Уход войск коалиции из Афганистана создаёт проблемы для России, считает президент России Владимир Путин. «К выводу войск международной коалиции из Афганистана необходимо готовиться уже сейчас», - заявил президент по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ
ИА REX:
Какие проблемы создаёт для России уход войск натовской коалиции из Афганистана и как их решать? Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Выход основной части войск НАТО из Афганистана - сигнал для России и ОДКБ. НАТО постепенно, и уже без всякой войны, мигрирует на север, в Центральную Азию. Под видом логистических баз, инфраструктуры, складов для туалетной бумаги и чего там ещё. Поэтому постсоветскому пространству, включая РФ, скоро будет не до Афганистана, не до «совместной борьбы» с талибами, оставшимися далеко на юге. Одно из самых слабых мест в этом контексте - Узбекистан, власть которого, в отличие от соседних республик, надёжно усыплена НАТО, получив гарантии в стабильном завтрашнем дне.
ОДКБ уже сейчас, не теряя ни дня, должна сделать практические выводы для обеспечения безопасности своих стран-участниц, в том числе учитывая откровенное дрожание Узбекистана, выдающее его с головой, который по многим причинам не может сказать прямо: мне с вами не по пути. Однако это в идеале, в реальности ничего сделано не будет, чтобы никого лишний раз не возбуждать, не беспокоить Ташкент. Ведь он, всего лишь, заявил о «приостановлении» своего членства, так что и мы будем надеяться на лучшее, и, как всегда, упускать драгоценное время.
Что касается афганского наркотрафика, о нём, в силу постепенного усиления терроризма в Центральной Азии как пролога к будущим потрясениям, уже никто и не вспомнит: из открытой афганской «бутылки» наркотики самопроизвольно будут течь на север. Чем больше ОДКБ занимается проблемами гашиша и героина, тем меньше уделяется внимания главному предназначению данного блока. Этой организации уже есть, чем себя занять - в конце концов, это не ФСКН.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
Это вопрос скорее не проблемы, а адекватных действий, ведь мы можем использовать эту возможность с выгодой для национальных интересов и интеграционных процессов. У нас есть опыт присутствия в Афганистане, пусть не позитивный, но мы знаем сильные и слабые стороны народов Афганистана. Но нужно иметь чёткое понимание, что взаимодействие, будь-то продажа товаров или услуг, или непосредственная работа на территории этой страны, например, в горной промышленности, должно строиться с учетом трайб-политики и мусульманского фактора. Говоря о проблеме, это, прежде всего, угроза вызревания новых террористических ячеек, которые потенциально могут быть задействованы против России, и наркотрафик, так как присутствие войск НАТО и США привело к значительному росту выращивания опиума в этой стране, что при режиме талибов в значительной мере пресекалось и контролировалось. Нужно будет учитывать и общий антизападный настрой в Афганистане. Соседство с Ираном, например, поможет сформулировать военно-стратегическую повестку для региона. США как никогда боятся появления в Евразии новой интегрированной силы, возможно, что они и рассчитывают, что проблемы в Афганистане усугубятся, и будут способствовать новым вызовам для России, отвлекая ее от интеграционных процессов.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Ничего существенного не изменится на первых порах. Вероятно, перед уходом американцы как-то договорятся с Талибаном, и как-то им удастся купить мир. Проблема для России иная. Мне много раз говорили военные специалисты, того, что не принято говорить в Америке официально. Главная проблема не Афганистан, а Пакистан - ядерная 180- миллионная региональная держава, стремительно скатывающаяся в исламский фундаментализм. Многие в Пакистане заинтересованы в нестабильности в Афганистане.
По сути, контроль войск НАТО над Афганистаном сокращается и к 2014 году у правительства Карзая останется контроль над Кабулом. Американцы оставляют ему около 10 тыс. солдат (точную цифру предстоит решить президенту Обаме, но это где-то между 6 и 10 тыс., а еще вероятно в два-три раза больше наемников, которые будут оплачиваться американскими деньгами). Официально они оставлены тренировать солдат, но это даже не смешно. Здесь в Южной Каролине есть крупнейшая армейская тренировочная база, через которую проходит в год 17 тыс. курсантов на различных тренировочных курсах. Там личный состав всего 600 человек. Так, что 10 тыс. инструкторов нужно, чтобы подготовить 2 миллиона военнослужащих в год.
Что будет дальше? Я несколько раз слышал, якобы Обама послал Карзаю фото повешенного Муссолини с надписью, если не наведете порядка у себя, тоже будете так висеть. В длительной перспективе, Россия должна найти возможность кооперации с региональными силами, заинтересованными в стабильном Афганистане - Ираном, Китаем, и особенно Индией, Ведь нестабильный Афганистан стоит на пути распространения индийских товаров по азиатскому континенту. Стабильность в Афганистане принесет Индии миллиардные доходы. В стабильном Афганистане заинтересован и вечно голодный к естественным ресурсам Китай, хотя китайцы могут попытаться скупить Афганистан, как скупили Монголию, а это верный рецепт для продолжения войны.
Андрей Куприков, политолог:
Вывод войск США из Афганистана это часть управляемого хаоса, организованного у наших границ. Задача выполнена, государства нет, царит анархия, которая станет серьезным источником нестабильности. Американцы подложили бомбу с часовым механизмом, включили таймер и с глубоким удовлетворением покидают зону поражения.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Путин видит угрозой наркотрафик. Да, это угроза, которую можно успешно ликвидировать вместе с наркопроизводителями и наркоторговцами. Большевики ведь справились с наркобизнесом на морфии и кокаине, без всяких спутниковых разведок, а Россия ничем не хуже, просто нужно позаимствовать китайский опыт, взятый у большевиков, прикрыв обычных граждан от подбрасывания им наркотиков с целью подстав и беспощадно относясь к собственно наркосообществам и наркобизнесу. Рост потребления наркотиков провоцируется также бесплатной медициной, и её нужно видоизменить, чтобы наркоманам не делали подарков и от государства.
Но в остальном - активизация 25-миллионного Афганистана может сплотить страны СНГ угрозой террористического газавата. После того, как отряды Талибана или преемника начнут угрожать Узбекистану, Таджикистану и всем в регионе - Россия окажется у тех, кому угрожают очень ценным партнёром. И сможет продавать им оружие, продовольствие, медикаменты, бомбовые удары, медицинские и реабилитационные услуги, в общем - помогать не без выгоды. А в случае, если из Афганистана будут угрозы иным странам - Россия может помочь и иным странам.