производство шустовской водки и коньяков. Именно там, на этом заводе его сыновья с началом первой мировой стали изготавливать ОВ, в том числе и фосген, давший имя заводу.



Вот где-то там, в квартале за гостиницей "Пекин"  находился химический завод "Фосген-1", а с середины 20-х - НИИ соответствующего профиля. Желающие могут сходить на разведку!

PS Чуть б ыло не забыл!   В конце 1918 г. из германского плена бежал молодой человек по фамилии Пудовкин.  Сначала он пристроился в один из московских военкоматов, а через некоторое время перешел служить химиком на милитаризованный завод "Фосген-1", откуда не брали на фронт. Пойди он воевать , н е было бы у страны Советов знаменитого советского кинорежиссера, актера и сценариста Всеволода Илларионовича Пудовкина.
Previous post Next post
Up