Зона расселения племен туарегов занимает часть территорий пяти африканских стран. Вследствие военного переворота в Мали на севере страны местные племена туарегов 6 апреля объявили о создании, пока непризнанного, национального государства Азавад. Но сегодня через Азавад в очередной раз вспомним о Франции, переживающей очередные президентские выборы и ее «мирном атоме».
В понятии «мятежных» туарегов Азавад это не только север Мали, но запад и северо-запад Нигера. Именно на этих территориях вокруг городов Арлит и Агадеш расположена, так называемая, «зона урановых разработок», преимущественно принадлежащая французскому атомному концерну AREVA. Длящееся годы вооруженное противостояние с племенами туарегов вокруг французских урановых копей в Нигере уже давно стало привычным элементом местной добычи урана. Но кроме физической угрозы местным работникам AREVA, возрастают и экономические риски европейского концерна.
На нигерском урановом руднике группы AREVA проходит забастовка
http://www.atominfo.ru/newsa/j0688.htm
«Профсоюз работников урановых рудников в Нигере проводит недельную забастовку, добиваясь уступок от французской группы AREVA.
Забастовка, организованная профсоюзом "Syntramines", началась на сооружении рудника "Имурарен". Если трудовой конфликт не будет погашен, то к нему могут подключиться и на других рудниках.
Поводом для спора стала политика группы AREVA по предоставлению выходных дней. График работ на Имурарене для привлечённых нигерских сотрудников таков - две недели работа, две недели отдых. Отдельного отпуска работникам не предоставляется. Профсоюз считает условия слишком жёсткими.
Имурарен считается бедным месторождением (0,8 кг на 1000 кг породы), но тем не менее, запасы урана в нём настолько велики, что Имурарену отводится особая роль в развитии уранового сектора Нигера.
Если все планы французских атомщиков будут реализованы по максимальному варианту, то Имурарен станет крупнейшим в Африке и вторым в мире рудником с добычей открытым способом.
Предполагается, что начало добычи урана на Имурарене произойдёт в 2014 году. Ожидаемый уровень добычи - 5000 тонн урана в год».
Профсоюзные забастовки во времена мирового кризиса давно стали привычными. Но в этом случае показательна сегодняшняя сложная ситуация во Франции.
Саркози уверенно движется к проигрышу в президентской гонке. У Николя остается лишь надежда, что он сделал достаточно для обеспечения будущего «теплого места» в Bouygues и после выборов экс-президентом не заинтересуется прокуратура Франции. Но для атомщиков Франции данная новость не совсем позитивна. Соперник Саркози социалист Олланд для союза с «зелеными» в предвыборной программе обещал сократить количество атомных блоков во Франции на 50% (
http://www.atominfo.ru/newsa/j0478.htm). В условиях энергетических проблем ЕС и, в частности, Франции данное обещание, вероятно, так и останется обещанием. Но, для французской уранодобывающей отрасли это может грозить ослаблением господдержки, в том числе и в проблемном Нигере.
В случае удовлетворения требований бастующих и так крайне сложное экономическое положение AREVA еще сильнее ухудшится. И нет никакой гарантии, что после позитивного решения «аппетиты» местных профсоюзов не возрастут. В то же время AREVA не следует забывать и то, что неудовлетворенные экономические требования могут использовать для организации очередной революции местные племена туарегов. Ведь вопрос о возрождении Азавада в старых границах не снят с повестки Национального движения за освобождение Азавада. И тогда придется покупать уран у туарегов.
А что в «атомной Франции»? Как и обещано в заголовке, немного о «зеленых» пилотах, которым не дает покоя слава Матиаса Руста.
Активист Greenpeace прилетел на параплане на территорию французской АЭС
http://www.atominfo.ru/newsa/j0687.htm Повторение прошлогодних инцидентов. Так и хочется вспомнить героя известного мультфильма: «Шо, опять»!? Но оставим решение этих проблем на силы безопасности республики и охрану французских ядерных объектов.
Карта расселения туарегов:
http://books.nationalgeographic.com/2011/09/sahara-tuareg/tuareg-map