Это пародия на православную икону, воспринимавшаяся современниками как художественная реакция на происходящее вокруг. Именно поэтому на выставке в 1915 году ("Последняя выставка футуристов 0,10", Петроград) был скандал - не из-за эпатажного изображения, а по поводу всеми понятого заявления о том, что страна отпала от Бога. . Это была страшная сила художественного предвидения
Серьезное внимание на это обстоятельство обратили несколько лет назад, когда организовывали большую ретроспективную выставку Малевича в Европе. "Черный квадрат" - самая известная работа и было решено разместить ее так как было в первый раз. Стали разбираться, а как оно было в первый раз и почему. А на той самой первой выставке картина висела в красном углу, под потолком - месте, где традиционно в русских избах висели иконы. Именно так картина была размещена на ретроспективе в музее Стеделийк в Амстердаме, и те кто там был, говорили о психологическом эффекте.
Всего на первой выставке былo 39 картин Малевича в новой манере -
супрематизма, и та, которая висела на месте, обычно зарезервированном для образа Божия, была главной, организующей, посланием. Интересно, что как пародию и издевательство воспринимаем все это безобразие мы сейчас (и примкнувшие к нам критики 1915 года, да). Сам автор относился к делу более серьезно, что, на мой взгляд, только добавляет исторической силы. "...Я вижу оправдание и истинное значение православного угла, в котором находится образ, святой образ, в отличие от всех других образов и представлений грешников..." Да-да-да, св. Черный квадрат, всерьез. Он чувствовал, но не знал.
- Итак , Черный квадрат заиграл новыми красками.
- Вот это поворот! В этом ключе всё становится гораздо интереснее. Произведение действительно приобретает ценность как некий символ, а не просто шедевр супрематизма
- Оказывается искусствоведы не такие и тупые , как думает типичный обыватель .
· Ну а я вижу на картине демона , танцующего и показывающего козу.
>>>