Да, Пикассо мастерски использовал приемы древних, я тоже об этом думала, когда снимала фрески из Пестума....
Оригинал взят у
abel в
Фрески XII века и ПикассоВот фреска XII века, переведенная на холст и хранящаяся сейчас в Барселоне, в Национальном художественном музее Каталонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya - MNAC):
Под Распятием виден череп:
Когда мы в последний раз были в музее, то нас поразил этот череп потому, что накануне мы были в музее Пикассо. "Да ведь прямо Пикассо!" - подумали мы. При этом и в прошлом году мы смотрели на эту же фреску, и фотографии я тут выкладывал, но тогда нам ничего подобного в голову не пришло (тогда барселонский музей Пикассо мы посетили через неделю после MNAC).
Более того, в книжном магазине музея сейчас нам попался на глаза альбом, на обложке которого показан этот же череп, и весь альбом посвящен обсуждению связей между старой фресковой живописью и искусством Пикассо (покупать альбом мы не стали, просто просмотрели бегло).
Это очень интересно. Интересно столкнуть изображение на фреске с такой, например, картиной из парижского музея:
Картина называется "Большая купальщица" (1929 год).
И вот что характерно: такие "черепообразные" головки у него приставлены к живым существам, хотя и несколько фантастическим.
"Похищение сабинянок" из Пражской национальной галереи (1962):
"Менины (по Веласкесу)" в Барселоне (50-60-е годы):
Фигурки на вазах (Барселона):
Лицо человека становится похожим на череп, если человек охвачен страхом и ужасом, как это мы видим на двух картинах парижского музея с одинаковым названием "Голова женщины" (1940):
Но иногда это и действительно череп:
("Череп, морские ежи, лампа на столе", Париж, 27 ноября 1946)
Феномен, над которым стоит задуматься. С одной стороны, это (у Пикассо) выявление неживого в живом ("Мертвый хватает живого"); с другой стороны, изображение черепа на старинной фреске крайне наивно (достаточно вспомнить богатейшую коллекцию черепов в живописи более поздних эпох), это словно детский рисунок, а Пикассо, по его собственному признанию, всю жизнь стремился научиться рисовать, как ребенок (а в юности рисовал, как Энгр, или как Рафаэль).
Получается странный и удивительный синтез детской наивности и безжалостного проникновения в суть вещей, срывания покровов.
Примечание. Все фотографии, показанные в этом сообщении, кроме первых по фреске, были уже выложены тут в других записях, ссылки на которые даны внизу.