Да, Пикассо мастерски использовал приемы древних, я тоже об этом думала, когда снимала фрески из Пестума....
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/98013013.307/0_1072bd_b4d69ecd_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/476474/98013013.309/0_107381_f9e39e3f_L.jpg)
Оригинал взят у
abel в
Фрески XII века и ПикассоВот фреска XII века, переведенная на холст и хранящаяся сейчас в Барселоне, в Национальном художественном музее Каталонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya - MNAC):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/93251064.e2/0_194437_a01a9722_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369579/93251064.e2/0_194439_953c1413_XL.jpg)
Под Распятием виден череп:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/93251064.e2/0_194438_e94fc297_XL.jpg)
Когда мы в последний раз были в музее, то нас поразил этот череп потому, что накануне мы были в музее Пикассо. "Да ведь прямо Пикассо!" - подумали мы. При этом и в прошлом году мы смотрели на эту же фреску, и фотографии я тут выкладывал, но тогда нам ничего подобного в голову не пришло (тогда барселонский музей Пикассо мы посетили через неделю после MNAC).
Более того, в книжном магазине музея сейчас нам попался на глаза альбом, на обложке которого показан этот же череп, и весь альбом посвящен обсуждению связей между старой фресковой живописью и искусством Пикассо (покупать альбом мы не стали, просто просмотрели бегло).
Это очень интересно. Интересно столкнуть изображение на фреске с такой, например, картиной из парижского музея:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61248/93251064.4e/0_158d9f_30da9481_XL.jpg)
Картина называется "Большая купальщица" (1929 год).
И вот что характерно: такие "черепообразные" головки у него приставлены к живым существам, хотя и несколько фантастическим.
"Похищение сабинянок" из Пражской национальной галереи (1962):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28032/93251064.4a/0_1588e1_1ad7b87d_-1-XL.jpg)
"Менины (по Веласкесу)" в Барселоне (50-60-е годы):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/93251064.6/0_1212d9_da89d4a7_XL.jpg)
Фигурки на вазах (Барселона):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/93251064.c8/0_192344_99b521d2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/222565/93251064.c8/0_192346_68211767_XL.jpg)
Лицо человека становится похожим на череп, если человек охвачен страхом и ужасом, как это мы видим на двух картинах парижского музея с одинаковым названием "Голова женщины" (1940):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56099/93251064.4f/0_158dbf_ed1ef36e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/60682/93251064.4f/0_158dc0_4835fc7b_XL.jpg)
Но иногда это и действительно череп:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/133483/93251064.4f/0_158dc1_38aca7d8_XL.jpg)
("Череп, морские ежи, лампа на столе", Париж, 27 ноября 1946)
Феномен, над которым стоит задуматься. С одной стороны, это (у Пикассо) выявление неживого в живом ("Мертвый хватает живого"); с другой стороны, изображение черепа на старинной фреске крайне наивно (достаточно вспомнить богатейшую коллекцию черепов в живописи более поздних эпох), это словно детский рисунок, а Пикассо, по его собственному признанию, всю жизнь стремился научиться рисовать, как ребенок (а в юности рисовал, как Энгр, или как Рафаэль).
Получается странный и удивительный синтез детской наивности и безжалостного проникновения в суть вещей, срывания покровов.
Примечание. Все фотографии, показанные в этом сообщении, кроме первых по фреске, были уже выложены тут в других записях, ссылки на которые даны внизу.