Я решила углубить тему византийской скульптуры, сделав несколько постов по отдельным темам. Начнем с раннехристианской скульптуры - самой известной и самой изученной.
Монументальной византийской скульптуры почти не сохранилось, станковой мало, но всё сохранившееся несет на себе явные признаки скульптуры античной, подвергшейся влиянию новой идеологии.
Собственно скульптура IV-V веков - это пока еще "христианизированная" римская скульптура.
Всё конкретное и сиюминутное, в том числе и преходящая красота человеческого тела, больше не интересует художника, изображения обращены к вечности.
1) Колосс Константина. 312-315, или ок. 325 г. Капитолийские музеи, Рим
«Голова Константина является наиболее ярким образцом того иконообразно-репрезентативного официального портрета, который окончательно складывается в эту эпоху. О портретном сходстве здесь нет уже и речи. Это лицо является отвлеченным образом императора - земного божества. Трактовка образа властителя в древневосточном искусстве, несомненно, оказала большое влияние на сложение этого типа изображения. Строгая симметрия, моделировка большими нерасчлененными плоскостями, четко очерченные губы красивого рисунка, традиционная прическа в виде ровного валика полукруглых локонов над лбом и правильные дуги бровей характерны для подобных изображений. Огромные глаза с большими, обозначенными широкими дугообразными врезами зрачками придают этому лицу выражение замкнутого, недоступного для простых смертных величия. Голова императора Константина представляет определенное направление в развитии портрета этого времени, которое можно назвать официальным»
https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Constantine 2) Колосс из Барлетты, V в. Апулия
https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Barletta " В средневековье многочисленные бронзовые статуи были утрачены (скорее всего, стали колоколами или церковными вратами), и, так уж получилось, что барлеттский Колосс - чуть ли не единственный уцелевший экземпляр."
https://sibeaster.livejournal.com/230232.html Пожалуй только лицо немного отличает эту статую от более ранних скульптур императоров.
Два фото мои
Подлинны только торс и голова.
3) Бюст Евтропия, V в. Эфес
Фото моё. Музей Истории искусств Вены
https://uchitelj.livejournal.com/1107306.html "Бюст находился на настенной консоли, на которой была надпись, идентифицирующая человека как Евтропия, чиновника комиссии по строительству улиц города Эфес.
Задняя часть головы обработана грубо, что сближает скульптуру с высоким рельефом, гораздо более популярном в Византии.
Впалые щеки увеличивают размер глаз. Даже удлиненные пропорции кажутся стилистическим приемом, а не характерной принадлежностью изображаемому человеку."
"Изваяние, по своей внутренней форме - уже икона: тело - только подставка для лица, лицо - только обрамление для взгляда, для экспрессии пробуравленных и буравящих зрачков."
4) Парные бюсты из Археологического музея Салоник, IV в.
Фото моё
5) Женский бюст из музея Метрополитен. Конец V - начало IV вв.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Marble_Portrait_Bust_of_a_Woman_with_a_Scroll 6) Четыре тетрарха. Фасад Собора Сан-Марко, Венеция.
Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона.
https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_the_Four_Tetrarchs Фото мои
7) Порфировая голова. Собор Сан-Марко, Венеция.
https://en.wikipedia.org/wiki/Carmagnola_(Venice)
8) Постамент Обелиска Феодосия в Стамбуле
https://pt.wikipedia.org/wiki/Obelisco_de_Teod%C3%B3sioИмператор со свитой на ипподроме.
Хоть это и рельеф, но в качестве постамента обелиска его можно причислить к монументальной скульптуре.
Интересно сравнить с изображением на слоновой кости из Брешии.
https://uchitelj.livejournal.com/1398972.html 9) Раннехристианское надгробие из Сирии
https://vita-colorata.livejournal.com/342567.html Классические формы, сюжеты и композиции античной скульптуры стали использоваться в христианских изображениях, в том числе аллегорических.
10) Добрый пастырь - символическое изображение Христа
Левое фото моё - Музей Салоник, правое - из Википедии, Музей Ватикана
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marble_statue_of_The_Good_Shepherd_from_the_Catacombs_of_Domitilla_full,_Vatican_Museums.jpg 11) Архангел Гавриил VI век. Музей Антальи. Вероятно фрагмент алтарной преграды.
Фото моё
https://uchitelj.livejournal.com/1204580.html Широкое распространение в Византии получила мелкая пластика из слоновой кости.
12) Апостолы и Христос Лувр V в.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apostles_Christ_ivory_Louvre_OA3850.jpg 13) Оклад Эчмиадзинского евангелия, VI век, музей Матенадарана, Ереван
Фото мои
14) Диптих Барберини, V-VI вв. Верхнее и нижнее поля очень похожи на Оклад Эчмиадзинского евангелия. Хранится в Лувре.
https://en.wikipedia.org/wiki/Barberini_ivory 15) Диптих с изображением Христа и Богоматери, VI в. Музей Боде, Берлин
Уже в V веке появляются консульские диптихи.
Консульские диптихи - двойные таблички для записей из слоновой кости, рассылавшиеся консулам в ознаменование их вступления в должность. Изготовление консульских диптихов предусмотрено в кодексе императора Феодосия (438 год), но известны и более ранние экземпляры (самый старый из известных датирован 406 годом). Диптихи прекратили своё существование при Юстиниане I (последний диптих датирован 541 годом). Форма византийского консульского диптиха была заимствована от античного римского. В ранних диптихах видно влияние античных традиций. Консульские диптихи VI века показывают появление византийского стиля на фоне греко-восточной художественной традиции.
16) Фрагмент консульского диптиха Магно, консула Константинополя в 518 г., в окружении аллегорических фигур Рима и Константинополя. Замок Сфорцеско, Милан.
17) Диптих с аллегорическими фигурами Рима и Константинополя, конец V - нач.VI вв. Музей истории искусств Вены.
Фото фрагментов отсюда
http://www.kornbluthphoto.com/RomeConstantinople.html Пластины диптиха изначально крепились металлическими петлями. Обратная сторона покрывалась воском, на котором писали стилосом.
Отверстия внизу, по бокам и сверху были просверлены позже, вероятно, для крепления панелей к другому объекту.
18) Консульский диптих Giustino, Константинополь, 540. Музей Боде, Берлин
Здесь еще слоновая кость V-VI вв.
https://uchitelj.livejournal.com/1493234.html https://uchitelj.livejournal.com/1107306.htmlhttps://ru.vvikipedla.com/wiki/Consular_diptychhttps://www.thebyzantinelegacy.com/diptych-viennahttps://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paleochristian_art ЧАСТЬ 2
https://uchitelj.livejournal.com/1485291.html саркофаги
ЧАСТЬ 3
https://uchitelj.livejournal.com/1485740.html алтарные преграды
ЧАСТЬ 4
https://uchitelj.livejournal.com/1485868.html капители
ЧАСТЬ 5
https://uchitelj.livejournal.com/1487046.html архитектурный декор
ЧАСТЬ 6
https://uchitelj.livejournal.com/1487890.html амвоны и кивории
ЧАСТЬ 7
https://uchitelj.livejournal.com/1489016.html иконы из слоновой кости
ЧАСТЬ 8
https://uchitelj.livejournal.com/1490032.html шкатулки из слоновой кости
ЧАСТЬ 9
https://uchitelj.livejournal.com/1492743.html пиксиды
ЧАСТЬ 10
https://uchitelj.livejournal.com/1493234.html шедевры слоновой кости