Оригинал взят у
alexnilogov в
Умер Гейдар ДжемальОригинал взят у
philologist в
Умер Гейдар Джемаль5 декабря на 70-м году жизни скончался известный исламский деятель Гейдар Джемаль. Об этом
сообщается на его странице в фейсбуке. Гейдар Джахидович Джемаль (6 ноября 1947 - 5 декабря 2016, Москва) - председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России. Принимал участие в Маршах несогласных.
В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А.Г. Дугиным вступил в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина. Был участником знаменитого южинского кружка - он же «мамлеевский кружок» - неформальный литературный и оккультный клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева, расположенной в доме по Южинскому переулку. Считается, что собрания Южинского кружка оказали существенное влияние на идеологию и взгляды многих впоследствии известных российских гуманитариев. После высылки из страны самого Мамлеева кружок продолжил свои собрания на той же квартире и продолжил своё существование до начала 1990-х годов.
Члены Южинского кружка: Александр Дугин, Гейдар Джемаль, Евгений Головин и Юрий Мамлеев.
Марк Сэджвик в своей книге о российском традиционализме (Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века / Пер. с англ. М. Маршака (1-5 главы) и А. Лазарева; научная редактура Б. Фаликова. - М.: Новое литературное обозрение, 2014) писал о Джемале следующее:
"В кружок Головина входили Стефанов, Гейдар Джемаль и (чуть позже) Александр Дугин. Эти трое впоследствии стали самыми влиятельными традиционалистами России. Джемаль, вошедший в кружок в 1967 году, был москвичом азербайджанского происхождения, чье образование и воспитание было светским и советским, а не мусульманским. Еще юношей он открыл для себя философскую библиотеку своего деда по матери, турка, который родился в Османской империи, эмигрировал в Россию, принимал участие в Октябрьской революции на стороне большевиков, а потом преподавал в престижном Государственном институте театрального искусства (ГИТИС). Дугин, присоединившийся к кружку в 1980 году, был сыном полковника советской армии.
Головин, Стефанов, Джемаль и Дугин трудились над реконструированием традиционализма по книгам, которые они нашли в Ленинской библиотеке и Библиотеке иностранной литературы, порой пытаясь угадать по контексту содержание недоступных книг, известных им только по названиям. Хотя «Symbolisme de la Croix» («Символизм креста») Генона был недоступен (он находился в «закрытом фонде» Ленинки), «Pagan Imperialism» («Языческий империализм») Эволы (в исправленном, более традиционалистском лейпцигском издании 1933 года) в той же Ленинской библиотеке стоял в открытом доступе с самого момента приобретения в 1957 году - кто бы ни отвечал за такие решения, он явно не заглядывал в эти книги. Большинство российских традиционалистов, хотя и опирались в конечном счете на объяснение модерности, которое дал Генон, все же откликнулись (после 1991 года, по крайней мере) на модель, предложенную Эволой.
Стефанов, Дудинский, Головин и Джемаль
<...> Хотя Джемаль, может быть, и вступил в суфийский орден наюибандийа в 1980 году в Таджикистане, суфизм, судя по всему, не был для него чем-то особенно важным. Когда в 1980 или 1982 году он взял с собой Дугина в месячное путешествие по горам Зеравшана на северо-востоке Памира, они посетили не шейха Джемаля, а могилы различных суфийских святых. Кружок Головина почти не привлекал внимания властей, хотя Джемаля, по слухам, несколько раз сажали в сумасшедший дом (это был стандартный способ репрессий, направленных на диссидентов). КГБ явно терпел подобные кружки, но лишь в определенных рамках, которые Дугин заметно переступил...
<...>
...Гейдар Джемаль вступил в общество «Память», а затем вышел из него вместе с Дугиным. После этого он стал одним из учредителей Партии исламского возрождения (ПИВ), основанной в 1990 году Ахмадом Кади Актаевым в Астрахани. Не будучи крупнейшей или важнейшей политической организацией мусульман на всем пространстве бывшего СССР, ПИВ тем не менее была единственной значительной партией, охватывавшей всю Российскую Федерацию; все прочие группы были ограничены региональными или этническими рамками. Таким образом, ПИВ имела значение именно в России, то есть за пределами чисто мусульманских республик СССР.
