"В 11 веке окончательно определился и стал широко применяться своеобразный тип центральнокупольного храма в виде удлиненной с запада на восток четырехугольной постройки, имеющей приподнятую среднюю часть, крестообразную в плане. В центре, опираясь внутри на четыре столба, возвышаются высокий барабан с вертикально прорезанными узкими окнами и коническая кровля купола. Замечательными образцами нового, уже полностью сформировавшегося художественно-архитектурного типа являются знаменитые средневековые грузинские соборы - храм Баграта в Кутаиси (1003), мцхетский Свети-Цховели (1010- 1029, архитектор - Арсукисдзе) и Алавердский кафедральный собор в Кахети (первая половина 11 в.)". Всеобщая история искусств
"Из синтеза достижений архитектуры Тао-Кларджети и отчасти абхазского царства рождается новый архитектурный стиль, «стиль Баграта», царя-объединителя Грузии, воплощенный в нескольких его храмах". А.Виноградов
Храм Багра́та - храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор объединённого Грузинского царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.
Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. Википедия
"Находящийся ныне в развалинах Кутаисский собор (разрушен в XVII -XVIII вв.) представлял собой просторное и величественное здание.Четыре больших столба, на которые опирался купол, были поставлены на сравнительно значительном расстоянии от стен и таким образом оставляли вокруг себя много свободного места. Есть сведения, что храм был внутри расписан. Впечатление мощи производили громадные капители колонн, украшенные пышным резным орнаментом из геометрических и растительных мотивов, а также сценами борьбы зверей и фигурами орлов." Всеобщая история искусств
Всеобщая история искусств была написана в 1960 году. Сейчас храм восстановлен, но, по мнению специалистов, лучше было бы оставить его в прежнем виде.
Современная реконструкция
Крестово-купольный триконх
Рисунок 1838 года
"Принципы фасадной декорации здесь и в общем цоколе аркатуры, и в деталях - резные колонки, бусины, другие рельефные части - те же, что были в Тао-Кларджети". А.Виноградов
Из лекции А.Виноградова
ФРАГМЕНТЫ ДЕКОРА
КАПИТЕЛИ
Не знаю, можно-ли назвать этот квадрат капителью пилястры. Из лекции А.Виноградова
В таком случае это база пилястры :-)
БАЗЫ
Часть 6
https://uchitelj.livejournal.com/1573302.html https://en.wikipedia.org/wiki/Bagrati_Cathedralhttps://www.litmir.me/br/?b=203043&p=30https://magisteria.ru/byzantine-architecture/caucasusЧасть фото из google карт