(посвящаю этот текст своему другу Ивану Фёдорову)
В принципе, если говорить совсем честно, без гнева и пристрастия - и даже о том, как это было изначально и ещё совсем недавно, - идея установить в Орле памятник Ивану Грозному - прекрасна в своём изначальном посыле и очень проста. Только сейчас уже размылись смыслы, но я вам напомню.
Руководство области озадачилось увеличением пиар-привлекательности и известности Орловщины, в том числе в туристическом смысле и т.д. В последний раз чем-то таким масштабным занимался губернатор (бывший) Орловской области Егор Семёнович Строев, - это в его бытность Председателем Совета Федерации: он тогда поставил вопрос о переименовании "Курской битвы" (имеется в виду вся совокупность танковой борьбы 1943-го года между Россией и Германией) в "Орловскую битву", - исторически это имеет некоторые основания, хотя тогда уж логичней называть просто "Чернозёмная битва", ибо и Курск имеет к этому не меньше отношения. В общем, хотели тогда так пиарить свою область, пользуясь админресурсом, - да Курск отбился.
Идея простая, добрая и в общем не сильно хитрая: добавить известности и знаменитости своей малой Родине, милой сердцу провинции. Так все себе что-нибудь придумывают. Например, есть такой город Луховицы, - они себе придумали, что они "огуречная столица России" - типа там много огурцов выращивают и они лучшие в стране: в городе стоит памятник огурцу (кстати, похожий именно на огурец, а не на фаллос, что могут в нём увидеть критики Луховиц; это я к тому, что памятник Ивану Грозному в Орле вышел тоже очень милый - пусть не шедевр, но просто статуя как статуя, без всякой истерии на лице и шизофренических зрительных ассоциаций), на каждом углу ресторан с названием типа "Огуречно-рюмочная"; а за десять (!!!) километров на подъезде к этому маленькому городишке на трассе начинаются плакаты с варицацией слогана "У России три столицы: Москва, Питер, Луховицы".
И почти у всех что-то своё что-то такое, что себе придумывают или имеют. Москве и Питеру ничего придумывать не надо; в Туле - пряники и самовары (никому нафиг не нужные в основном, но раскручено так - что нет-нет, а кто-то может и подумать порой - "А съезжу-ка я в Тулу, может самовар куплю"); в Астрахани - рыбалка (хотя на Дону она может и лучше, но "Астрахань - столица рыболовов" - они это раскручивают активно), в Переславле-Залесском вообще на любой вкус от "Синего камня" для язычников и ботика Петра Великого до темы Александра Невского и Плещеева озера с сёрфом, в Суздали куча деревянных строений и организация гуляний на Масленицу (потому что "Суздаль - столица Масленицы"), в Великом Устюге живёт Дед Мороз и т.д., долго всё перечислять. Даже в Урюпинске - как в рекламном ролике про соки с окончанием "А я - томат" есть пиаровски поддерживаемый городом анекдот про себя. Зато все знают про Урюпинск и многие именно по этой причине там и были.
Кто-то такой пиар делает сильный, кто-то слабый; кто насколько сильно делает - таков и эффект, таков и прибыток.
В Орле, значится, - вот так. Я очень люблю этот город. Это тихий, красивый, очень солнечный провинциальный в хорошем смысле этого слова город. Люди там, что особенно хорошоо, не просто добрые, красивые и всячески приятные: важно, что они ещё и очень активные, деятельные. Т.е. вот уж где пассионарность бьёт ключом, так это здесь, при том пассионарность сугубо и исключительно русская.
Придумали для вящей славы своей Орловщины себе вот такое на этот раз. Молодцы. Кстати, это ведь не просто слава города, туристическая привлекательность и пр., это ведь ещё и конкретный прибыток гражданам. Представляете себе - сколько они теперь сделают всяких там маек с изображением этого нашего милого царя, сколько кружек и сколько статуэток с Иваном Грозным! Которые теперь все начнут таскать в Москву в подарок, ну как из Тулы - пряники, а из Петрозаводска солонки из карельской берёзы.
Кстати, про Карелию. Там живут преимущественно люди, которые с пиаровской точки зрения с головой дружат слабо: нифига вообще придумать не могут - бум-бум-бум. Единственно, что они начали в последнее время в этом направлении раскручивать, так это поделки из "местного камня" - шунгита. Шунгит на самом деле - это совсем окаменевший каменный уголь (какую-то колонну из него уже даже делали в своё время в Исакиевском соборе, т.е. тогда уже начали раскручивать), который как камень не очень приятный: он красив, но имеет массу недостатков. Я, например, купил себе из него в качестве сувенира три сосуда - рюмку, чашку и солонку; рюмку украли менты на вокзале, а с солонкой вот какое дело - я отодрал с неё этикетку, но при этом всегда остаётся клей, как вы знаете, - а на чёрном (а шунгит - чёрный) это смотрится некрасиво. Ну я стал мыть, думал размочу - а потом полотенцем ототру. Ну и что вы думаете?! Всё полотенце стало чёрным. Этот "давно окончательно окаменевший уголь" - на самом деле серьёзно мажется. И костюм с галстуком я себе тогда попачкал. Вот так бы поймал сейчас этого Ивана Фёдорова с его шунгитом, который мне об этом не сказал, - и засунул бы ему эту солонку в задницу, дураку: а то "Купи, это же классно!"...
