Via
В 1960 году в дагестанской газете «Коммунист» вышла статья о том, что евреи на праздники пьют кровь мусульман. В 1963 году на Украине появилась книга «Иудаизм без прикрас», при этом её автор Кичко во время ВОВ служил у немцев. Высшие советские чинуши вынуждены были извиняться перед Западом и придумывать контрпропаганду, чтобы сметь клеймо антисемитов.
Послесталинские руководители СССР прилагали немалые усилия, чтобы добиться создания и поддержания положительного образа страны в глазах всего остального мира. Одним из серьёзных испытаний для советского пропагандистского аппарата стала антирелигиозная кампания 1958-1964 и связанные с ней антиеврейские эксцессы.
Именно иудеи оказались в положении тех людей, по которым западные политики и пропагандисты стали определять степень свободы в СССР. С 1958 года многочисленные зарубежные представители постоянно обращались к первых лицам СССР с вопросами о положении евреев. 25 июня 1959 года главный раввин Израиля Нисим направил послание Ворошилову, председателю Президиума Верховного совета СССР, с просьбой, во-первых, выступить с официальным заявлением об отсутствии в стране антисемитизма и, во-вторых, прекратить гонения на иудаизм.
И первые лица, и МИД боялись принимать на себя такую ответственность. Лишь Ф.Козлов, заместитель Хрущ`ва в Совете министров СССР, 8 июня 1959 г официально заявил западным корреспондентам, что ни одна синагога в СССР не закрыта. Однако вскоре его обвинили во лжи, основываясь на материалах советской же печати. После этого ни один советский лидер или высокопоставленный чиновник подобных заявлений в отношении иудеев не делал.
Отдуваться за всю верхушку в этой ситуации пришлось Совету по делам религиозных культов (СДРК), курировавшему в СССР все религии, кроме православия. Его председатель А.Пузин решил действовать по двум направлениям. 1 июля 1959 года он обратился в ЦК КПСС с просьбой организовать контрпропагандистскую кампанию, доказывающую наличие свободы совести и отсутствие антисемитизма в стране, подготовив для этой цели специальные радиопередачи и поместив статью в «Литературной газете», которая рассматривалась на Западе оппозиционная газета.
С другой стороны, Пузин писал, что «Совет считает необходимым доводить до сведения местных органов факты администрирования в отношении иудейской религии и указывать им на необходимость строго следить за тем, чтобы не давать повода для таких выступлений».
Одними из самых громких «иудейских дел», стал случай, когда в августе 1960 года в газете «Коммунист», выходившей в дагестанском городе Буйнакск, была опубликована статья, подписанная Д.Мармудовым (депутатом одного из местных сельсоветов) «Аллахана да ел Еркин» («Даже без Бога дорога открыта»). В ней содержался такой пассаж о евреях: «Они верили, согласно своей религии, что пить мусульманскую кровь раз в году было бы хорошо. Некоторые евреи покупали от 5 до 10 грамм мусульманской крови, которую они смешивали с водой в большой бочке и продавали как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина».
Сведения о появлении подобной статьи в государственной газете (да ещё с названием «Коммунист») проникли на Запад, вызвав грандиозный скандал.
Для успокоения общественного мнения в Западной Европе, США и Израиле Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС вынужден был придумать два вида оправдания.
Согласно первому, информацию о государственном антисемитизме в СССР должен был опровергнуть независимый и уважаемый на Западе наблюдатель. На эту роль был выбран член совета Общества «СССР-Франция» философ А.Блюмель. 8 октября 1960 года он встретился в Москве с зампредом СДРК А.Рязановым и сотрудником его Европейского отдела В.Задорожным. Появление статьи с обвинениями евреев в употреблении человеческой крови Рязанов и Задорожный объяснили перехлёстами антирелигиозной пропаганды на местах и дали понять, что это явление распространяется не только на иудаизм: «На одну статью против еврейской религии приходится до согни статей, направденных против православия».
Рязанов уверял Блюмеля, что СДРК и ЦК КПСС решительно борются с проявлениями антисемитизма, приведя в качестве примера «Буйнакское дело» и наказание виновных. Доводы Рязанова, как и извинения министра культуры СССР Е.Фурцевой («В СССР около 220 миллионов жителей. Среди них, естественно, имеется несколько глупцов»), полностью убедили Блюмеля, что антисемитизм в СССР является маргинальным явлением и не только не поддерживается властями, но и преследуется ими.
