современная цивилизация - генератор всемирного нигилизма

Jan 25, 2021 12:02

Основой бытия любого сложного организма, от биологического индивида до социального мультивида с разделением и синергией ролей, каковой есть и всякое устойчивое человеческое сообщество, является витальный метаболизм его самовоспроизводства и развития,

представляющий собой процессы обмена (присвоения-усвоения (ассимиляцию) и отчуждения-избавления (диссимиляцию)) с окружающим миром:

- энергией, необходимой для работы внутренних органов и деятельности в мире, или представляющей собой тепло;
- информацией, формирующей или деформирующей внутреннюю структуру организма, его поведение во внутреннем и внешних мирах и сопрягающей первое со вторым;
- веществом, необходимым для роста и поддержания тела или представляющим собой отходы;

и сопровождающийся размножением-выделением (дивергенцией) и соединением (конвергенцией) различных особых фил и групп особей.

В случае человеческих сообществ сей метаболизм является онтологическим основанием трех особых сословий:

- воинско-созидательного (дух - энергия) - прообраз бурж."братства" > фашизм;
- жреческо-хранительного (душа - информация) - прообраз бурж."свободы" > либерализм;
- торгово-производительного (тело - вещество) - прообраз бурж."равенства" > социализм или неолиберализм, -

(необходимо отметить: фашизм, либерализм и социализм суть вырожденные буржуазные идеологические враждебные друг другу проекции традиционного синергетического состояния, причем фашизм, будучи паллиативным заменителем логосной соборности в индустриальную эпоху, наиболее близок традиции и при внешнем сходстве с нацизмом принципиально от него отличен)

порождающих государство-организм, каковой может быть только трех типов:

- военно-бюрократическим с сохранением сословий (как правило аристократическая монархия);
- теократическо-информационным (жреческо-идеологическая олигархия часто под ширмой демократии);
- торгово-промышленным (финансово-торговая олигархия под ширмой демократии).

В последнем случае, часто смыкающимся со вторым, кризис неустойчивости становится перманентным и попытки его снятия раскручивают прогресс, ведущий к уничтожению органики сословий с заменой  их на технические соц.классы и к глобальному обществу потребления.

Действительно, чтобы социальная система была стабильной, в ней не должно быть слишком много недовольных и злых на власть, которая должна мочь справляться с недовольными и злыми.

Недовольные и злые появляются либо от отсутствия им места в системе, либо от элементарной нехватки средств существования, достойного в данной системе, что ведет к росту внутреннего соц.напряжения и классовым войнам.

Чтобы снять соц.напряжение, угрожающее взорвать систему, надо чем-нибудь занять максимальное число граждан и обеспечить им минимальные средства существования, т.е. оные граждане должны что-то производить - товары или услуги, за которые получать оплату.

Но прогрессивное повышение производительности труда в традиционных отраслях производства прогрессивно вытесняет оттуда массы работников, которые вынуждены либо садиться на гос.пособия, выплачиваемые за счет налогов с еще работающих или владеющих собственностью, либо изобретать новые товары и услуги и убедить достаточное число потенциальных потребителей их приобретать

Т,о. происходит раскрутка общества потребления, в котором большинство производимого излишне для норм.жизни, но необходимо для предотвращения соц.взрыва от выпадения значительной части граждан из системы.

Однако традиционные ценности и идентичности представляют собой мощные преграды на пути эскалации потребления и потому при их сохранении система быстро проваливается в неуправляемый кризис, что вызывает острую потребность их уничтожения дроблением до мелких групп или атомарных индивидов с вытеснением кризиса в пространстве (на периферию) и времени (в будущее - жизнь в долг). При этом прогресс цивилизации оборачивается деградацией культуры, связывающей поколения и сословия, с трансформацией социальных организмов в социальные механизмы с распадом трех сословий и заменой их соц.классами массового общества сначала индустриального модерна с межклассовыми войнами, социальными революциями и мировыми войнами, затем попыткой его преодоления в обществе потребления эпохи постмодерна с ориентацией на средний класс, формируемый системой образования, плодящей креативных дебилов.

Все смены техн.укладов за последние 500 (а шире - 1000, с 11 века, с начала торгово-городской революции) лет были подчинены динамике нигилизма, развернувшегося с 16 века в процесс вытеснения перманентного внутриевропейского кризиса в пространстве (колониализм и перевод производств в развивающиеся страны с дешевой раб.силой) и времени (развитие банковской системы, фондового рынка и рынка долгов) и получившей идеологическое оформление в эпоху Просвещения как теория прогресса. Однако ресурс вытеснения кончается (население из бедных бывших колоний хлынуло в богатые метрополии, а долги рано или поздно в целом придется отдавать), отсюда и евромайданы (внешние и внутренние), и агрессия ЛГБТ, и риторика высших деятелей и СМИ запада в сторону Востока про "новое сознание", нацеленное на перманентные инновации везде и всюду и якобы уравнивание в правах и состояниях всех и каждого, на пути которых пока стоят Россия и Китай, сами уже существенно вовлеченные в этот процесс всемирного гуманистического нигилизма.

цивилизация, прогресс

Previous post Next post
Up