Великий русский поэт был убит на дуэли. Но выстрелом из засады.
Да, дуэль состоялась, но противники не произвели выстрелы из дуэльных пистолетов. Лермонтова убили подло: сзади, из кустов.
Это утверждает автор, воронежский исследователь Николай Дмитриевич Литвинов в своей книге « М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. ВЕЛИЧИЕ И ТРАГЕДИЯ», выдержки из которой я приведу в своем блоге.
Николай Дмитриевич Литвинов - известный педагог и юрист, доктор юридических наук, много лет отдал правоохранительным системам СССР и России: работал в уголовном розыске, занимался наукой в научных Центрах МВД СССР И РФ, преподавал в военных училищах страны. Последнее место работы-Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Николай Дмитриевич- член исполнительного комитета Российского союза юристов.
И еще. Профессор Литвинов автор свыше 100 работ, в том числе книг: «Кавказский террор в Российской империи» (Москва, 1999), «Террористические организации: Создание и деятельность» (Москва, 1999), «Роль идеи в развитии антигосударственного терроризма» (Воронеж, 2000), «Первая кровь России» (Воронеж, 2006; совместно с И.С. Суровцевым).
«Убийство М.Ю. Лермонтова» заинтересовало меня прежде всего неожиданным подходом к уже известному, но продолжающему будоражить умы почитателей ПОЭТА, последнему этапу его жизни. Дуэли, оборвавшей жизнь Лермонтова.
Николай Дмитриевич Литвинов доказал, что дуэли как таковой не было, Поэта подло убили из засады.
Потому я и решил с позволения автора опубликовать с некоторыми сокращениями отрывок из его произведения-расследования.
15 июля 1841 года великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на Кавказе.
…12 мая 1841 года Лермонтов и сопровождавший его родственник Столыпин свернули с маршрута следования и заехали в Пятигорск.
…В Пятигорске, остановившись на бульваре в гостинице армянина Найтаки, Михаил узнал, что здесь же живет и Николай Мартынов, друг по юнкерскому училищу и сослуживец по Кавказу.
Пятигорск имел славу Северо - Кавказского притона. После битв офицеры в массовом порядке ехали отдыхать в Пятигорск. А оно ж известно, как отдыхают офицеры: вино и женщины. Изредка - минеральные воды и ванны. Потом снова вино и женщины. Да еще карты.
13 июля произошел якобы конфликт между двумя старыми друзьями и сослуживцами - Николаем Мартыновым и Михаилом Лермонтовым. Лермонтов якобы иронически высказался на вечеринке в адрес Мартынова, тот обиделся и вызвал своего друга на дуэль.
15 июля состоялась дуэль…
Обычно, по истечении срока давности, участники самых тяжких преступлений становятся разговорчивыми. Участники убийства Лермонтова молча уходили на ту сторону, не рассказывая никому детали убийства офицера Лермонтова.
В классическом изложение убийство Лермонтова выглядит так.
13 июля произошел конфликт между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов оскорбил Мартынова и Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. В духли кроме дуэлянтов принимали участие четыре секунданта: Васильчиков, Глебов, Трубецкой, Столыпин. Мартынов убил Лермонтова. Два секунданта, Васильчиков и Глебов, и уцелевший дуэлянт Мартынов пошли под суд. Столыпина и Трубецкого вывели из - под следствия и суда. Мартынов, Столыпин, Трубецкой, Васильчиков и Глебов на ходу отрабатывали версию о конфликте и рассказывали сказки о ходе дуэли. Что там произошло на самом деле, так никто до сих пор и не выяснил.
В литературе последние несколько дней жизни поэта исследованы буквально по минутам. Но основная часть версий основывается на показаниях 2-3 лиц, причастных к убийству поэта. Все они были заинтересованы скрыть истинные причину дуэли.
Существует множество версий о мотивах дуэли…
Выскажем собственную точку зрения на убийство поручика М.Ю. Лермонтова.
На наш взгляд, были две мощные силы, заинтересованные в убийстве поручика Лермонтова. Первая сила: «легион черной змеи», по чьему указанию был уничтожен А.С. Пушкин и сделана попытка ликвидировать Лермонтова руками посольского сынка де Баранта.
Вторая сила: царский двор и лично Государь император Всея Руси Николай I. У императора было несколько оснований для неудовольствия своим подданным.
