Кремлевская блогодельня
Судя по добытой хакерами переписке Василия Якеменко, многие комментаторы превозносили его за деньги.
В том, что интернет кишит блогерами и комментаторами на зарплате, не сомневался никто. Во вскрывшейся переписке главы Росмолодежи Василия Якеменко и пресс-секретаря движения "Наши" Кристины Потупчик удивляет другое: расценки очевидно провальных информационных кампаний в интернете в несколько раз превышали рыночные.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
Кремлингейт
30 января 2012 года разгорелся один из самых ярких политических скандалов последних лет. Хакеры из группировки Anonymous начали выкладывать в открытом доступе переписку из взломанных почтовых ящиков главы Росмолодежи (и одновременно комиссара движения "Наши") Василия Якеменко и пресс-секретаря движения "Наши" Кристины Потупчик. Спустя несколько дней в сети появилась также переписка руководителя аппарата движения "Наши" Артура Омарова. На момент сдачи этого номера в печать от фигурантов скандала не последовало опровержений по поводу содержания опубликованной переписки, а в пресс-службе движения "Наши" корреспонденту "Денег" заявили, что комментариев по поводу взлома почты Якеменко и Потупчик давать не будут.
После DDoS-атак на сайты "Коммерсанта", "Ведомостей", "Эха Москвы" и ряда других СМИ, взлома почтового ящика Алексея Навального, выкладки в интернет видеозаписей интимного содержания с участием критически настроенных журналистов и оппозиционных политиков подобный контрудар не выглядит неожиданностью.
Интересно, что Якеменко и Потупчик не обращались в МВД с заявлениями о взломе электронной почты (об этом 8 февраля сообщил ИТАР-ТАСС глава Бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков). Зато генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев подал заявление в МВД о возбуждения уголовного дела против госпожи Потупчик. В опубликованной переписке Кристины Потупчик и Артура Омарова обсуждаются планы по "созданию невыносимых условий" для "Коммерсанта". Речь идет о необходимости блокировать работу издательского дома, "психологически и физически доконать" сотрудников. Обсуждаемый инструментарий - скупка и уничтожение дневного тиража газеты "Коммерсантъ" (на это планировалось потратить 1,5 млн руб.), DDoS-атака, парализующая сайт на пять часов, и наконец блокировка типографии. "Все незаконные атаки - никто не докажет, но все сволочи поймут, что с нами лучше не связываться",- резюмирует автор письма (в скриншоте, опубликованном взломщиками, автором указана Кристина Потупчик).
В опубликованных письмах еще много того, что могло бы заинтересовать следователей ("Мы с Гагиевым нашли способ, чтобы не платить несколько лямов основных налогов",- это из письма одного из комиссаров Артуру Омарову). Однако наибольшее возмущение у пользователей интернета вызвали расценки на ведение блогов.
Цена коммента
С неадекватными комментариями к статьям сталкивался, наверное, любой журналист более или менее значимого издания. Но мы в журнале "Деньги" давно заметили, что статьи, в которых даже просто упоминаются имена Владимира Путина или Василия Якеменко, массово начинают комментировать пользователи с пустыми аккаунтами. Причем качество комментов не оставляет сомнений в том, что эти люди и статью-то толком не прочитали, и пишут ерунду, отрабатывая задание.
Из опубликованной переписки следует, что Якеменко и Потупчик занимались финансированием прокремлевских блогеров, которые получали средства за написание постов и комментариев в ЖЖ и различных СМИ. В отчете за период с 27 июня по 31 июля приводятся такие данные: "Лена Савва (награждена IPad) итог месяца 651 комментарий, 44 дискуссии = 50 тыс. рублей, Миша Кудрявцев (награжден IPad) 366 комментариев, 48 тыс. рублей, Регина Кирютина итог за месяц 150 комментариев - 18 тыс. рублей. Норма 60 комментариев в неделю, 6 дискуссий в неделю. Каждый комментарий оплачивается 85 рублями, дискуссия 200 рублей". В одном из писем, выложенном в блоге UltraZashkvar, студент журфака, модератор группы "В контакте" "Мне реально нравится Путин" Заур Газдаров жалуется Потупчик, что не получил денег за октябрь 2011 года. Популярный блогер Илья Варламов также заявляет о том, что никаких денег от Потупчик не получал, хотя он и фигурирует в смете: за два поста - о посещении премьером Владимиром Путиным авиасалона МАКС-2011 и о съезде "Единой России" 24 сентября - он якобы получил 400 тыс. руб. "Если я и беру деньги, то все такие посты помечены как реклама,- заявил Варламов в интервью BBC.- Факт этих огромных цифр за посты я объяснить не могу, возможно, под мои посты списывались какие-то бюджеты. Я, к сожалению, не знаю всех способов финансовых махинаций, но могу сказать, что ни за один тот пост я ни копейки не получал".
