Византийская скульптура, часть 1: раннехристианская (позднеантичная) скульптура, IV-VI вв.

Jun 22, 2021 14:55

Я решила углубить тему византийской скульптуры, сделав несколько постов по отдельным темам. Начнем с раннехристианской скульптуры - самой известной и самой изученной.

Монументальной византийской скульптуры почти не сохранилось, станковой мало, но всё сохранившееся несет на себе явные признаки скульптуры античной, подвергшейся влиянию новой идеологии.
Собственно скульптура IV-V веков - это пока еще "христианизированная" римская скульптура.
Всё конкретное и сиюминутное, в том числе и преходящая красота человеческого тела, больше не интересует художника, изображения обращены к вечности.

1) Колосс Константина. 312-315, или ок. 325 г. Капитолийские музеи, Рим



«Голова Константина является наиболее ярким образцом того иконообразно-репрезентативного официального портрета, который окончательно складывается в эту эпоху. О портретном сходстве здесь нет уже и речи. Это лицо является отвлеченным образом императора - земного божества. Трактовка образа властителя в древневосточном искусстве, несомненно, оказала большое влияние на сложение этого типа изображения. Строгая симметрия, моделировка большими нерасчлененными плоскостями, четко очерченные губы красивого рисунка, традиционная прическа в виде ровного валика полукруглых локонов над лбом и правильные дуги бровей характерны для подобных изображений. Огромные глаза с большими, обозначенными широкими дугообразными врезами зрачками придают этому лицу выражение замкнутого, недоступного для простых смертных величия. Голова императора Константина представляет определенное направление в развитии портрета этого времени, которое можно назвать официальным»  https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Constantine



2) Колосс из Барлетты, V в. Апулия  https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Barletta



" В средневековье многочисленные бронзовые статуи были утрачены (скорее всего, стали колоколами или церковными вратами), и, так уж получилось, что барлеттский Колосс - чуть ли не единственный уцелевший экземпляр."
https://sibeaster.livejournal.com/230232.html

Пожалуй только лицо немного отличает эту статую от более ранних скульптур императоров.



Два фото мои



Подлинны только торс и голова.

3) Бюст Евтропия,  V в. Эфес



Фото моё. Музей Истории искусств Вены https://uchitelj.livejournal.com/1107306.html

"Бюст находился на настенной консоли, на которой была надпись, идентифицирующая человека как Евтропия, чиновника комиссии по строительству улиц города Эфес.
Задняя часть головы обработана грубо, что сближает скульптуру с высоким рельефом, гораздо более популярном в Византии.
Впалые щеки увеличивают размер глаз. Даже удлиненные пропорции кажутся стилистическим приемом, а не характерной принадлежностью изображаемому человеку."

"Изваяние, по своей внутренней форме - уже икона: тело - только подставка для лица, лицо - только обрамление для взгляда, для экспрессии пробуравленных и буравящих зрачков."

4) Парные бюсты из Археологического музея Салоник, IV в.



Фото моё

5) Женский бюст из музея Метрополитен. Конец V - начало IV вв.



https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Marble_Portrait_Bust_of_a_Woman_with_a_Scroll

6) Четыре тетрарха. Фасад Собора Сан-Марко, Венеция.



Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона.  https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_the_Four_Tetrarchs



Фото мои

7) Порфировая голова. Собор Сан-Марко, Венеция.



https://en.wikipedia.org/wiki/Carmagnola_(Venice)

8) Постамент Обелиска Феодосия в Стамбуле   https://pt.wikipedia.org/wiki/Obelisco_de_Teod%C3%B3sio
Император со свитой на ипподроме.

Хоть это и рельеф, но в качестве постамента обелиска его можно причислить к монументальной скульптуре.



Интересно сравнить с изображением на слоновой кости из Брешии.



https://uchitelj.livejournal.com/1398972.html

9) Раннехристианское надгробие из Сирии




https://vita-colorata.livejournal.com/342567.html

Классические формы, сюжеты и композиции античной скульптуры стали использоваться в христианских изображениях, в том числе аллегорических.

