Пластина «Перенесение реликвии» из сокровищницы Трирского собора

Sep 07, 2017 15:06

Андрей Охоцимский
Сокровищница Трирского собора умещается в одну комнату, но в ней действительно хранятся сокровища. Здесь мы взглянем «в лупу» на детали знаменитой резной пластины из слоновой кости «Перенесение реликвии».



Пластина "Перенесение реликвии", резьба по слоновой кости, общий вид





Мы видим торжественную процессию. Её возглавляет пеший император. У входа в недостроенную базилику, к которой с востока примыкает ротонда, его встречает императрица. Слева два епископа на конной повозке везут реликварий. Повозка только что проехала через ворота, увенчанные иконой Спаса. Очевидно, изображен исторически конкретный момент ввоза реликвии в город или во дворец. Но вот какой реликвии и в какой город? Мнения расходятся, так же как и датировка пластины. Господствующая гипотеза гласит, что изображен ввоз десницы первомученика Стефана в Константинополь в 421 г. Однако, само это событие известно лишь из источника начала 9 века и является, по-видимому, поздней легендой. Если эта гипотеза и верна, то и саму пластину изготовили примерно в эту же эпоху. Гипотеза, однако, остается гипотезой, и обсуждать эту дискуссию мы не будем. Лучше поговорим о самой пластине, которая не имеет аналогов в византийском искусстве.

Пластина удивляет многообразием живых деталей. Религиозная аура сочетается в ней с духом документальности. Чувствуется атмосфера момента. Мастеру почему-то показалось важным подчеркнуть, что церковь, в которую предполагается внести реликвию, еще находится в процессе постройки: трое мастеров кладут черепицу на крыше, а четвертый, похоже, лезет к ним на помощь. Они заняты своим делом и не смотрят на процессию. Подчеркнуто движение повозки с реликвией, в то время как император и свита уже стоят. Они держат зажженные свечи, а встречающая их императрица держит в левой руке длинный крест. Подчеркнутая симметрия фигур императора и императрицы встречается в византийском искусстве (напр. Сан-Витале в Равенне), однако в известных описаниях церковных ритуалов и дворцовых церемоний ничего похожего на изображенную процессию не найдено.

Изделие удивляет также высокой степенью скульптурности. Все головы и многие фигуры полностью отделены от основы, даже голова Спаса в надвратной иконе, заинтересованно наблюдающая за происходящим. Зрители занимают три этажа, причем фигуры среднего этажа держат в правой руке кадила, а левой задумчиво подпирают голову. Ознакомимся с деталями.



Епископы с реликварием - единственные бородатые персонажи. Они откинулись на подушку - возница поторапливает лошадей. Несколько участников церемонии к сожалению лишились голов.



Император одет по-военному: в короткой тунике, расшитой круглым узором, и плаще-хламиде с крупной застежкой на правом плече. На голове - диадема с подвесками. По одежде он мало отличается от свиты.



Рабочие кладут черепицы на крыше. Почему было так важно подчеркнуть, что церковь еще достраивалась? Зрители второго уровня держат кадила и подпирают головы в позе задумчивости. Опять видим безголовые фигуры (на третьем этаже).



А может четвертый рабочий не лезет, а падает?  Дверь церкви полуоткрыта в знак готовности к внесению реликвии.



Надвратный Спас с длинными волосами и короткой бородой. Вокруг главы крещатый нимб. Если верна основная версия, то это - известная икона с бронзовых ворот императорского дворца (т. наз. ворота Халке).

https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4676.0#msg37433

+рельеф, +византийская скульптура, Византия, церковное искусство, слоновая кость

Previous post Next post
Up