Но это мелочи. Так вот, вместо того, чтоб тупить с шунгитом - тоже могли бы придумать себе памятник с тем же Иваном Грозным (теперь уже поздно; но вариантов-то миллион, о них ниже). Почему нет? Оснований считать, что Петрозаводск основал Иван Грозный не меньше, чем нежели он основал Орёл (который в момент основания находился на землях Земщины - и Иван Грозый про него мог ничего и не знать), хотя это и не так. Ну так какая разница - дело же не в основании города, а в памятнике, в туристической привлекательности, в известности, - а уж повод придумать можно любой. Вон ведь какой эффект аховый - с обычной придумки. И в рекламу вкладываться не надо - всякие повылазившие могучие кучки и сами рекламируют.
В истории русского музыкального искусства известна одна "Могучая кучка" (т.н. "Балакиревский кружок" - Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков и т.д.). В современной отечественной политологии могучих кучек несколько. Самая могучая из этих могучих кучек - это Шендерович. Не Шендерович в кавычках, а конкретный Виктор Шендерович, которому, по понятной причине, - не очень хочется ассоциироваться с матрасом, и чтобы эту навязчивую ассоциацию перебить - он решил ассоциироваться с этой самой кучкой, идя на повышение (так скажем) в раскрутке своего образа. Ну, о вкусах не спорят.
Что бы где бы в России ни произошло, эта кучка туда немедленно прибегает и начинает, простите, вонять. Повод не важен, важен сам факт, что "что-то происходит", даже если это просто снегопад. По мнению этой "кучки" в России плохо вообще всё: люди (как он там сказал про "плохие гены у 90% населения", не помню точно цитату?), погода, природа, искусство, власть (любая), ну, словом, - вообще всё. Особенно история. Опять же любая - федеративная, советская, дореволюционная, доромановская, ну вся вообще - именно как история совокупно, а не отдельные её фрагменты (так же как с погодой у них - вы просто обратите внимание как-нибудь: "погода в России всегда плоха").
С чем может ассоциироваться памятник Ивану Грозному? У любого, подчеркну, человека - и очень образованного, и у не очень. Я говорю именно об ассоциациях. У психически здорового человека, в том числе исторически грамотного. Ибо именно имеющиеся ассоциации у большинства - и создают ту смысловую нагрузку, которая имеется у памятника, у любого памятника, - и именно отсюда и возникает "символизм" применительно к объекту.
Так какие ассоцииации с памятником Ивану Грозному? Ну, у 90% (и не надо тут, пожалуйста, снисходительно хмыкать, ибо эти 90% - и есть "народ", для которого памятники и стоят в основном; кому это не нравится - ставьте у себя на частной территории кому хотите свои скульптурки) - ассоциация только одна: с героем актёра Юрия Яковлева из фильма Гайдая, снятого по пьесе М.Булгакова - "Иван Васильевич меняет профессию". Собственно говоря, даже если бы этого фильма не было - всё-равно у всех ассоциации были бы именно такими - "предания старины глубокой" с налётом романтизма и иногда комизма (ибо психология психически здорового человека так устроена: старина вспоминается только с ухмылкой и положительным оттенком; без исключений).
Ещё 9% - это сильно увлечённые историей люди. У них всё-равно памятник Ивану Грозному будет ассоциироваться сугубо с историей и отрицательных эмоций не вызывать (ну как у англичан, например, - памятник Оливеру Кромвелю или Генриху Восьмому, у французов - Робеспьеру и, кстати-то сказать, - Бонапарту, который вовсе не "предание старины", формально вообще либерал и даже национал-демократ самый настоящий, поскольку Император французов, а не Франции, и даже слово "шовинизм" пошло от его армии, - но который не только миллион французов положил на полях сражений, но физическим уничтожением политических противников увлекался не меньше, чем Робеспьер, а бедные Иван Четвёртый и Генрих Восьмой ходят у него в подмастерьях); хотя оценивать конкретно личность Ивана Грозного (а не памятник ему) эти 9% будут по-разному, что и хорошо. На то и есть изучение науки истории - чтоб спорить, выдвигать аргументы и возражать. Повторяю - и для этих 9% - сам памятник никаких отрицательных ассоциаций не вызывает, наоборот - это повод поговорить и поспорить на любимые исторические темы; вызывает споры лишь личность царя.
