Странные приключения новоторжских святых Однажды, в начале 15 столетия, в городе Торжке одновременно проживали трое святых.
Святой князь Георгий Смоленский и святой князь Симеон Вяземский, утерявшие свои уделы, служили наместниками (вернее, сонаместниками) московского князя Василия I, а святая княгиня Иулиания Вяземская была женой князя Симеона.
Жизнь святых в Торжке сопровождалась большими происшествиями - позарившись на Иулианию, Георгий приказал убить Симеона. Но, после убийства мужа, Иулиания неожиданно повела себя по отношению к Георгию как-то недружелюбно, и когда тот попытался изнасиловать ее, пырнула его ножом. Делать нечего, пришлось Георгию отрубить Иулиании руки и ноги и бросить ее в реку Тверцу. Тут на Георгия столь же неожиданно обозлились жители Торжка, и ему пришлось бежать из города. Через два года, расстроенный всеми этими неудачами, Георгий умер в Веневе, где жители отнеслись к нему помягче, и после смерти он почитался там как местночтимый святой.
Симеон был похоронен в Вязьме, мощи его с годами утерялись. Георгий был похоронен в Веневе, мощи его с годами также утерялись. Тело Иулиании через год после ее смерти приплыло в Торжок (разумеется, вверх по течению) и было там похоронено. За ее мощами Новоторжцы сумели присмотреть до 1930 года, но потом мощи также утерялись.
Эти печальные события произвели на святых столь тяжелое впечатление, что более в Торжке никакие святые не селились.
· Трудно быть святым, постарайтесь, по возможности, избегать этого.
· "... но по неизглаголанным своим судьбам, устроила ему восстание от падения и обновления..." - сие точно не про операционную систему? Там, интересно, ниже нигде не расшифровывается, КАКИМ, ёлки, волшебным макаром, можно восстать и обновиться опосля изнасилования и убийства?
· И святыми они когда успели стать?
· Тогда не было формальных канонизаций, как это делается сейчас. Народ поверил в их святость - вот они и стали святыми.
· В сущности мы так мало знаем о настоящих святых.
· Вот, благодаря Ерохову узнали, что один из святых был полнейший отморозок, нелюдь и редкостная гнида.
· Это кстати корректный пересказ текста православного источника и по всей видимости, рассказ достоверен.
· Все эти старинные святые появились без инициативы со стороны духовенства. Это средневековое народное православие, достаточно причудливое.
· Вот например Иаков Постник - изнасиловал девочку, убил её, тело утопил в реке. И ничего, весьма авторитетный святой.
· Когда осталась отроковица у святого Иакова, диавол, видя, что святой находится в пустынном уединенном месте вдвоем с отроковицей, и находя, что настало самое удобное время для его козней, воздвиг на подвижника бурю нечистых помыслов и скверного плотского вожделения и так разжёг его похоть, что святой муж, - тот самой, которой раньше не мог быть уловлен прельщением посланной к нему самарянами блудницы, тот, которой ради сохранения целомудрия и чистоты жёг на огне свою руку, тот, кто сотворил многие чудеса и изгонял бесов, - тот сильно был разожжён блудною похотью, что, забыв страх Божий и свои многолетние постнические подвиги и посланную ему от Бога благодать и силу исцелений, будучи уже в маститой старости, был побеждён диаволом и пал. Он изнасиловал девицу, растлил её и свое девство и, осквернив тело и душу, погубил все свои прежние постнические труды. He довольно было для него сделать один грех, и он прибавил к нему еще более тяжкий. Подобно тому как поскользнувшийся с горы летит вниз, падая с камня на камень и разбиваясь, так случилось и с святым Иаковом: - совершив один великий грех, он впал и в другой больший и лютейший, усугубляя беззаконие беззаконием. Враг возбудил в нем страх, и он стал размышлять: девица теперь скажет своим родителям, что я насиловал ее и будет мне стыд и поношение, и я буду в большой беде из-за неё. Поддавшись наущению бесовскому, он убил неповинную девицу, думая скрыть от людей свой грех и избегнуть позора. Но и на сем не остановился, а еще более предался греху: ибо тело девицы, которое он осквернил и без милосердия убил своей рукой, не предал обычному погребению в земле, а бросил в реку.
Житие преподобного отца нашего Иакова Постника . В изложении святителя Димитрия РостовскогоЧто характерно - девочка погибшая в святые так и не попала, ибо рожей не вышла. Зато преподобного Якова господь поддержал:
Но превеликая, безмерная и человеколюбивая благость Христова, коей не могут преодолеть грехи всего мира, хотящая, чтобы спаслись все люди и ни один из них не погиб, не оставила и сего старца погибшего, не допустила бесам до конца возрадоваться его погибели, но по неизглаголанным своим судьбам, устроила ему восстание от падения и обновления.
Что характерно - девочка погибшая в святые так и не попала, ибо рожей не вышла. Зато преподобного Якова господь поддержал:
Но превеликая, безмерная и человеколюбивая благость Христова, коей не могут преодолеть грехи всего мира, хотящая, чтобы спаслись все люди и ни один из них не погиб, не оставила и сего старца погибшего, не допустила бесам до конца возрадоваться его погибели, но по неизглаголанным своим судьбам, устроила ему восстание от падения и обновления.
DIRTY