"Фантастика СССР". Что коммунисты не успели построить, но очень хотели?
Nov 03, 2018 12:03
В СССР, как известно, ко всему подходили монументально и с идеологией. Советская архитектура - это прямо апофеоз "идеологической монументальности". Кому-то нравится, кого-то дико раздражает. Однако самые грандиозные архитектурные проекты СССР оказались нереализованными. Их постигла та же участь, что и коммунизм - не построили.
Вспомним о самых невероятных строениях, которые могли бы получить воплощение в Советском Союзе.
Дворец советов
Это первое, что приходит на ум, когда речь заходит о нереализованных советских проектах в архитектуре. Задумка построить в Москве величественное здание для проведения сессий Верховного Совета СССР возникла еще в 1930-е годы. Но сначала планам помешала Великая отечественная война, а затем смерть Сталина и приход к власти Никиты Хрущева, всячески боровшегося с "архитектурными излишествами" и "бессмысленной гигантоманией".
Проект и вправду отдавал гигантоманией. Но в этом и был смысл: Дворец Советов должен был стать символом победившего социализма и центром новой советской Москвы. А еще и самым высоким зданием в мире, чтобы окончательно показать "кто здесь хозяин".
Решение о строительстве Дворца Советов принимал лично товарищ Сталин. Он планировал, что в Москве будет 8 высотных зданий плюс Дворец Советов. Как мы сейчас знаем, полностью план выполнить не удалось. Однако бОльшая часть плана оказалась реализованной.
План застройки Москвы в 1930-х
В 1931 году объявили конкурс проектов Дворца Советов. Он стал одним из самых массовых не только в Союзе, но и в мире. Всего поступило 160 работ профессиональных советских архитекторов, более 100 эскизов и набросков от простых граждан и 24 проекта иностранных разработчиков. По итогам, в качестве основы проекта было выбрано предложение Бориса Иофана. К работе также присоединились архитекторы Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко.
Окончательный проект несколько отличался от первоначальной работы Бориса Иофана. В изначальном проекте высота здания была "всего" 250 метров (в итоге увеличена до 415 метров), а венчала ее статуя "освобожденного пролетария высотой 18 метров" (заменили 100-метровой статуей Ильича). Таким образом, здание фактически представляло собой огромный пьедестал для памятника Ленину.
Проект Дворца Советов в 3D Max
В 1931 году на месте предполагаемого строительства Дворца Советов был взорван Храм Христа Спасителя, подготовительные работы начались уже на следующий год. Планировалось, что строительство будет завершено в 1942 году. Но началась война. Затем - длительное послевоенное восстановление. В середине 1950-х руководство страны решило вернуться к идее создания Дворца Советов, но только в другом варианте. Провели второй конкурс, подобрали новую площадку на юго-западе Москвы. Однако жюри в итоге так и определили проект, который можно было бы взять за основу строительства нового Дворца Советов.
В итоге дело заглохло. В 1958-1960 годах в фундаменте первого Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн "Москва". После распада СССР в 1990-е годы бассейн был закрыт, а на его месте построен новый храм Христа Спасителя.
Кстати, кое-что от Дворца Советов осталось. Это "кремлевская" заправка на Волхонке. Заправка должна была стать частью огромного комплекса Дворца Советов. Только она и сохранилась от первоначальных замыслов. Последние годы вокруг этой заправки тоже очень много суеты (территория АЗС принадлежит Пушкинскому музею, и на этом месте возводится новый ультрасовременный выставочный зал) - были варианты и сноса бензоколонки, и переноса в другое место. В итоге победил второй вариант - АЗС переносят в жилой двор на Кремлевской набережной. Это, конечно, не понравилось многим жильцам. Об этой ситуации писала "Новая".
"Кремлевская" АЗС
Здание Наркомата тяжелой промышленности
"Дом наркомтяжпрома" - еле выговоришь. Однако любовь большевиков к аббревиатурам и величественным зданиям чуть было не породила вот такого монстра. В свое время (1930-е) Народной комиссариат тяжелой промышленности считался наиболее авторитетным среди других наркоматов. Во-первых, потому что в ту пору был совершен невиданный скачок в развитии тяжелой промышленности. Во-вторых, возглавлял его небезызвестный "Серго" Орджоникиде - ближайший соратник Сталина. Примерно в то же время, когда планировалось строительство Дворца Советов, возникла идея создания своего Дома для Наркомата тяжелой промышленности. Естественно, с гигантским размахом и пролетарским пафосом. Место выбрали подобающее - Красная площадь. Ее хотели расширить вдвое, снести здание ГУМа и построить на его месте здание наркомтяжпрома. К счастью, большевики поняли, что в этот моменте немного лишканули и выбрали другое месторасположение здания - район Зарядья на берегу Москва-реки.