Сам я лично являюсь частью именно этих 9%. Отношение к Ивану Грозному у меня "обычное" - много хорошего и много плохого. Да, в начале правления - это был не просто великий царь, но и великий мыслитель: прогрессивное законодательство, великолепная кадровая политика, блестящие внешнеполитические успехи, укрепление государственной власти после нескольких сотен лет феодальной раздробленности, ментально засевшей (я про феодальную раздробленность) в голове у русских и мешавшей бороться с внешними вызовами. Во второй половине его царствования пошла значительная шиза и паранойя (у вас бы не пошла паранойя, интересно, - если вокруг вас целая куча Шуйских и Бельских, которые постоянно норовят отравить вас или кого-то из членов вашей семьи, плетут интриги и ведут тайные переговоры с Польшей?!), но это тоже совершенно обычное, хотя и печальное явление, которое бывает у представителей всех стран, исторических периодов и идеологий - я знаю прогрессирующие шизофрению и паранойю даже у Льва Толстого, не говоря уж о куче разнонародных и разновременных монархистов, либералов, демократов, социалистов, коммунистов, национал-демократов, национал-социалистов, фашистов и социал-патриотов, даже "зелёных-экологов". Так что с того, это же не повод вычёркивать из истории кого-то. В общем, сложный и неоднозначный был царь; хотя никаких особых "перекосов" в его увлечении паранойей я не вижу: всё в соответсвии с "традицией века" не только в сравнении с Генрихом Восьмым или "Варфоломеевской ночью", но и совсем уж в сравнении с "самой прогрессивной" Елизаветой Английской, которая правила в тот же период, что и наш Иоанн - и казнила народ и ихних "бояр" не менее активно, да и правила государством столь же долго, как и Иван Васильевич. А коли так - то я не могу относиться к Грозному Царю как-то иначе, нежели как к части моей любимой истории, и всё.
Наконец, ещё один процент (там меньше процента от всего населения, конечно, но я условно). Это не только Шендерович, там много таких "могучих кучек". Люди поставили в Орле прикольный памятник. Очень удачный, как видим, пиар-проект. Орёл - уже два месяца обсуждается в русской прессе и интернете наравне с самыми важными мировыми событиями. Местные жители горды и счастливы, потому что "столица из Москвы переехала в Орёл", хотя бы информационно и хотя бы временно. Местные купцы потирают руки, местные студенты кинулись читать Карамзина и Ключевского.
Вид чужого счастья - то, что ни одна "могучая кучка" физически вынести не может. Ну как же - где-то в России кому-то хорошо, ну как же так?! Надо ворваться в пространство этого информационного повода и начать соответствовать своей сути. "Звонить во все колокола" для начала - что "Иван Грозный - суть символ опричнины", а потому "ставят его памятник не случайно", "ждите, сейчас начнётся". Ну а как же - ведь у нас иначе никто нигде никакой памятник не поставит никогда, понятно. Это, кстати, к вопросу о паранойе.
Был бы я главой соседнего и конкурирующего с Луховицами городка, - не поскупился бы - и натравил бы на конкурирующую фирму пару таких "могучих кучек". Уж там простор для фантазии "почему поставили памятник огурцу" намного больше - на фоне модности "фрейдизма" в широких массах. "Это нам посылают сигнал, чтоб мы готовились, что этот огурец скоро нам всем засунут..." и т.д.
А не надо думать, что я шучу и преувеличиваю. Не шучу и не преувеличиваю. В конце-концов - попытайтесь провести в своём кругу маленький честный соцопрос на тему "С чему у Вас ассоциируется Иван Грозный" - и убедитесь (только исключите из опроса психклиники, пожалуйста; но их всё-таки не много), что будут те самые 99%, 9% и 1%. А коли так - то и никаких иных "сигналов" никому этот памятник не шлёт; а если кому-то и шлёт (а не просто кто-то это пытается использовать, будучи могучей кучкой), то я как специалист по судебной психиатрии считаю, что тут не помешала бы если и не госпитализация, то, во всяком случае - консультация у специалиста. Как с огурцом, так и с Иваном Грозным.
Но Шендерович вовсе не одна "могучая кучка", паразитирующая на этой и других темах. Как я и сказал выше. В их "идеологическом секторе" таких кучек много. Не так много, как 99% + 9%, но "эффекта" много, поэтому кучки и могучие, а не просто кучки.
Однако, эти могучие кучки существуют и в других секторах. Опять же - не буду приводить множества примеров, хватит и одного, но характерного.
