Донт фак вифзе Гулаг

Jul 26, 2019 07:03


летом 2019 года против Соснаровой выступил историк Адам Градилек из Института по изучению тоталитарных режимов. Градилек, возглавляющий проект «Граждане Чехословакии в ГУЛАГе», назвал женщину лгуньей. Изучив биографию Веры и ее семьи, он пришел к удивительному выводу: она вообще не была в ГУЛАГе.
По утверждению Веры Соснаровой, ее мать, рожденная в России, после Гражданской войны уехала в Чехословакию, влюбившись в солдата Чехословацкого корпуса. За принадлежность к Белому движению их якобы и арестовали в 1945 году. Градилек, основываясь на изучении чехословацких документов, приходит к выводу, что семья Соснаровой уезжала в Советский Союз добровольно. У матери Веры не было иного выхода, потому что она опасалась расправы со стороны чехов. Основания для опасений были серьезными. При изучении полицейских архивов выяснилось, что мать будущей «жертвы ГУЛАГа» постоянно скандалила с соседями и нередко это выяснение отношений заканчивалось вызовом полицейских. Во время гитлеровской оккупации Соснарова-старшая решила избавиться от надоевшей соседки и написала на нее... донос в гестапо. Из-за этого доноса Соснаровым в 1945 году и пришлось уезжать из Чехословакии.

А как же ГУЛАГ? По данным Адама Градилека, архив силовых ведомств, то есть Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел РФ, данных о Вере Соснаровой не хранит. Историк утверждает, что иногда ему отказывают в предоставлении данных о людях, поскольку они являются секретными, но при этом подтверждают, что они есть. В случае с Соснаровой ответ однозначный: нет никакой информации о том, что в СССР она находилась в тюрьмах или лагерях. Нет данных ни о суде, ни о реабилитации. Зато данные на Веру Соснарову обнаружились в гражданских архивах. Известно, что в Советском Союзе она окончила школу, затем работала на металлургическом комбинате на Урале, а с 1947 года и вплоть до возвращения в Чехословакию являлась сотрудницей Нижнетагильского котельно-радиаторного завода. Предприятие это, к слову, существует до сих пор.

В интервью чешскому журналу DeníkN Градилек заявил: «Последних заключенных (чехословацких - прим. Аиф.ru) отпустили из лагерей (в том числе для военнопленных) в 1955 году. Только в исключительных случаях кого-то оставляли там дольше. Я почти уверен, что она не могла находиться в лагере после 1955 года, потому что даже самых важных заключенных выпустили не позднее конца 1950-х. И им разрешили уехать в Чехословакию. Ее слова о том, что она сидела в трудовых лагерях до середины 1960-х годов, - абсурд».
В интервью «Чешскому Радио» Градилек развенчал и рассказы Соснаровой о ГУЛАГе: «Заключенные переживали ужасные мучения, но их не сжигали сотнями в амбарах, не травили ядом, не расстреливали за невыполнение нормы, и они не подвергались сексуальному насилию в таких масштабах, как это описывает Соснарова».

Всему виной деньги

Как же вообще обычная гражданка Чехии Вера Соснарова превратилась в «жертву сталинизма»? Ответ банальный: во всем виноваты деньги.
В 2002 году парламент Чехии принял закон, согласно которому граждане страны, побывавшие в ГУЛАГе, могли получить компенсацию в размере 12 000 крон за каждый месяц лишения свободы. И вскоре на пороге учреждения, отвечающего за выплаты, появилась Вера Соснарова, сообщившая, что провела в сталинских застенках 19 лет.

Чешское управление социального обеспечения направило запросы в российские архивы, откуда и получило ответ: никакой узницей дама не была, а трудилась в качестве наемной работницы на стройках народного хозяйства. Отказ в выплатах, однако, госпожу Соснарову не смутил. Она поведала свою историю журналистам, посетовав на то, что не может даже получить компенсацию за сломанную жизнь. С этого все и началось. Репортеры подхватили сюжет, и вскоре о Вере Соснаровой знала уже вся Чехия.

Стройка, левиафан, Сталин, СССР, спецслужбы, скандал

Previous post Next post
Up