Если вы помните, я искала в византийском искусстве прототипы русского медного литья. Кажется нашла. Думаю, что это сходство должно повысить значение русского литья в истории искусства. Хотя не все со мной согласны (см. комментарии)
кстати, вот по поводу это вещицы вообще нет ясности - то ли провинциальная Византия, то ли русская (не обращайте внимание на датировку, по ней XIV-XV вв. реально) http://mednolit.ru/photo/prazdnichnye_ikony/snjatie_s_kresta/f27_003a/149-0-7244 и вообще поглядите там каталог, это приятно а вообще, понятное дело, литье и как дешевая форма копирования и тиражирования (это же почти что ксерокс) дорогих и высококачественных предметов личного благочестия, и с точки зрения просто заимствования византийских иконографических конструкций древнерусской культурой не могло не находиться под византийским воздействием. Вопрос в том, насколько оно прямое и непосредственное, или очень даже опосредованное. То есть для той старообрядческой традиции, о которой Вы говорите, образцом в значительной мере послужили новгородские массовые вещи XV-XVI вв, но на Выгу все прошло сквозь мощную интерпретацию уже в духе барокко, для новгородского литья XV-XVI вв. исходники - и в тамошней иконописи/фресках/миниатюре, и в мелкой пластике элитного уровня из разных мест, и в более раннем новгородском литье по резным каменным образцам XIII-XIV вв. (и В.Г. Пуцко резонно в какой-то мере указал на романское воздействие XIII в., ощутимое в ряде этих каменных образцов) Ясно, что практически вся иконография исходно византийская - но дальше длинный-длинный путь.
http://mednolit.ru/photo/prazdnichnye_ikony/snjatie_s_kresta/f27_003a/149-0-7244
и вообще поглядите там каталог, это приятно
а вообще, понятное дело, литье и как дешевая форма копирования и тиражирования (это же почти что ксерокс) дорогих и высококачественных предметов личного благочестия, и с точки зрения просто заимствования византийских иконографических конструкций древнерусской культурой не могло не находиться под византийским воздействием. Вопрос в том, насколько оно прямое и непосредственное, или очень даже опосредованное. То есть для той старообрядческой традиции, о которой Вы говорите, образцом в значительной мере послужили новгородские массовые вещи XV-XVI вв, но на Выгу все прошло сквозь мощную интерпретацию уже в духе барокко, для новгородского литья XV-XVI вв. исходники - и в тамошней иконописи/фресках/миниатюре, и в мелкой пластике элитного уровня из разных мест, и в более раннем новгородском литье по резным каменным образцам XIII-XIV вв. (и В.Г. Пуцко резонно в какой-то мере указал на романское воздействие XIII в., ощутимое в ряде этих каменных образцов)
Ясно, что практически вся иконография исходно византийская - но дальше длинный-длинный путь.
Reply
Спасибо большое, можно где-нибудь увидеть "новгородские массовые вещи XV-XVI вв," ?
Reply
Leave a comment