Культура неуважения

Mar 19, 2017 15:58

Оригинал взят у fritzmorgen в Культура неуважения

Знакомый парикмахер как-то рассказывал мне свои впечатления от международного конкурса, в котором он принимал участие. Участники из других стран были важными и уверенными в себе. Победитель - колоритный усатый испанец - прямо-таки источал ауру собственного достоинства. По нему сразу можно было сказать: это уважаемый мастер своего дела, который знает себе цену.

Участники из России выступали также вполне прилично, однако выглядели они совсем иначе: дескать, да, стыдно, что мы парикмахеры, но что же поделать, жизнь такая...

К сожалению, не в наших традициях уважать кого бы то ни было - включая самого себя - просто за то, что человек хорошо делает свою работу. Чтобы заслужить в России уважение нужно или добиться каких-то заоблачных высот, или умереть, или, желательно, сделать и то и другое одновременно. Пушкина и Гагарина мы уважаем. Современных поэтов и космонавтов, даже известных - постольку-поскольку. Обычных людей - не уважаем вовсе.

Мне вспоминается характерная история из моего школьного детства. Новая учительница, я уж забыл по какому предмету, сообщила мне: «я буду произносить твою фамилию не как Мака́ренко, а как Макаре́нко. Носить ту же фамилию, что и знаменитый педагог, чей портрет висит у нас в учительской, ты пока что не заслужил».

Та дама в итоге привыкла ставить ударение в моей фамилии на верный слог. Однако с извращённой идеей «школьник недостоин носить фамилию Макаренко» я сталкивался ещё пару раз - это было, видимо, не временное помутнение рассудка у пожилой учительницы, а система мышления, согласно которой школьник, будучи ребёнком, уважения не заслуживает вовсе.

Как-то читатели давали мне ссылку на видео с известным изобретателем Игорем Викентьевым. Он говорил там, что в России наблюдается чудовищный дефицит уважения друг к другу - классическое «ты меня уважаешь» пьяных людей показывает, чего им на самом деле не хватает. Пожалуй, изобретатель прав, это действительно так.

Вернёмся к парикмахерам. Вчера я публиковал истории о покупке квартир. Наибольшее возмущение вызвала история о парикмахере с хорошими заработками - по мнению некоторых комментаторов парикмахер просто не имеет морального права зарабатывать значительно выше среднего, ведь это «всего лишь парикмахер»:

http://fritzmorgen.livejournal.com/1013637.html

Конечно же, это варварство. Специалист, делающих людей красивыми, безусловно заслуживает уважения: он занимается важным делом, и он имеет полное право высоко ценить свой труд.

Однако, увы, спасибо наследию прошлых времён, ко всем представителям сферы услуг - от продавцов до массажистов - у нас относятся с неприятной снисходительностью. Некоторые специальности при этом стоят в незримой табели о рангах ещё ниже - так, в определённых кругах сотрудников полиции называют не иначе как «мусора», а чиновников именуют презрительным словом «чинуши».

Условно уважают у нас врачей и учителей, однако уважение это имеет яркий оттенок юродства: подразумевается, что порядочный врач и порядочный учитель должны быть нищими или, в лучшем случае, умеренно бедными.

Образ зажиточного специалиста с хорошим банковским счётом и туго застёгивающейся на упитанном животе жилеткой нам, увы, глубоко чужд.

В годы советской власти в сознание общества активнейше внедряли формулу: «бедный - хороший, богатый - плохой». Также в советских книгах и фильмах горячо осуждались «мещане» - простые обыватели, ставящие во главе угла умеренность и пытающиеся «построить коммунизм в отдельно взятой квартире».

Забавный факт, считалось, будто мещане думают только о себе, из-за чего они начисто лишены патриотизма. Сейчас однако явно наблюдается обратная картина: люди, которые не заботятся о себе, о государстве думают не иначе как с ненавистью, как о «вороватых чинушах», которые оскверняют им лифты и платят им маленькие зарплаты.

Некоторые оправдывают отсутствие уважения идеями равенства: дескать, мы пренебрежительно называем президента «презиком» не потому, что мы дикари, а исключительно из-за нашего несгибаемого духа свободы.

Этот аргумент не выдерживает проверки фактами. В той же Швеции, культуру которой я не люблю, с равенством продвинулись куда как дальше, чем у нас. Директора заводов там практически на равных общаются с простыми рабочими, там не принято выделяться из коллектива дорогими вещами, там не вешают занавесок на окна, чтобы не закрываться от окружающего мира.

Однако эти возведённые в культ идеи равенства вовсе не приводят к тому, что простой парикмахер называет короля Швеции «корольком». Идеи равенства приводят к тому, что король Швеции при случайной встрече с рядовым парикмахером общается с ним как с равным.

Стремление тянуть окружающих вниз - до своего уровня или ниже - свойственно человеку. Живущие в центральной Африке «русские жёны» рассказывают, что им очень сложно общаться с многочисленными родственниками мужей, ибо те убеждены, что живущая относительно зажиточно белая женщина заслуживает презрения.

Назовём эти два способа решать проблему уважение «шведским» и «африканским». Шведский путь - мы по умолчанию уважаем всех, начиная от следящего за нашим автомобилем сторожа на парковке. Африканский путь - мы по умолчанию считаем всех вокруг не заслуживающими уважения и стараемся только, чтобы окружающих мы презирали сильнее, нежели самих себя.

Мы, к сожалению, пока что идём по африканскому пути, причём встали на него мы задолго до 1917 года. Полагаю, нам стоит начать работать над собой и переходить потихоньку на «шведский» путь.

Разумеется, это не вопрос вселенской важности, жили мы без уважения очень долго, проживём и ещё несколько десятилетий. Однако находиться среди уважающих себя людей куда как приятнее - ибо они склонны хорошо делать свою работу и воздерживаться от плевков на асфальт, грязной ругани и прочих проявлений бескультурья.


Либеральная оппозиция в нашей стране проявляет неуважение не толко к легитимной власти и ее структурам, но и плювала на общественное мнение, на хорошие манеры и на честность в общении с публикой...

Даже такой ласковый телок в Госдуме от Яблока, как Николай Рыбаков, несмотря на то, что он и на человека не похож, а на механического ангела, и тот, судя по всему, щытает, что он найсамый мудрый парень на земле и в общении по телевизору видно, деликатен и вежлив, аж нежен, но при этом чиво-то стесняется, а патамуша нескрываемо высокомерен аж слегка брезглив.
Участники из России выступали также вполне прилично, однако выглядели они совсем иначе: дескать, да, стыдно, что мы парикмахеры, но что же поделать, жизнь такая...
А наша оппозиция и ее лучшие люди стесняются совсем по совсем другому поводу. Они стесняются принять нас за людей и, вместо того, чтобы вешать нам гнусную лапшу на уши, быть с нами в адекватном контакте.
И после этого они ещё удивляются своим нещясным милипроцентам на выборах и нас же в этом обвиняют!.

[Мелкий шрифт крупными буквами]
Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.


коммуникации, навальный, оппозиция

Previous post Next post
Up