Послушала вчера эту лекцию про первые изображения Богоматери в раннехристианском искусстве.
Меня, конечно, заинтересовало,что сохранившиеся примеры от IV-V веков - в основном в скульптуре и прикладном искусстве.
Немного картинок скопировала себе и показываю их в этом посте.
https://www.youtube.com/watch?v=ubaQABRwZII. Ссылка уже не работает.
Автор говорит, что в первые годы христианства Марию не часто изображали.
Каноно еще не сформировался, и можно встретить очень необычные для привычного глаза изображения Богоматери в богатых одеждах.
Церковь Санта-Мария Маджоре, Рим
Или на троне в виде Царицы небесной.
Могу немного наврать нюансы трактовки.
Один из самых популярных сюжетов в то время - Поклонение волхвов, часто объединенный с Рождеством.
Справа - саркофаг Адельфии, Сиракузы.
Это известный саркофаг Sarcofago dogmatico из Ватикана, IV в. Слева внизу поклонение волхвов.
https://it.wikipedia.org/wiki/Sarcofago_dogmatico На нижней шкатулке автор обращает внимание на сопоставление двух сюжетов - "Поклонение волхвов" (3 волхва) и "3 отрока в пещи огненной".
Отроки отказались поклонятся языческому божеству, и им наследуют волхвы, поклоняющиеся Спасителю.
Особое внимание в лекции уделяется сюжету "Благовещение". Иногда он выглядит довольно непривычно.
Автор считает, что в ранней трактовке этой сцены большое внимание уделяется процессу прядения, как бы символизирующего материализацию Святого духа.
Опять же не ручаюсь за точность формулировки концепции.
Рельеф саркофага (?)
Слоновая кость и книжная миниатюра
Пиксида, слоновая кость
Слоновая кость. Музей Кливленда, V-VI вв.
Два образца тканей
Наряду с более привычным для нас Благовещением встречается сцена Явления Ангела Марии у источника.
VI век. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Слоновая кость