Originally posted by
steissd at
Как делают врагами режима?Искал материалы для републикации у себя, и наткнулся на, в общем-то известный ранее эпизод, связанный с возникновением Товарищества Передвижников.
(
Размышления по поводу с историческими параллелями )
Но, проблема в том, что художники были интеллектуально на порядок выше тех, кто их ограничивал. И они ухитрялись донести свою фигу в кармане до широких масс так, что никто не мог придраться (как говорил по иному поводу тов. Ленин, «по форме правильно, по существу - издевательство»). Хотя, если бы их не прессовали по идиотским поводам, возможно, никакой фиги бы и не было. Ведь речь шла не о хулиганстве в стиле изображения х*я на мосту, продажи пирожков с говном или перепихона в музее естественной истории, а просто об иных приёмах отображения действительности, так что городового можно было в этот культурологический спор и не вовлекать.
* Я склонен верить в то, что именно немцы утащили эту мелодию у СССР, а не наоборот (скажем, «В лесу прифронтовом» спёрли у прусского композитора Виктора Матиасовица, из вещицы Königin dеr Nacht, а композитор Дворжак процитировал без кавычек понравившуюся ему румынскую мелодию в симфонической поэме «Влтава», а она потом стала гимном Израиля, но тут иной случай). В советском тексте П.Германа упоминается знаменитый ультиматум Керзона, которому советский воздушный флот должен был дать ответ. Он был предъявлен англичанами Советскому союзу в 1923 году, что даёт временнУю привязку.
На тот момент нацистское движение не было массовым, локализовалось, в основном, в Баварии и не имело никаких своих культурных артефактов. По каналам Коминтерна советский авиамарш попал в середине-конце 20-х гг. к немецким коммунистам, но не очень прижился: прилагаемый немецкий текст представлял собой довольно точный перевод исходника, что не отражало реалии классовой борьбы в Германии.
Зато нацистам понравилась музыка, и они сочинили к ней текст, не позаботившись выяснением национальности её автора; таким образом, классик немецкой музыки Ф.Мендельсон был в Третьем Райхе запрещён за расовое происхождение, зато вовсю исполнялась мелодия советского еврея Ю.Хайта, далеко не классика.