Этот подданный, Лермонтов правильно оценил, кто был виновен в убийстве русского поэта А.С. Пушкина 27 января 1837 года на Черной речке. И уже 28 января Лермонтов написал первую часть стихотворения «Смерть поэта», первые строки которой относились именно к императору как носителю Верховной власти в России, как помазаннику Бога на земле.
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример...
Государь как помазанник Божий не среагировал на обращение поэта как посланца Божьего. И потому от имени Всевышнего судии поэт предупредил всех причастных к убийству А. Пушкина:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
И далее - неприкрытая угроза.
Но есть, есть божий суд, наперсники
разврата!
Есть грозный судия: он ждет...
А чего стоило стихотворение - предупреждение?
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Теперь то, зная историю Великой октябрьской социалистической революции, мы видим, что поэт не ошибся, что он предвидел будущее России и будущее Правящего Дома Романовых.
Слава М.Ю. Лермонтова принимала всероссийский масштаб. К каждому его слову прислушивались, поведение его героев копировалось молодежью. Но в своих произведениях поэт не славил ни Государя императора, ни Правящий Дом России.
Россия зачитывалась «Героем нашего времени». Роман прочитала сама императрица, он ей очень понравился и она порекомендовала царственному супругу тоже прочитать «Героя». Император приступил к чтению в июне 1840 года, на пароходе «Богатырь», возвращаясь из Германии, где был на похоронах своего тестя, прусского короля. В пути он делал (на французском языке) записи в дневнике, оформленные в виде писем к жене. 13 июня он записал в 10 часов вечера «Я работал и читал всего «Героя», который красиво написан… 14 (июня - авт.) 3 часа дня… Между тем я работал и продолжал читать сочинение Лермонтова и нахожу второй тем менее красивым. Чем первый… 7 часов вечера… мы входим в Финский залив при свежем попутном ветре. Между тем я читал и закончил «Героя». Я нахожу вторую часть отвратительной» .
Своего негативного отношения к М. Лермонтову Николай I не скрывал от окружающих. А в России мнение императора было законом для подчиненных.
А повод всегда можно было найти.
Но двор и недруги боялись поэта, не без основания считая, что его защищают силы небесные. Во время службы на Кавказе Лермонтов командовал спецподразделением - «командой охотников». Об отчаянности личного состава можно судить по тому, что они всегда были в самой гуще событий и чаще всего обходились без огнестрельного оружия. А сойтись грудь о грудь с горцами на ножах мог позволить себе не каждый военнослужащий русской армии. Причем не просто сойтись, а еще и победить.
Лермонтов сходился в рукопашной и вел за собой свою «летучую сотню». Но ни пули, ни кинжалы горцев не поражали его. Боевые товарищи падали рядом с ним, впереди него, за ним. А он как будто был заговоренным.
Тщательно спланированная дуэль на Черной речке (как и у Пушкина) не дала результата. Лермонтов сумел отразить нападение обломком шпаги. На пистолетах Барант промахнулся.
И потому была разработана операция по ликвидации поэта.
Как отмечает современный (глубокий) исследователь биографии Лермонтова, тайна лермонтовской дуэли не раскрыта до сих пор. И это несмотря на сотни и тысячи лермонтоведов, которые пишут статьи и книги, защищают диссертации, но так до сих пор и не "сведали", кто был заказчиком, организатором и исполнителем убийства.
"В лермонтовской дуэли есть только одни загадки, гипотезы и предположения".
В теле Лермонтова было две раны - в правом боку и слева около сердца.
После гибели поэта многие знавшие его люди доверили бумаге свои воспоминания, анализ которых позволяет по крупицам проследить происшедшее. В.А. Аненкова, хорошо знавшая М.Ю. Лермонтова, оставила интересную запись. «Известно только то, что раздалось два выстрела...» . Из этих слов можно сделать вывод, что в тот момент, когда раздался выстрел из пистолета Мартынова, кто то другой выстрелил в Лермонтова.
Российский эксперт - баллистик Г. Жембенко обратил внимание на характер раны, убившей поэта. Пуля повредила сердце и легкое. Но дело в том, что тот пистолет, который использовал Н.С. Мартынов, не обладал большой пробивной силой. Выпущенная из него пуля не могла бы нанести такую тяжкую рану. И эксперт сделал вывод о том, что пуля, убившая поэта, была выпущена из нарезного длинноствольного ружья... Нарезное длинноствольное ружье - это армейская винтовка. Откуда она взялась на месте дуэли и кто мог выстрелить из нее?