Сергей Кургинян (там он может и не самый яркий из "могучих кучек", но с другими я просто лично знаком и испытываю уважение по иным причинам, потому имена называть не буду). И ещё какой-то из нескольких существующих "союзов хоругвеносцев" или что-то в этом роде.
Они "как старая боевая лошадь, услышавшая зов трубы" тоже немедленно бросились в бой. Ровно с теми же ОДИНАКОВЫМИ аргументами, что и у Шендеровича, только со знаком плюс, а не минус. "Конечно, конечно, - это символ опричнины, именно так; давайте немедленно создадим опричнину (мы хотим её возглавить, естетсвенно), - и застучат топорики по воротам".
Вони тут реально не меньше, чем от Шендеровича; а для тех, кто читает именно патриотический сегмент интернета и прочих СМИ - может даже больше.
В каждом из этих направлений таких кучек много. Есть и "поднаправления" - например не "либералы", а кто-нибудь присоединившийся к ним справа. Тут, правда, я не так осуждаю, потому что это скорее (ну, во всяком случае не всегда) не внутренняя сущность как у "кучки", а ленивое желание попаразитировать на одном из мейнстримовых направлений общественного дискурса. Иными словами - попаразитировать на паразите. В данном случае - на Шендеровиче. Раз запах от этой могучей кучки идёт в таком направлении, то кто-то к этому потоку просто пристраивается. Зачем - не важно: движение - это жизнь, а говорить что-то самому, тем-более умное, а не тролльническое - им лень иногда.
Так же как я видел и "примкнувших к Кургиняну" "либералов", одобрявших памятник с позиции "а пусть русские гадят себе как можно больше". То же самое, опять же.
Так вот, разбираться в отличиях этих могучих кучек - нужды нет. Нужно просто твёрдо уяснить себе, что сами эти кучки есть, были и всегда будут.
Я же хочу вернуться к тому, с чего начал. Так сказать - к теме "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.". Вот почему я посвятил этот текст своему другу Ивану Фёдорову, который, будучи пиарщиком и патриотом своей малой Родины - Петрозаводска, - мучается вопросом как бы придать этому месту новой популярности и, как следствие, новой туристической привлекательности.
Рецепт ведь абсолютно не хитрый и не мы его придумали. Просто вот на практике с орловским губернатором, мужиком по-русски предприимчивым и по-армейски креативным (это же буквально новый "генерал Лебедь", "военный златоуст"; кстати, - тоже из Ленобласти, может ты его и вообще лично знаешь) видно - как абсолютно задёшево (кстати, это ведь ещё и красиво! - всё-таки площадь с памятником лучше, чем площадь без памятника, а тут ещё и конная статуя) можно получить эффект на миллиард.
Тут ведь даже не надо ставить памятник "особо спорной исторической фигуре". Иван Грозный тот же - ещё год назад тоже не был особо "спорным", но можно и ещё поспокойней. Не нужно Лжедмитрия Первого или второго, не нужно Берии, Малюты Скуратова, Тухачевского и т.д. Можно малой кровью, но с очевидным эффектом от "могучих кучек". Посоветовать? Ок, далеко ходить не будем. Брежнев Леонид Ильич. Это чтоб не изобретать велосипед и пойти проверенным буквально в этом году способом.
Ровно то же самое деление получится: 90%, 9%, 1%, вот увидите. При том это будут те же самые могучие кучки, которые будут говорить долго и громко - и ровно то же самое. При первом же информационном сообщении о желании поставить этот памятник - у них шерсть на голове (у кого она там есть) вздыбится, глаза выпучатся, хвост в струнку, на лице румянец - и пошло-поехало. И подключатся к этим могучим кучкам ровно те же самые - и будут говорить то же самое, сам же знаешь (это я к Фёдорову обращаюсь) и понимаешь.
А нормальным людям - что? Ну Брежнев и Брежнев, история и история, памятник и памятник. Прикольно. А городу известность, даже популярность, ну и прибыль. Майки, кепки и кружки с Брежневым, попутные товары всякие из того же шунгита вашего мерзкого (кстати, вот из шунгита как материала мягкого хорошо делать камеи, наверное; можно брошки с профилем Брежнева из шунгита барышням на шею делать, допустим - это будет красиво и модно, уверяю), ресторанчики "Брежневская рыбалка" и "Брежневская охота", экспорт из области водки "Брежневка" и т.п., - дальше уж вы сами думайте.
Повод - почему в Петрозаводске ему памятник - тоже сами придумайте: "был там в знаменательную дату", "наградил город орденом", ой, да не хочу даже голову ломать - какая разница? Нужен ли повод? А какой повод в Луховицах с огурцом связанный?! Вот то-то же.