Джемаль был идеологом ПИВ, издателем ее печатного органа Алъ-Вахдат {«Единение») и главой ее исследовательского центра в Москве. Ранние номера Таухид {«Единство»), малотиражного журнала, выпускаемого лично Джемалем, были отчетливо традиционалистскими по своей тональности. В его первом номере Джемаль анализировал статус ислама в терминах традиционализма, добавив исторический аспект, редкий где бы то ни было еще и извлеченный им из работ исламистов. Ислам, указывал он, существует во времени и подвержен упадку, как и все остальное. Далее он заявляет, что подлинного исламского правления не было с момента смерти Пророка и уж точно - начиная с монгольского завоевания. С тех пор дела шли только хуже, так как «постколониальные элиты» в исламском мире были либо националистами (а следовательно, врагами универсального ислама), либо «атеистами-космополитами», такими же врагами истинного ислама.
Мэр Стамбула Тайип Эрдоган (ныне президент Турции) и Гейдар Джемаль
Статья Джемаля, опубликованная Дугиным в «Гиперборее» в 1991 году, показала, сколь многим он обязан Эволе. Сравнив экзистенциальное значение смерти в эволианском традиционализме с метафизическим значением смерти (конечное возвращение к Богу) в исламе, он утверждал, что «аутентичный ислам и аутентичные правые являются нонконформистами; их призвание в жизни - оппозиция, несогласие, неиденти- фикация». Рене Домаль, художник-сюрреалист, о котором рассказывалось в четвертой главе, одобрил бы это заявление. Для христианина «Бог - это нечто синонимичное гиперконформизму», тогда как ислам - «это протест... против сведения Бога к “консенсусу”». Политические правые и ислам борются с искушениями мира, включая такие духовные и интеллектуальные ловушки, как «самообожествление» и «профанный элитаризм», продолжал Джемаль.
Такой традиционалистский исламизм для многих оказался чрезмерным. Партия раскололась в 1992 году в связи с вопросом, как относиться к Ельцину и его проекту российской демократии: большинство членов ПИВ поддерживали этот проект, в то время как Джемаль увел более радикальное меньшинство из партии, ища союза с радикальными исламистами на Ближнем Востоке и с внутренней оппозицией Ельцину в лице КПРФ, руководимой Геннадием Зюгановым, правых «патриотов» Александра Проханова и прочих. Оба политика были знакомы Джемалю со времен его членства в «Памяти», и оба были связаны с другим главным традиционалистом России, Дугиным. Этот «красно-коричнево-зеленый союз» и будет анализироваться ниже.
Гейдар Джемаль и Александр Дугин на вечере, посвящённом барону фон Унгерну
На Ближнем Востоке Джемаль связался с такими людьми, как Хасан аль-Тураби, вождь Суданского исламского фронта и в течение многих лет «серый кардинал» за спиной исламистского военного режима Судана. Так, вместо ПИВ в качестве своей институциональной базы Джемаль обрел Исламский комитет России - сеть таких исламских комитетов была создана под руководством аль-Тураби на конференции в Хартуме в 1993 году, их целью было объединение лидеров различных радикальных исламистских движений, подобно Национальному исламскому фронту самого Тураби, Хамасу в Палестине и Хизболле в Ливане. Джемаль стал главой московского отделения Исламского комитета. В интервью 1999 года он говорил о своих контактах с Хамасом, Хизболлой, Волками ислама (чеченская группа) и афганскими талибами. В это время Джемаль был одним из двух-трех главных представителей радикального исламизма в Российской Федерации. Он прославился как «ваххабит»; правда, тут надо напомнить, что в России данный термин имеет несколько другое значение, не то, которое принято в академической среде. Учитывая хорошо известную антипатию саудийского ваххабизма к шиитам, многие удивлялись, как Джемаль, мусульманин-шиит, может быть ваххабитом. На самом деле противоречие здесь только кажущееся: Джемаль никогда не был ваххабитом в точном, строгом смысле этого слова.