Есть и другая версия, якобы изложенная в рукописи, написанной самим Николаем Соломоновичем Мартыновым, убийцей поэта. В глазах современников Николай Мартынов был убийцей великого поэта. Не желая с этим пятном покидать этот мир, Мартынов изложил свою версию событий. Он действительно целился в Лермонтова, хотел просто ранить его, чтобы дать основание уйти из армии и уехать с Кавказа. Но вмешался случай, а может быть и рок. Пуля срикошетила, ушла вправо вверх, пробив наискосок оба легких и левое предплечье и вызвав практически мгновенную смерть поэта .
Напомним еще раз заключение специалистов по оружию: из того дуэльного пистолета, которым пользовался Мартынов, нельзя было нанести такую рану.
Окружение убитого поэта, офицеры, слишком хорошо знали баллистику, траектории полетов пуль в зависимости от вида оружия и расположения стрелявших. Все, кто ознакомился с характером ранений на теле Лермонтова, пришли к выводу, что это была не дуэль, а было убийство.
Обратим внимание на ряд моментов. Одна из ран была нанесена в правый бок. Вполне вероятно, что, целясь в правое бедро, Мартынов промахнулся с 10 шагов и вогнал пулю в правый бок. Здесь пуле отрикошетить было не от чего. Это во - первых. Во - вторых: угол рикошетирования. Даже если бы пуля попала в бок, она не могла бы изменить траекторию полета и уйти вверх по телу под углом 45 - 50 градусов. В-третьих, современный хирург С.П. Шиловцев, изучив описания раны Лермонтова, сделал вывод, что Лермонтов одновременно получил две раны: в правый бок и в область сердца. Хирург пришел к выводу, что крупные сосуды брюшной полости и сердце не были затронуты пулей. Но если бы пуля, срикошетив, «пошла гулять» по телу, она бы разорвала брюшную полость.
На основании изложенного сделаем следующие выводы. Во время дуэли Мартынова и Лермонтова кто - то выстрелил из винтовки с засады. Из такого предположения вытекает два вопроса.
Первый - кто был организатором и исполнителем убийства.
И второй - знал ли сам Мартынов либо секунданты о том, что готовится убийство из засады.
Для того, чтобы ответить на первый вопрос, надо перелопатить архивы собственной его императорского величества канцелярии. Там могут быть косвенные свидетельства о причастности императора к ликвидации лучшего поэта России.
Почему подозрение падает на русского императора? Да потому что, пожалуй, единственный, кто в открытую радовался гибели поэта, был император Николай 1. Когда во дворце стало известно о гибели на дуэли русского поэта и офицера, Николай встретил известие с удовлетворенностью. По словам П.И. Бартеневой, «Государь по окончании литургии, войдя во внутренние покои кушать чай со своими, громко сказал: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке; собаке - собачья смерть!» Такое заявление возмутило некоторых из присутствующих. Великая княгиня М.П. Веймарская не сдержала своего возмущения и высказала его императору. Впрочем, распоряжения об убийстве император мог отдать устно и никаких следов в архивах канцелярии нет.
Если же заказчиком убийства поручика Лермонтова выступал «легион черной змеи», то, скорее всего, письменных следов вообще не осталось.
После гибели Лермонтова среди различных слоев общества ходили устойчивые слухи о том, что Лермонтов не погиб на дуэли, а его убили по указанию «сверху». Как отмечают современные исследователи, «все подозрения об участии властей в катастрофе исходили от людей, близко стоявших к высшей и местной администрации» .
17 июля врач, проводивший осмотр трупа, сделал заключение, что «Лермонтов мгновенно на месте поединка помер». Но есть другие заключения.
Секундант Глебов в частной беседе рассказал, что когда он подбежал к упавшему поэту и наклонился к нему, Лермонтов проговорил: «Миша, я умираю!»
Убийца Мартынов на следствии показал, что когда Лермонтов упал, он подошел к нему. Жизнь еще теплилась в тяжело раненном теле. «Я поцеловал его и тотчас отправился домой».
Подобное «признание» вызывает сомнение. Во - первых, на следствии и суде Мартынов на ходу изобретал объяснения, чтобы снять с себя вину и уменьшить тяжесть наказания. Во - вторых, Николай Мартынов и Михаил Лермонтов были близкими друзьями. Пристрелить своего лучшего друга, а потом подойти к умирающему, поцеловать его и спокойно отправиться домой, это верх цинизма. На который, по нашему мнению, Мартынов был не способен.