Советские архитекторы успели придумать множество проектов как для одного места, так и для другого. Были среди проектов и совсем утопические. Однако все они остались нереализованными - в 1937 году строительство здания отменили в связи с кончиной Орджоникидзе и ослаблением вследствие этого влияния Наркомтяжпрома.
Наркомат тяжелой промышленности в проекте архитекторов Фомина, Абросимова и Минкуса
Большой академический кинотеатр
"Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино". Заветы Ильича большевики помнили, и в пресловутых 1930-х намеревались на площади Свердлова напротив здания Большого театра построить Большой академический кинотеатр на 3000 мест. Причем новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра.
В конкурсе участвовали три бригады архитекторов, но все проекты были признаны неудачными, и от идеи отказались. Всё, что осталось от изначального замысла - "временный" павильон выхода станции метро "Площадь революции". Его хотели встроить в новое здание. Но проект не реализовали, и всё осталось так, как осталось.
Юлия "gippo_yu" в свое время визуализировала те самые проекты от трех бригад архитекторов, и сейчас мы можем их посмотреть.
Проект А.Н. Душкина, соавторы В.С. Белявский и Н.С. Князев
Проект Д.Н. Чечулина и К.К. Орлова
Проект А.В. Великанова, И.В. Ткаченко и Ю.В. Щуко
Дворец труда в Москве
Обратим внимание на более ранние годы. СССР только родился, и председатель Московского Совета Лев Каменев выступил с идеей возвести в столице государство грандиозный комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой, а также отвечал бы на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого.
В 1922 году объявили конкурс - событие знаковое, ведь именно тогда и решалось, по какому пути пойдет советская архитектура. Всего на конкурс было представлено 47 проектов: самых разных архитектурных течений. Первую премию в итоге получил проект Ноя Троцкого "как наиболее яркий пример архаизирующей романтики". В основе его проекта - большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения.
Проект Дворца Труда в Москве Н. Троцкого
Этот проект, впрочем, многие посчитали неудачным и победившим незаслуженно. А вот в проекте братьев Весниных уже проглядывались зачатки конструктивизма, который ляжет в основу советской архитектуры.
Проект Дворца Труда в Москве братьев Весниных
Пантеон в Москве
Некогда в столице нашей Родины планировалось строительства мемориальной усыпальницы для "великих людей Советской страны". Туда планировалось перенести саркофаги Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также останки других выдающихся деятелей коммунистической партии. Должно было получиться что-то вроде Кымсусанского дворца Солнца в Северной Корее, каким мы его сейчас знаем.
Идея построить такой пантеон возникла сразу после смерти Сталина, чтобы увековечить его память. Архитектор Николай Колли предложил масштабный проект, согласно которому общая площадь Пантеона составляла 500 тысяч м². Для саркофагов с телами Владимира Ленина и Иосифа Сталина отводился главный зал площадью 2000-2500 м², а для урн - зал от 3000 до 4000 м². Также предусматривались служебные помещения для персонала. Вариантов расположения пантеона было несколько: Красная площадь, Софийская набережная, земли Воронцовского витаминного института.
Проект "Пантеон" в Москве
Проект в итоге быстро заморозился - и даже не понятно, по каким именно причинам.
Административное здание в Зарядье И напоследок еще об одной сталинской высотке - так называемой "восьмой сестре", которая не получила жизни. В 1947 году, в день 800-летия Москвы, в Зарядье был заложен последний из 8 сталинских небоскребов. Проект за авторством архитектора Дмитрий Чечулина, проектная высота здания - 275 метров. В восьмом высотном здании должно было располагаться одно из административных ведомств. Изначально его отвели под нужды Наркомата тяжелой промышленности, а впоследствии планировалось разместить здесь Министерство внутренних дел. В 1953 году стилобат был практически завершен. Но умирает Сталин, а пришедший к власти Хрущев решил строительство высотки не продолжать.
В 1964-1967 годах на уже имеющемся фундаменте была сооружена гостиница "Россия", рассчитанная на 5300 человек и попавшая по этому поводу в Книгу рекордов Гиннеса. Судьба "России" оказалась трагичной: ее сотрясали пожары, разруха и кризис. К 2010 году ее разобрали, а сейчас на этом месте мы можем любоваться парком "Зарядье".
А вот так должна была выглядеть сталинская высотка, если бы была построена.
Проект высотки в Зарядье
Вот так. Не известно, как бы сейчас выглядела Москва, если бы в СССР смогли реализовать все свои архитектурные планы.
---------------- Ну и чтобы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал, добавляйтесь в друзья - задружить в Живом Журнале ------------------ Предлагаю также добавляться в друзья и подписываться на мои аккаунты в социальных медиа:
[Немного о записках о жизни]Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.