10) Добрый пастырь - символическое изображение Христа




Левое фото моё - Музей Салоник, правое - из Википедии, Музей Ватикана  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marble_statue_of_The_Good_Shepherd_from_the_Catacombs_of_Domitilla_full,_Vatican_Museums.jpg

11) Архангел Гавриил VI век. Музей Антальи. Вероятно фрагмент алтарной преграды.



Фото моё https://uchitelj.livejournal.com/1204580.html

Широкое распространение в Византии получила мелкая пластика из слоновой кости.

12) Апостолы и Христос Лувр V в.



https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apostles_Christ_ivory_Louvre_OA3850.jpg

13) Оклад Эчмиадзинского евангелия, VI век, музей Матенадарана, Ереван


 

Фото мои

14) Диптих Барберини, V-VI вв. Верхнее и нижнее поля очень похожи на Оклад Эчмиадзинского евангелия. Хранится в Лувре.



https://en.wikipedia.org/wiki/Barberini_ivory

15) Диптих с изображением Христа и Богоматери, VI в. Музей Боде, Берлин





Уже в V веке появляются консульские диптихи.

Консульские диптихи - двойные таблички для записей из слоновой кости, рассылавшиеся консулам в ознаменование их вступления в должность. Изготовление консульских диптихов предусмотрено в кодексе императора Феодосия (438 год), но известны и более ранние экземпляры (самый старый из известных датирован 406 годом). Диптихи прекратили своё существование при Юстиниане I (последний диптих датирован 541 годом). Форма византийского консульского диптиха была заимствована от античного римского. В ранних диптихах видно влияние античных традиций. Консульские диптихи VI века показывают появление византийского стиля на фоне греко-восточной художественной традиции.

16) Фрагмент консульского диптиха Магно, консула Константинополя в 518 г., в окружении аллегорических фигур Рима и Константинополя. Замок Сфорцеско, Милан.



17) Диптих с аллегорическими фигурами Рима и Константинополя, конец V - нач.VI вв. Музей истории искусств Вены.









Фото фрагментов отсюда http://www.kornbluthphoto.com/RomeConstantinople.html

Пластины диптиха изначально крепились металлическими петлями. Обратная сторона покрывалась воском, на котором писали стилосом.
Отверстия внизу, по бокам и сверху были просверлены позже, вероятно, для крепления панелей к другому объекту.

18) Консульский диптих Giustino, Константинополь, 540. Музей Боде, Берлин



Здесь еще слоновая кость V-VI вв. https://uchitelj.livejournal.com/1493234.html

https://uchitelj.livejournal.com/1107306.html
https://ru.vvikipedla.com/wiki/Consular_diptych
https://www.thebyzantinelegacy.com/diptych-vienna
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paleochristian_art

ЧАСТЬ 2  https://uchitelj.livejournal.com/1485291.html саркофаги
ЧАСТЬ  3  https://uchitelj.livejournal.com/1485740.html алтарные преграды
ЧАСТЬ 4    https://uchitelj.livejournal.com/1485868.html капители
ЧАСТЬ 5    https://uchitelj.livejournal.com/1487046.html архитектурный декор
ЧАСТЬ 6 https://uchitelj.livejournal.com/1487890.html    амвоны и кивории
ЧАСТЬ  7  https://uchitelj.livejournal.com/1489016.html  иконы из  слоновой кости
ЧАСТЬ   8   https://uchitelj.livejournal.com/1490032.html    шкатулки из слоновой кости
ЧАСТЬ   9  https://uchitelj.livejournal.com/1492743.html     пиксиды
ЧАСТЬ 10  https://uchitelj.livejournal.com/1493234.html     шедевры слоновой кости

ранннехристианское, Салоники.музеи, Барлетта, слоновая кость, Ватикан, +византийская скульптура, Венеция, -музеи

Previous post Next post
Up