Вместе с Мартыновым верхом на лошади уехал Васильчиков. Следом поскакали на лошадях Трубецкой и Столыпин.
Выстрел Мартынова совпал с блеском молнии и ударом грома. Полил дождь. На месте происшествия около умирающего поэта остался один Глебов. Он положил голову тяжело раненного друга к себе на колени, прикрыв его шинелью. Блистали молнии, гремел гром, испуганно ржали лошади Глебова и Лермонтова. В конце концов Глебов оставил Лермонтова под проливным дождем на мокрой земле и смылся на лошади в Пятигорск.
При таком раскладе событий удивляет цинизм и жестокость участников дуэли. Казаков привлекали к военному суду, если они бросали на поле боя тяжело раненного горца. А здесь офицеры, элита вооруженных сил, бросили на месте дуэли не горского бандита, а своего собрата, офицера.
Но вот у С.В. Чекалина есть другая версия: «Ни врача, ни экипажа для перевозки раненого или убитого на месте поединка не было. Об этом уже как - то не подумали. Васильчиков с Мартыновым отправились на дрожках в Пятигорск: князь - за доктором и экипажем, Мартынов - доложиться коменданту о происшедшем» .
Остановимся на одном моменте: «Васильчиков с Мартыновым отправились на дрожках в Пятигорск». Дрожки - это длинная телега с ровной поверхностью, на которую можно садиться по 2-3 человека с каждой стороны как на скамейку, поставив ноги на подножки. Дрожки идеально подходят для перевозки раненных и больных, ибо человек легко укладывается в горизонтальное положение. Если действительно были дрожки, то на них можно было легко и быстро доставить тяжело раненного Лермонтова в Пятигорск. А это значит, что спасение даже тяжело раненного не входило в планы организаторов дуэли. Его просто оставили помирать.
Это - взгляд на проблему на основании опубликованных материалов. А теперь выскажем свою точку зрения.
Вот какие показания о характере ранений дал секундант А.И. Васильчиков. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненные или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие» .
То есть раны находились не на одном уровне: в правом боку внизу, в левом - на уровне сердца.
Здесь необходимо обратить внимание на два момента.
Первый - характер раны. Лермонтов моментально потерял сознание, не успев «даже захватить больное место». Это значит, что были поражены жизненно важные органы, рана вызвала болевой шок и потерю сознания.
Второй - характер отверстий. При пулевом ранении входное отверстие пули всегда меньше выходного. При входе пуля вдавливается в ткань, прорывая отверстие, равное своему калибру, диаметру. На выходе пуля толкает впереди себя внутренние ткани, в результате чего выходное отверстие получается более крупным и более рваным.
Судя по описанию, входное отверстие находилось в левом боку, именно здесь «сочилась кровь». Выходное отверстие, дымящаяся рана, находилось в правом боку. Но Лермонтов, по версии о дуэли, стоял к Мартынову именно правым боком, прикрываясь локтем и пистолетом (по версии Мартынова и секундантов). Следовательно, выстрел в Лермонтова был нанесен сзади. А так как левое входное отверстие было выше, нежели правое выходное, то выстрел производился сзади и сверху.
Мартынов действительно не хотел стрелять и элементарно промахнулся. Но кто-то другой, находившийся сзади и выше мог выстрелить в Лермонтова. Тогда пуля, зацепив мышцы левой руки, пробила грудь офицера в районе сердце и вышла через правый бок, разорвав внутренние органы и сделав рваную дымящуюся рану на выходе.
В районе дуэли было две возвышенности - непосредственно гора Машук, со склона которой можно было произвести выстрел и Перкальская скала. Наша версия о возможности выстрела сзади и сверху требует перепроверки на месте дуэли с учетом топографии места дуэли.
Есть еще одна версия убийства поэта. Якобы 15 июля 1841 года Лермонтова вызвали запиской в Пятигорск из Железноводска. Подъезжая к Пятигорску, на участке между Машуком и Перкальской скалой Михаил увидел в кустах одиноко стоявшего Н.С. Мартынова. Я якобы тот выстрелил в него из пистолета снизу вверх. «От болевого эффекта наступил шок, а затем смерть» .
Версия была бы великолепной, если бы не судебная баллистика. Входное отверстие, маленькое, находилось в районе левой руки и сердца. Выходное, рваная рана, находилось как раз снизу у сидящего на лошади человека. Поэтому данная версия убийства не подходит.
Теперь к вопросу о том, кто мог произвести этот выстрел?