Варламов известен как основатель сайта гражданской журналистики "Ридус", у которого была репутация скорее оппозиционного проекта. Однако из опубликованной переписки следует, что раскруткой этого проекта занималась Кристина Потупчик. "Варламов говорит, что рискованно оплачивать очевидно дорогую рекламу с крупными баннерами, так как это вызовет вопросы об источниках финансирования и может сформировать скандальный имидж ресурса",- приводит слова Потупчик блогер Kennettudyfe.
Якеменко и Потупчик, судя по информации, добытой хакерами Anonymous, имеют отношение к финансированию пророссийски настроенных молодых блогеров из республик Северного Кавказа. В блоге Rumol-Leaks выложена переписка Якеменко и жителя Чечни Ражапа Мусаева, который внезапно оказался координатором едва ли не самых финансово емких онлайн-проектов "Наших". "Сегодня из 100 самых популярных кавказских блогеров 95 пророссийские. Остальные 5 представляют из себя контролируемое нами многообразие кавказской блогосферы",- отчитывается Мусаев и просит выделить на дальнейшее развитие кавказского сегмента в 2012 году 18 млн руб.
В опубликованном списке платных блогеров, которые привлекались к освещению деятельности движения "Наши", автор этой заметки нашла своего доброго знакомого, ЖЖ которого читают больше 8 тыс. человек. "Иногда мне пишут люди (про некоторых я подозреваю, что они работают на "Наших", но я не интересовался) и предлагают написать пост на ту или иную тему за деньги,- рассказал на условиях анонимности мой знакомый.- Если тема меня устраивает, то я пишу и получаю деньги. Если не устраивает - отказываюсь. Полагаю, что точно так же обстоит дело и со всеми остальными перечисленными в письмах блогерами". С Потупчик этот блогер вообще не знаком, деньги за посты он получал разными способами: "У меня такого рода заказчиков десятки, если не сотни. Бывает, что переводят в кошелек на "Яндексе". Бывает, что оплачивают наличными, бывает, что на счет кладут".
Блогер Варламов утверждает, что не получал денег за посты о Путине,- бюджеты на это списывались без его ведома
Деньги на ветер
"Цены, указанные в сметах, завышены минимум в три раза. Причем иногда вообще непонятно, за что берутся деньги",- комментирует скандальную переписку руководитель агентства "Социальные сети" Денис Терехов. Подобные сметы, подчеркивает он, имеют широчайший коррупционный потенциал. То есть получается, Кремль выделяет своим активистам деньги на подкуп блогеров, активисты кого-то и правда подкупают, но львиная доля средств оседает в их карманах.
Один из специалистов по политическому продвижению в сети на условиях анонимности рассказал, как выглядит типичная кампания. Сначала необходимо легализовать ту или иную новость, опубликовать ее в одном из сетевых или бумажных СМИ. Потом эту новость подхватывает популярный блогер, следом за ним ее начинают обсуждать пять-десять авторитетных, потом - десятки и сотни "сетевых хомячков". Средняя кампания длится один-три месяца и стоит 3-5 млн руб., хотя если речь идет о президентской кампании, то это будут совсем другие цифры. Обычным "пиаром в интернете" занимаются десятки, если не сотни компаний, а политическими кампаниями всего три агентства (эксперты называют "Социальные сети", Agency One и "Апостол").
""Наши" научились хорошо работать в ЖЖ, на форумах и в СМИ, но у них отсутствует внятная работа "В контакте", в "Фейсбуке" и в "Твиттере". Их активность не соответствует раскладу на рынке social media: "Живой журнал" уже далеко не самая популярная площадка, основной накал страстей в "Твиттере" и в "Фейсбуке"",- отмечает Терехов. По его словам, в "В контакте" и "Фейсбуке" нужно использовать более сложные инструменты, чем в ЖЖ, при этом там сложнее измерить эффективность кампании. Менеджерам, привыкшим натравливать на популярных блогеров ботов и "сетевых хомячков" с пустыми ЖЖ, труднее адаптироваться на площадке, не подразумевающей анонимности.
В марте 2011 года аналитики Центра стратегических разработок предупреждали: нас ожидает усиление критических настроений по отношению к власти в интернете и СМИ, массовое распространение политической сатиры и возрождение жанра политических анекдотов. Прогноз оправдался. Каждый день в "Твиттере" и в "Фейсбуке" появляются новые "фотожабы", высмеивающие руководство страны, а из шуток на злобу дня, которые публикуются в "Твиттере" чуть ли не ежечасно, уже можно составить многостраничный сборник. Интернет-пользователь остро реагирует на любую неискренность, и в этом смысле разрозненное, не имеющее лидера движение "белых ленточек" со сделанным на коленке бесплатным креативом выигрывает у старательных технологов из движения "Наши", которые тратят миллионы рублей на платные посты и комментарии. Их шум в сети - это попытки вычерпать море, и становится очень жалко бюджетных денег.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/1868022 Ъ-Деньги - Кремлевская блогодельня