Впервые я познакомилась с ноттингемским алебастром в Музее Кападимонте в Неаполе, и он произвел на меня очень сильное впечатление своей необычностью и выразительностью. Как оказалось, это был один из самых полных и хорошо сохранившихся ансамблей. К тому же я увидела его через несколько лет после реставрации. Впоследствии я узнавала этот стиль с первого взгляда в разных европейских музеях.
Ноттингемский алебастр - это термин, используемый для обозначения английской скульптурной индустрии, в основном относительно небольших религиозных произведений, которая процветала с XIV века до начала XVI века. Резчики по алебастру работали в Лондоне, Йорке и Бертон-он-Трент, и многие из них, вероятно, работали очень близко к сельским рудникам, но наибольшая концентрация была в районе Ноттингема. Это привело к тому, что всю английскую средневековую продукцию стали называть «Ноттингемский алебастр».
На протяжении всего периода их создания алебастровые изображения из Ноттингема пользовались огромной популярностью в Европе и экспортировались в больших количествах. Они были привлекательны для менее богатых церквей и частных часовен знати. Наибольший экспортный рынок для этих изображений был во Франции, где даже сегодня в некоторых церквях сохранились на месте английские алебастровые алтари, в отличие от Англии, где их сохранилось очень мало.
Из сохранившихся вещей наиболее распространенными являются панели высотой до 50 см из ансамблей для запрестольных алтарей, которые можно было относительно легко транспортировать и вставлять в архитектурное окружение местного производства из камня или дерева по прибытии в пункт назначения. Это довольно любопытный пример массового производства произведений искусства в средневековье.
Этим объясняется то, что сохранившиеся в разных местах панели очень похожи по композиции и мы почти не видим изображений местных святых. Сюжеты были такими же, как и в расписных алтарях, они часто включали короткие циклы Жизни Христа или Жизни Богородицы. Скульптуры обычно были ярко раскрашены, иногда полностью, иногда частично, но большая часть краски часто терялась, а остатки многих частей были полностью удалены дилерами, коллекционерами или музеями в прошлом.
Музей Кападимонте
Walters Art Museum, фото из Википедии
Некоторые полные ансамбли сохранились, демонстрируя различное количество панелей.
Полиптих Св.Еактерины, XV век, алебастр на деревянной основе, Италия. Фото из Википедии
Боде музей, Германия
Венафро, Италия. Фото из Википедии
Сравните эти два очень похожих полиптиха
Полиптих выставлен в 2013 году в музее Каподимонте после обширной реставрации.
Далее фрагменты полиптиха из музея Каподимонте
Восхитительно выразительные лица! :-)
Немного больше здесь
https://uchitelj.livejournal.com/1063640.html Три образца Из Венского художественного музея, фото мои
https://uchitelj.livejournal.com/1106791.html
Близкая по композиции панель из Музея Виктории и Альберта в Лондоне
Фото из Википедии
Музей Ратуши в Торуне, Польша
Бремен
Лос-Анджелес
Мученичество Св.Фомы, Британский музей. Из Википедии
Фото из Википедии
Гент
https://www.pinterest.ru/pin/255227503866325181/ Мадрид
https://uchitelj.livejournal.com/1363639.html Вестминстерский собор. Фото из Википедии
В Википедии собрана довольно большая коллекция по теме
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:English_medieval_alabastershttps://en.wikipedia.org/wiki/Nottingham_alabaster