Оригинал взят у
renardetraisin в
Жест благословения в католической иконографииВ продолжении
темы жестов можно взглянуть на аналоги в ранне-католической иконографии. В первую очередь интересны романские памятники, как стоящие ближе по хронологии к моменту, разделившему христианство на православную и католическую традиции вероучения.
Очень часто в романской скульптуре и живописи изображается жест десницы святителя - с выпрямленными двумя пальцами (указательным и средним), и сжатыми - безымянным и мизинцем.
Этот жест руки встречается в романской иконографии и сам по-себе, отдельно от фигуры:
Это фото плиты алтарной преграды, снятое в небольшом музее диоцеза в Парме, где объект экспонируется недавно. Плита еще не исследована и не датирована (хотя служитель подтвердил, что камень древний)
В соборе Сан Дзено в Вероне над главным порталом - то же изображение в центре свода:
При желании можно подобрать обширный видеоряд на этот же сюжет.
В городском музее Брешии в разделе дохристианских памятников экспонируется несколько подобных изображений - в бронзе. Это десница с таким же "благословляющим" жестом, но... усыпанная маленькими изображениями змей, ящериц, черепах и т.п.
Подпись к этим бронзовым амулетам гласит: mano pantea (оберег от злых духов).
Католические источники прочно связывают этот языческий символ с традициями христианского богослужения.
Можно посмотреть
тут и
тут. Тема открыта.
Хотя, не считаю себя специалистом в этом вопросе...