Об этом Блюмель поведал в письме к президенту Ассоциации бывших граждан Советского Союза в Израиле И.Рабиновичу, который активно участвовал в кампании по разоблачению государственного антисемитизма в СССР. Французский философ уверял, что во Франции было бы намного труднее наказать автора статьи, подобной статье, опубликованной в «Коммунисте».
Другая комбинация была разработана специально для умиротворения влиятельнейшей еврейской общины в США. В письме заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС Л.Ильичева секретарю ЦК по идеологии П.Поспелову, написанном в октябре 1960 года, предлагалось направить в газету «NY Gerald Tribune», наиболее зло обсуждавшую положение евреев в СССР, через посредство московского корреспондента газеты «Морган Фрайхайт», гражданина США С.Рабиновича, подготовленное в ЦК письмо, которое должны были подписать известные горские евреи, опровергавшее западное утверждение о государственном антисемитизме в СССР.
Согласие Поспелова было получено быстро, и 10 декабря 1960 года Рабинович отослал в США письмо, адресованное главному редактору «NY Gerald Tribune», переданное ему группой горских евреев во время его пребывания в Дагестане. Это письмо, подписанное колхозницей и депутатом ВС ДагССР Давыдовой, писателями Авшалумовым и Баклевым, машинистом Дербентского депо Гадмоловым, врачом Буйнакской городской больницы Бабаевым и председателем колхоза Абрамовым, было направлено против опубликованной 4 ноября 1960 года года в «NY Gerald Tribune» статьи журналиста Ньюмена о горских евреях, в которой доказывалось, в том числе на основании статьи из «Коммуниста», что горские евреи находятся в СССР на положении дискриминируемого меньшинства.
Статья с кровавым наветом на евреев «Аллахана да ел еркин», по мнению авторов письма, была «исключительным случаем, ошибкой безответственных журналистов, сделанной без всякого злого умысла». Авторы заявляли, что «подобного никогда не было и, мы уверены, никогда не будет», и уверяли в том, что виновные в появлении статьи понесли должное наказание.
Ещё одну внешнюю контрпропагандистскую операцию властям СССР пришлось провести после выхода в 1963 году на Украине книги Т.Кичко «Иудаизм без прикрас», носившей откровенно антисемитский характер. Автор, в частности, утверждал, что иудаизм «вобрал в себя всё наиболее реакционное, что существует в других религиях», а ряд иллюстраций в этой был из тех, что публиковались в газетах, издававшихся на Украине под контролем нацистов.
Также выяснилось, что автор книги Кичко во время оккупации Украины работал в одной из нацистиской газет, и после войны не понёс за это наказания. Вспыхнувший скандал на Западе привёл к тому, что на её издание было вынуждено отреагировать советское руководство. 11 марта 1964 года Л.Ильичев, занимавший в этот момент пост секретаря ЦК КПСС по идеологии и заведующего Идеологическим отделом, поручил своему заместителю A.AУдальцову подготовить справку о книге «Иудаизм без прикрас».
В справке, представленной 14 марта, Удальцов писал: «Автор с правильных позиций разоблачает антинаучный и реакционный характер иудейской религии. Но в книге имеются формы, которые дают пищу для антисоветских спекуляций. Недостаточно продуман и характер иллюстраций в книге».
25 марта 1964 года в «Бюллетене АПН» была опубликована статья Ш.Каца «О брошюре «Иудаизм без прикрас» и её комментаторах». По мнению Каца, Кичко реализовывал своё конституционное право на антирелигиозную пропаганду, руководствуясь благими намерениями ввести своих читателей в круг научных взглядов на религию, но не справился с этим. Более серьёзной была статья в «Радяньской культуре» от 27 марта 1964 года, написанная публицистами-евреями Б.Любовичем и К.Ямпольским: «Книга страдает существенными недостатками. Художественные иллюстрации и её обложка дают основания для серьезных возражений. Они выполнены на низком художественном уровне и только оскорбляют верующих».