В России во времена Ельцина Джемаль поддерживал политическое сотрудничество с оппозицией, и круг союзников у него был такой же, что и у Дугина. В середине 1999 года в прохановской газете «Завтра» было размещено интервью с Джемалем, в котором он объявил о создании объединенного фронта «зеленых и красных», включающего Исламский комитет России и Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, независимую группу, связанную с КПРФ и первоначально возглавляемую председателем Комитета по обороне Государственной думы Львом Рохлиным (который был убит в 1998 году), а также генерал-полковником в отставке Альбертом Макашовым.
Гейдар Джемаль, Илья Пономарев, Лев Пономарев, Евгения Чирикова
Невероятный союз между радикальным исламистом п Движением в поддержку армии (ДПА), которая как раз тогда вступила во вторую фазу конфликта с исламистами на Кавказе, стал возможным благодаря особой разновидности неоевразийства, характерного для России. Как сказал один отставной офицер и региональный глава ДПА в это время: «Мы все дети одной матери, независимо от национальности и религии. И имя нашей матери - Россия». С точки зрения ДПА, те, кто убивал русских солдат на Кавказе, были бунтовщиками, а не чеченцами или мусульманами; против мятежников надо принимать соответствующие меры, будь они чеченцами или русскими, казаками, мусульманами или православными. Война, которая велась в 1999 года, велась, с их точки зрения, не с мусульманами как таковыми.
Для Джемаля и Движения в поддержку армии настоящим врагом был Ельцин, а также израильтяне: «Кто-то разыгрывает свою карту, чтобы поссорить православие и ислам», - объявил Макашов на одной пресс-конференции и продолжил, обвинив «тех на Ближнем Востоке, кому не нравится быть соседями арабского мира». Точно так же, по мнению Джемаля, конфликт на Кавказе служил интересам Ельцина и израильтян. Согласно его логике, иностранные конфликты позволяли отвлечь внимание от провалов во внутренней политике и вели к росту российско-израильского сотрудничества, что помогало израильтянам добиваться экстрадиции некоторых арабских исламистов, живущих в России, а значит, играло на руку «атлантистскому лобби»8. Подобные объяснения близки взглядам многих сторонников оппозиции, равно как и тех простых россиян, кто склонен доверять теориям заговора.
Мамлеев, Джемаль, Головин и Дугин nu.arcto.ru
Радикальный исламизм и традиционализм, как правило, несовместимы. Они придерживаются фундаментально различных взглядов на традицию, на будущее человечества и на все религии помимо ислама. Вероятно, по этой причине Джемаль модифицировал свою собственную позицию до такой степени, что теперь его вряд ли можно назвать чистым традиционалистом; так, Дугин в частной беседе назвал его «посттрадиционалистом». Джемаль очень критично относится к очевидному противоречию между исламской практикой Генона и тем, что он пишет об индуизме, и по крайней мере формально осуждает Эволу за смешение политики с духовностью. Таким образом, его следует считать одним из тех, для кого традиционализм послужил лишь «ступенькой на пути». Но, несмотря на это, как было отмечено в двенадцатой главе, он остается ориентиром для многих российских традиционалистов, проявляющих интерес к исламу.
При президенте Путине, когда упало значение оппозиции ельцинского времени, Дугину потребовались новые союзники. Тесные контакты с радикальными исламистами за рубежом становились все менее полезными, так как и простыми россиянами, и Кремлем исламизм и чеченский терроризм начали восприниматься как нечто очень близкое друг другу. Спустя какое-то время после 2001 года Джемаль основал новую организацию, пафосно названную Интернациональной социальной лигой (ИСЛ). Эта лига носит скорее анархистский характер и атакует «Систему» от имени «бездомных планеты», которые «Системе» не нужны, - а в число «бездомных планеты» входят все диаспоры и иммигранты, а не только мусульмане России".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке:
https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере:
https://twitter.com/podosokorsky- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy