«Странные люди, эти русские! Есть в них что-то, чего мы, европейцы, не понимаем и никогда не поймем! И Петр из них - самая загадочная и яркая личность: образованный царь, грубый дикарь, несчастный отец, любящий мужчина, в жизни которого было множество женщин - Екатерина, Анна Монс… И еще много, много того, что есть во всех русских»
Учит ли нас чему то наша история? Как ни посмотри, но колесо времени всегда возвращается в одну и туже точку, спустя столетия. Вот и сейчас, как никогда актуально выглядит все то, что 300 лет назад пытался сделать и сделал император Петр.
Преобразование России, желание догнать и перегнать запад, слепое копирование традиций, нарядов и поведения. Что-то прижилось на нашей многострадальной земле, а что-то навсегда останется чуждым. Да, мы празднуем Новый год 1 января, пьем кофе и едим картошку, но вряд ли станем терпимее к радужным флагам и разнообразию гендеров.
У России свой путь. Своя судьба и свои герои. Один из них, несомненно, царь Петр.
Личность, сила, страсть и трагедия которой, до сих пор оказывает влияние на жизнь страны. Он любил Россию безумно. Это факт. Он сделал то, что не под силу одному человеку.
У него была тьма врагов. Ели бы в те времена были соцсети и интернет, то мы прочли бы много интересного и гадкого о нем.
Но интернета не было. Поэтому мы судим о Петре по роману Алексея Толстого "Петр I", который был создан на основе произведения Мережковского.
Именно эта история и была взята для сюжета нового спектакля в театре "Модерн".
Скажу честно, несмотря на то, что я давно знакома с творчеством Грымова и его труппы, но избежать "культурного шока" мне не удалось. Совсем. Я была шокирована, восхищена, раздавлена и воодушевлена одновременно. Это не просто спектакль! Это мощное, красивое, динамичное и очень глубокое по драматургии действо. Это не шоу на театральных подмостках, а настоящая жизнь. Нам позволили оказаться в веке Петра и любезно приподняли кулису, чтобы потом закрыть ее в тот самый момент, когда чувства и эмоции наши достигли апогея.
Музыка, звучащая во время спектакля вполне современна. Она будет долго звучать в мозгу, когда вы будете потрясенный ехать домой по вечерней Москве, пытаясь осмыслить увиденное. Эта музыка прекрасный фон спектакля. Именно она связывает воедино 17 и 21 век.
Вы будете узнавать в героях трехсотлетней давности наших сегодняшних знакомцев и поражаться тому, как вертится колесо времени. Все повторяется. Все уже было. До нас. Мы лишь свидетели. Или все таки участники?
Первая сцена меня потрясла до мурашек. Сразу, наотмашь. Моя Россия, моя страна с ее храмами, городами, деревнями стоит на коленях с протянутой рукой, а сверху вольготно разместились немецкие господа. Ах, как им хорошо. Просвещенная Европа на хребтине России.
Обязательно освежите в памяти знания немецкого когда пойдете на спектакль. Пригодится.
Да, об актерах. Хотя я не могу написать ничего особенного. Для меня Юрий Анпилогов не просто актер (простите, Юрий). Для меня он ПЕТР! Я смотрела на этого человека и искренне не понимала, что это "роль". Это была жизнь! Он жил, страдал, мучился, изощрялся в пытках, а не играл! Как ему это удалось я не знаю. Но ему удалось и это был шок для меня.
На пресс конференции перед началом спектакля Юрий Грымов сказал, то актеры это космос. И он не понимает, как они могут делать то, что делают на сцене.
Я согласна. Анпилогов - космос.
Там же, на пресс конференции, были и остальные актеры. Рядом с Юрием Анпилоговым сидел юный Владислав Свиридов. Милый, застенчивый, очень стеснительный (мне так показалось).
Я смотрела на него, недавнего выпускника театрального ВУЗа и не представляла его на сцене. Совсем не представляла.
И вот он, в роли царевича Алексея. Где тот застенчивый юноша? Передо мной был настоящий Актер. Его Алексей был именно таким, каким я его представляла. Сын, выросший без материнской любви, на которого отец возложил слишком много надежд, но не дал ему самого главного - любви.
Свиридов это восходящая театральная звезда. Сейчас часто можно услышать, что уходит старое поколение, а на смену ему никого нет. Есть. Посмотрите на молодых актеров Модерна и вы сами все поймете.
Анастасия Морозюк - еще одно открытие. Молодая актриса, первая главная роль. Точнейшее попадание в образ. Да, это Екатерина. Это именно та самая Екатерина, ставшая для Петра спасением и погибелью. Женщина, родившаяся чтобы быть прачкой, но вошедшая в русскую историю как императрица. Характер, внешность, стать, нежность и подлость. Все в ней есть. Она живая, не ряженая кукла.
Браво, актрисе! Я жду новых ролей Анастасии Морозюк и Владислава Свиридова. Их имена я запомнила навсегда.
Александр Борисов, сыгравший Варлаама. Как всегда восторг.
Все актеры были прекрасны, абсолютно все. Этим для меня и ценен Модерн. Настоящий театр, без купюр.
И, конечно, то что делает спектакль незабываемым - костюмы!
Это бомба! Взгляните сами. Парики, камзолы, туфли с пряжками и многоярусные юбки и подъюбники. Белая рубаха Петра с пятнами крови и мужской костюм Фроси, предавшей царевича. Все прекрасно!
Художник по костюмам Ирэна Белоусова настоящий мастер и благодаря ей я получила наслаждение от зрительного контакта с ее бесподобным работами.
Что имею сказать. Идите в театр, господа! В октябре, когда наступает межсезонье и нами овладевает хандра. Идите в театр! Взбодрите себя порцией красоты, подпитайте свои эмоции и заставьте свой мозг работать. Нам всем это необходимо сейчас, чтобы еще раз не наступить на те же грабли что и Петр.
Прикоснитесь к великому, послушайте что сказали несколько веков назад умные люди, которым удалось оставить след в истории нашей страны.
Давайте жить здесь и сейчас и думать, думать и еще раз думать! Россия у нас одна. Другой не будет.