Но на Западе эти полуизвенения не произвели впечатления. Кампания по защите евреев в СССР продолжалась. Тогда 4 апреля 1964 года в «Правде» появилась заметка «Сообщение идеологической комиссии», в которой книга Кичко признавалась ошибочной, поскольку отдельные её положения могли быть истолкованы в духе антисемитизма. Одновременно в советские посольства за границей были направлены материалы о борьбе против антисемитизма в СССР.
Иностранцам, задававшим на приеме в СДРК вопросы про «Иудаизм без прикрас», отвечали, что эта книга была издана очень маленьким тиражом на Украине, и только шум в прессе сделал её широко известной. С апреля 1964 года печать книги была прекращена, её изъяли из библиотек.
Советские власти придумывали и другие акции, призванные развеять обвинения в их антисемитизме.
В ноябре 1963 года главный редактор «Советиш Геймланд» (альманаха, издаваемого в СССР на идиш) A.Вергелис совершил визит в США, длившийся почти три недели (с 15 ноября до 4 декабря). Он посетил все основные центры проживания евреев в США - Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, Чикаго, Кливленд, Лос-Анджелес. Прибыв в США, Вергелис заявил, что узнал о преследованиях верующих евреев в СССР из американских газет. «Среди советских людей моложе 50 нет почти ни одного верующего. Вот почему у нас закрываются синагоги», - заявил он. Но эффект от этого заявления Вергелиса был несколько смазан тем, что в составе делегации находился писатель Б.Полевой, «прославившийся» в 1955 году своим заявлением, о том, что еврейские писатели, расстрелянные в 1952 году по делу Еврейского антифашистского комитета, живы, и что с одним из них он живёт в одном доме (через несколько месяцев после этого заявления было официально объявлено об их гибели и реабилитации).
По итогам поездки в США Вергелис о тправил в ЦК КПСС план по «улучшению еврейского вопроса». Он предлагал увеличить периодичность и объём «Советиш геймланд», превратив его из литературного альманаха в литературно-политический журнал, который стал бы «источником правдивой информации для зарубежного еврейства», организовать гастроли еврейских певцов, восстановить еврейский театр, издавать литературу на идиш, включать в обязательном порядке деятелей еврейской культуры в советские делегации, направляющиеся в США.
Проблему мацы Вергелис предлагал разрешить с выгодой для государства: торговать ею круглый год в кондитерских магазинах в качестве печенья к чаю, наподобие пресловутого весеннего кекса (православного кулича). А организованный еврейский театр мыслился им как альтернативный синагоге центр общения еврейской молодёжи.
Л.Ильичев, которому была адресована эта записка, препроводил её возглавлявшему Отдел культуры ЦК КПСС Д.Поликарпову с резолюцией «Здесь есть много интересного. Надо подумать!». Итог раздумий высоких чинов был положительным: ряд предложений Вергелиса были включены в специальное постановление ЦК КПСС. Но скорое падение Хрущева привело к свёртыванию почти всех инициатив по «улучшению еврейского вопроса».
(Цитаты: Семён Чарный, Советская контрпропаганда по «еврейскому вопросу» во время антирелигиозной кампании 1958-1964 гг., журнал Новый исторический вестник, №15, 2006)
+++
Ещё в Блоге Толкователя о евреях:
Евреи-ашкеназы - потомки итальянцевИсследование израильского генетика Зусмана-Дискина показало, что ближайшие родственники восточных евреев-ашкеназов - северные итальянцы и южные французы. Вторая ветвь - это перешедшие в иудаизм под патронажем итальянских колонистов в Крыму причерноморские народы - в первую очередь адыги.
***
Филосемитизм советского воспитателя МакаренкоВеликий советский воспитатель малолетних преступников Антон Макаренко калёным железом выжигал антисемитизм в своих колониях. Он считал, что у людей нужно поднимать на высоту их лучшие национальные особенности. Главным менеджером колоний Макаренко стал Борис Клямер.
Да, помню, в Днепропетровске примерно в это время или чуть позже были какие-то слухи на эту тему, при этом пострадала дочь председателя колхоза, которая к тому времени окончила нашу школу и дальше ездила на учебу в город пригородным поездом (тогда не было газелей и прочих шиков). Слухи были, что ее порезали евреи, правда, она осталась жива здорова, но подтверждала это без подробностей. А что там было на самом деле - непонятно.
Но в Днепропетровске по тем временам много было сплетен про всякие ужасы.