Пост
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1166530.html побудил меня высказать свое мнение по этому поводу.
Я много лет объясняла своим ученикам, чем отличается реалистическая живопись от условно-символической. У меня сложилась такая «теория», может быть чрезмерно упрощенная, но более-менее доходчивая. Изложу ее кратко.
Художник может изображать мир таким, как он его ВИДИТ, или таким, как себе ПРЕДСТАВЛЯЕТ (имеется в виду структура и взаимосвязи). Это нужно запомнить априори, чтобы дальше было понятно. Обе системы ОДИНАКОВО условные, т.к. на двухмерной поверхности невозможно абсолютно идентично изобразить трехмерные предметы.
Все древние культуры, кроме античной, изображали мир таким, каким его ПРЕДСТАВЛЯЮТ. Легче всего это понять на египетских рельефах - вспомним человека с развернутыми плечами или пруд, с лежащими во все стороны деревьями. Профессор Раушенбах в своей книге «Пространственные построения в живописи» сравнил эту систему изображения с чертежом - соединение вида спереди с видом слева или сверху.
Эта система изображения всегда была связана с религией, художник уподоблялся Создателю и должен был творить по общим законам Мироздания - порядок, ритм, симметрия, равновесие.
Рисунки маленьких детей удивительно похожи на древнеегипетские. Стремление понять этот Мир в них также преобладает над эстетическими побуждениями.
Античные и европейские художники начиная с эпохи Возрождения стали изображать мир таким, каким его видит глаз. Вопрос к детям - а мы видим мир таким, какой он есть? То есть предметы, которые дальше от нас, на самом деле меньше? Таким образом дети понимают, что вторая система не менее условная, чем первая. Но она стала привычна для нас, и постепенно в европейском искусстве сложилось представление, что древнее и средневековое искусство "неумелое" и не достойно внимания.
Углубляться в реалистическую систему не будем, добавлю только, что стремление предельно реалистично изобразить предметы постепенно вытесняло из изображения одухотворенность, красоту, гармонию, связь его с поверхностью и окружающим пространством и другие законы и достоинства изображения.
Теперь вернемся к нашим баранам примитивистам. В большинстве случаев они лишены этой пугающей зависимости от правильной передачи формы и объема, они
творят интуитивно, и интуиция им подсказывает, что мир един и пронизан общими законами, которые, кстати, являются также и законами композиции. Все в этом мире подчинено ритму и симметрии - что они и отражают в своих картинах. Индивидуальность - редкая птица в их работах, их вдохновляет все идеально правильное, без «брака» и всяческих искажений, в том числе перспективных.
Картины Анри Руссо
Если рассматривать работы примитивистов с точки зрения выразительности, композиции и красоты - вы вряд ли найдете много изъянов. Более того, примитивизм явился одной из составляющих искусства модернизма, в котором реалистичность изображения полностью потеряла свою ценность. Хорошо это или плохо - это уже другой вопрос.
Дерен. Гавань в Провансе
Мне хотелось только сказать, что искусство примитивистов нельзя рассматривать от противного - типа они не умеют того и неправильно делают другое.
Оно имеет самостоятельную ценность и ее нужно постараться понять. (аплодисменты). J