Оригинал взят у
bizantinus в
post В конце следующей недели (30 октября 2016г.) в ГМИИ заканчивается очень интересная нумизматическая (и не только нумизматическая) выставка.
Из аннотации с сайта ГМИИ:
Выставка «"Наметив контуры резцом…" Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» является результатом совместной работы нумизматов, археологов, искусствоведов - сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина, благотворительного Фонда содействия социальным и культурным программам (КИКПЕ) и музея Бенаки (г. Афины, Греция) и проводится в рамках программы «2016 - год Греции в России, России в Греции». Экспозиция включает в себя 223 экспоната - 197 монет и 26 предметов декоративно-прикладного искусства, торевтики, скульптуры, керамики.
Цель выставки - познакомить зрителя с проблемами восприятия и изображения человека и человеческого тела художниками различных эпох на таких малодоступных широкой публике памятниках миниатюрной пластики, как монеты, медали, глиптика. Материалы выставки могут служить своеобразной иллюстрацией знаменитого тезиса древнегреческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Выставка включает в себя пять тематических разделов. Первый, самый обширный, - «Боги и герои» - призван показать, что в представлениях древних боги выглядели как обычные люди, только были бессмертными и обладали несвойственными обычным людям способностями вроде умения предвидеть будущее или исцелять болезни. Их изображения отличали идеальные пропорции тел, а также величественность и спокойствие черт. С победой христианских воззрений из монетного искусства уходит античная нагота, ей на смену приходит обильная и нередко нарочито бесформенная драпировка, призванная скрыть какие-либо проявления телесности. Несмотря на это художникам, использующим минимум изобразительных средств, удается так передать черты персонажей, что у зрителя не возникает сомнения, кто изображен - мужчина или женщина, юноша или старец.
Второй раздел носит название «Человеческий фактор». Здесь представлены памятники нумизматики, на которых изображены конкретные исторические личности (например, римские императоры) или вымышленные персонажи (мифические основатели городов). Раздел строится по географическо-хронологическому принципу, демонстрируя, как на смену натуралистическим и высокохудожественным изображениям эпохи Античности приходит схематизм и обобщенность образов раннего Средневековья.
Третий раздел, «Метаморфозы и персонификации», призван показать, что весь окружавший древних греков и римлян мир оказывался одушевленным: реки, горы, источники, города, страны и, даже отвлеченные понятия, характеризующие различные человеческие качества, и общественные институты персонифицировались и изображались в виде антропоморфных персонажей. Отличали их зачастую лишь детали одежды или атрибуты.
Раздел «Человеческие формы и художественные вызовы» посвящен всему богатству художественных приемов, которые использовали мастера различных эпох, пытаясь на миниатюрном поле монетного кружка воспроизвести человека и его тело в моменты покоя или крайнего напряжения, стремясь максимально приблизиться к реальному прототипу, или, наоборот, создать отвлеченный, идеальный, а значит, универсальный образ. В какой-то степени этот раздел позволяет заглянуть в мастерскую художника-гравера, готовившего штемпели для чеканки монет или медалей, намечавшего контуры резцом, вдохновлявшегося или собственной фантазией, или красотой окружавших его памятников.
Наконец, в пятом разделе под названием «Распространение традиции антропоморфных изображений» представлены экспонаты, показывающие как античные идеи антропоморфизма развивались и трансформировались в варварском, средневековом и мусульманском мирах.
На выставке представлены такие уникальные экземпляры, как византийская камея с погрудным изображением Христа (XII век; предоставлено Музеем Бенаки) в оправе XVI века из золота и драгоценных камней, статуэтка Аполлона с посвятительной надписью Аполлону и Корам (бронза, литье, Беотия, начало V века до н. э.; Музей Бенаки), редкая серебряная тетрадрахма из Сиракуз (около 278 - 276 до н. э.; из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также медаль на взятие Неаполя 15 февраля 1806 года (бронза, Франция; из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина). (с)
Я выбрался на выставку месяца полтора назад, как раз, перед открытием Рафаэля, посмотрел с большим интересом, и, потом ещё бродил по ГМИИ - всего там по залам почти 7 часов ходил, не переставая, чего время терять, если уж вошёл…
Нет, выставка - действительно, весьма и весьма впечатляет, и подбором материала, и редкостями, и состоянием экспонатов. Сиракузские декадрахмы… И Эванета и Кимона…
Здоровенный медальон Коммода…
Солиды Юстиниана Риномета - и первого и второго правлений.
Много красивого провинциального Рима, и не только Рима…
Классно, что все монеты очень грамотно и профессионально почищены (это действительно очень важно, потому что, например, в «Музее истории Москвы» явно нет нормальных реставраторов по металлу, которые бы представляли, как с нумизматическим материалом работать, и выставляют - ужасно ободранное до металла позорище), а в ГМИИ - красивая патина, очень удачно и профессионально поставленный свет, выявляющий все мельчайшие нюансы поверхности монеты.
Выставка находится на 2-м этаже, налево от лестницы, перед залом Древнего Рима, в экспозицию, кроме монет, добавлены ещё и статуи, и сосуды, и камеи, и Афродита Голенищева временно переехала туда с 1-го этажа.
Брошюрку к выставке за 350 руб. я покупать не стал - лень. Дом и так, весь бумагой завален в огромном количестве… :)
Там на стенде можно в электронном виде эту брошюрку всю пролистать - прямо в зале.
В общем - понравилось. Очень.
Я специально подгадал момент, чтобы попасть в музей, пока не открылась выставка Рафаэля, и не начался этот безумный ажиотаж, со стоянием в очередях по 2-3-4 часа.
Сейчас, в связи с культурной акцией «Сбербанка», и бесплатным входом, я так подозреваю, народа туда ещё и больше понабежит, и очереди (и так огромные) ещё больше вырастут, вход-то в музей - один на все экспозиции… Но, выставка монет - действительно, очень интересная. Если каждый экспонат на ней, хотя бы одну минутку посмотреть - на ней одной только, часа три провести можно, внимательно вглядываясь в мельчайшие нюансы изображений.
А на Рафаэля я - и не пойду… Неохота стоять в безумной очереди несколько часов, и, хотя, есть множество выставок и экспозиций, на которые, чтобы только попасть и увидеть, я был бы готов простоять на ветру на улице, хоть четыре часа, но, вот Рафаэль - для меня к таким не относится, при всём к нему огромном уважении, как к части всемирного бесценного художественного наследия, но, «не моё» это, почему-то… Мне бы маленькую монетку какую-нибудь, или, византийский процессионный крест X века… :)