Вероятно, многие удивятся - но вовсе не Тюмень, а Томск следует считать первой столицей западносибирской нефти. Точнее, Нарымский край - традиционное еще с XIX века место политической ссылки. Именно здесь, в устье Парабели, выдающийся естествоиспытатель, политссыльный Р.С.Ильин во время своей большой обской экспедиции (1932) впервые научно обосновал перспективы промышленной нефтегазоносности Западно-Сибирской низменности - и именно здесь, у райцентра Колпашево, в 1954-м году (а мог бы лет на 20 раньше!) из скважины Р-2 забил первый в Западной Сибири нефтяной фонтан. Последовательно обнаруженные в соседней Тюменской области Шаим, Мегион, Усть-Балык, Сургут, Самотлор - всё это было уже после Колпашево. К моменту принятия исторического решения о промышленном освоении Западной Сибири в Томской области были открыты уже три крупных объекта - Южно-Мыльджинское, Соболиное и Южно-Черемшанское месторождения.
Работы Ильина (не только в геологии) получили высокую оценку величайших ученых того времени. Академик В.И.Вернадский называл его основоположником новой науки - геоморфологии (сейчас ее с первых курсов преподают во всем мире студентам, изучающим науки о Земле). Крайне внимательно отнесся к идеям и трудам Ильина и тогдашний всесильный начальник Государственного геологоразведочного управления ВСНХ, крупный ученый-нефтяник И.М.Губкин. Именно хлопотами Вернадского и Губкина удавалось ненадолго добиваться смягчения условий пребывания в ссылке для Ильина - он был переведен на работу в Томское ТГУ (территориальное геолуправление). Но и им не удалось спасти ученого от смерти - в 1937 году Ильин был в очередной раз арестован и вскоре расстрелян в Томске. Его имя было надолго вычеркнуто изо всех научных источников, а лавры первооткрывателя достались другому человеку. По грустной иронии - едва ли не наиболее последовательному оппоненту Ильина в вопросе перспектив западносибирской нефтегазоносности. Не буду упоминать здесь его имя - он в сущности ни в чем не провинился перед Р.С., и получил свою долю почестей и малозаслуженной славы (ему успели поставить памятники) лишь в силу обстоятельств. Характерно, что и И.М.Губкин (именем которого названы два российских города, Университет нефти и газа, а также премия Российской Академии Наук) - поначалу оппонировал Ильину и предлагал сконцентрировать усилия по нефтеразведке в другом регионе.
Я так подробно рассказываю о Р.С.Ильине в том числе и потому, что довольно хорошо знаком с его биографией. Ростислав Сергеевич Ильин - брат моего деда, и в семейном архиве ему посвящен целый том материалов. Скажу больше, в моем юношеском решении посвятить себя геологии - немалая дань семейной традиции. Надо сказать, что точная дата смерти Р.С. (тут есть разночтения: согласно Книге памяти Томской области "расстрелян 11 ноября 1937 г. по приговору тройки Управления НКВД от 25 августа по статье 58-8-10-11 УК РСФСР - "за участие в японо-эсеровской диверсионно-шпионской террористической организации"; но в других источниках указана дата 9 сентября) открылась родственникам лишь недавно - до XX партсъезда о его судьбе после ареста (приговор стандартный - 10 лет без права переписки) вообще не было никакой информации (хотя родные, выстаивая в скорбных очередях - безусловно, догадывались о самом страшном), а потом на протяжении более тридцати лет после реабилитации официально озвучивалась версия о якобы его смерти в лагере в 1944 году "от паралича сердца", о чем имелась липовая справка. Фальшивая дата фигурировала и в кратком биографическом докладе, опубликованном к юбилею Р.С.Ильина, и в биографических сведениях к его с большим трудом опубликованным после реабилитации работам. А еще, по тогдашней практике, МГБ подсылало к родственникам своих сотрудников под видом разнообразных "монтеров", и они распространяли небылицы о своих якобы лагерных якобы встречах с Р.С. после 1937-го.
После всей этой информации вам будет проще понять мои чувства, когда я (совершенно неожиданно для себя) увидел вот эту доску на фасаде Архиерейского дома со стороны проспекта Фрунзе:
Надо же! Опальный ученый, террорист, диверсант и японский шпион, в прошлом видный социал-революционер (член московского губкома партии левых эсеров), старательно вымаранный изо всех энциклопедий и библиографий - а вот томичи сохранили память о нем...
(Тут томские краеведы меня, вероятно, поправят - указав на снос одного дома, в котором проживал Ильин, и угрозу сноса другого, из которого он и был в последний раз арестован - но тогда-то я всего этого еще не знал!)
(Надо сказать, на мемориальной доске Р.С. мало похож на себя - другие черты лица, стекла очков при рассеяном освещении трансформируются в мешки под глазами. Хотя в целом доска весьма удачная, хорошо смотрится, и вообще, главное - память, остальное мелочи!)
Стенд в Музее истории политических репрессий, посвященный Р.С.Ильину. (Эта фотография из следственного дела есть в моем семейном архиве).
фрагмент:
Напоследок, все-таки несколько слов о Большой западносибирской Нефти. Как же удалось Ильину, не имея специального геологического образования, лишенному возможностей к открытой научной дискуссии, без свободного доступа к библиотекам и книгам, без аэрофотосъемки, геохимии и геофизики - без буровых работ, наконец; в тяжелейших условиях сибирской ссылки, сделать свое выдающееся открытие? Будучи немного знаком с трудами Ильина и с его методом, я, как мне кажется, знаю ответ. Ростислав Сергеевич - ученый-энциклопедист, почвовед докучаевской школы, всесторонне образованный человек, изучавший философию, культуру, естествознание, историю религии, состоявший в переписке с Волошиным, Обручевым, Вернадским, Усовым - попросту увидел огромные нефтяные ловушки сквозь толщу бескрайних васюганских болот, своим
"квадроскопическим зрением"™. В своей натурфилософии Ильин огромную роль отводил Солнцу, почвам, круговороту энергии и жизни в природе. Он не раз подчеркивал роль гигантских ландшафтных зон вроде Западно-Сибирской низменности в качестве, выражаясь современным языком, огромных "солнечных батарей". А талант и колоссальный опыт ученого-почвоведа позволял глазу фиксировать малейшие изменения в составе почв, ландшафте, условиях дренажа и делать выводы о колебательных движениях земной коры и ее осадочного чехла. Вынуждающих даже такую могучую водную артерию, как Обь, отклоняться от фиксируемого по геологическим наблюдениям исторического северо-западного стока, закручиваясь в свою гигантскую извилину. Сейчас учение о "молодых растущих поднятиях" - это азы геоморфологии, основа всех поисковых работ на нефть и газ, этому учат студентов-нефтяников; целые кафедры, отраслевые институты и их полевые подразделения шлифуют и развивают геоморфологический метод, основы которого были заложены Р.С.Ильиным в 30-х годах в Нарымской ссылке!
***
Спасибо, что дочитали...
***
(все картинки кликабельны)
Это не последний сюжет о Томске, продолжение следует...
ссылки приветствуются
cross
tomsk_ru