Кенский волок и Кумбасозеро

Jul 25, 2014 02:24

Постоянным читателям моего журнала хорошо известно, чем хороши одиночные экспедиции, а чем - групповые. Вот и в этот раз Юрик aka IOpuk aka yopera_balet сочинил прекрасный иллюстрированный отчет по Волокам, избавив меня от этой повинности. Как всегда, у Юры отличные фотографии, помимо часовен еще и природа, и даже одна фотография меня со спины. У меня же в основном десятки ракурсов часовен - снаружи и внутри (всё это со временем будет на Соборах, ну или так), зато несколько поясных портретов Юры с противоположной спине стороны.


У Юры, конечно, есть несколько неточностей (не Конево, а Самково; не Гузенька, а Гузеньга; не колонны, а балясины) - они как раз простительны. Но вот чего я никогда не мог сказать, это что "Е (aka Онегин aka han_banah) не так прост, как мы думали" - потому как всегда знал, что Е непрост. "Идущий за мной сильнее меня" - мог бы я сказать про Е, смутив иного апологета Книги - кабы на сей раз он дважды со своей группой наоборот не ускользал вперед нас. И я натурально восхищен тем, что проделала за несколько дней до нас экспедиция "Общего Дела" под его руководством - в сложнейших погодных, ландшафтных и логистических условиях, по сути в категорийной автономке не только выполнив экспедиционную программу-минимум, но и проведя на всех объектах солидный объем работ. Молодцы!

А еще падающая (кстати, это местные рыбаки ее периодически подпирали, чтобы совсем не завалилась) Часовня-на-Полуволоке запомнилась мне таким оксюмороном, как интеллигентская быдлографика™. Все-таки Кенский Волок - это не только историческая тропа, но и довольно культовый категорийный водно-туристский маршрут. Поэтому среди дежурных "дмб-82", "толян поча" и прочей подобной пошлятины на внутренних стенах часовни выделяются основательностью гравировки "Обнинск-79" или "Пущино-84", от которых так и прет Физтехом и Биофаком МГУ. Впрочем, на физтехов я, пожалуй, напраслину тяну. Все-таки тогдашние физтехи - это чаще мск, долгопа и номерные сайнтауны, а тогдашний Обнинск - это скорее уж ССФ МИФИ... Итак, слово Юрику:

Оригинал взят у yopera_balet в Кенский волок и Кумбасозеро
В конце июня позвонил uchazdneg: "Я планирую посмотреть церкви и часовни в Архангельской области, а места там глухие - медвежий угол и как-то одному не уютно по таким местам бродить, а ты как раз хотел в поход." "Да, в медвежьих углах одному не уютно, поехали!" - ответил я. А место, и правда, медвежий угол на границе Архангельской области и Карелии.
1.




Чтобы добраться туда из Москвы: ночь на поезде, 1,5 часа на автобусе до Каргополя, где уже ждал меня с машиной  uchazdneg. Он находился в Каргополе, потому что организовывает противоаварийно-восстановительные работы на Красной Ляге. После пары часов езды на машине, на месте договариваемся, чтобы нас подбросили ещё на 12 км в лес на мотоцикле с коляской. Кстати, самые сильные впечатления от поездки - это обилие комаров, от которых можно было только спрятаться в палатке и езда на мотоцикле по лесной дороге, сидя на рюкзаке в коляске. Давно мечтал прокатиться в люльке мотоцикла, как в детстве! Уходящий транспорт.
Пока ехали на машине, посмотрели несколько достопримечательностей по дороге.
2. Ряжевый мост через реку Кену деревня Измайловская. Рубленные ряжи - городни с системой внутренних «карманов» для валунов и галечника, размещенных на разных уровнях. Памятник архитектуры XVIII века.
 


3. Филипповская. Часовня Кирика и Иулитты.



4. Филипповская. Мощная ограда погоста.



5. Филипповская. Ансамбль церквей Происхождения Честных Древ Креста Господня и Обретения Главы Иоанна Предтечи
XVIII век. Тройник (две церкви и колокольня) - один из шести сохранившихся на Русском Севере.



Всё - дальше дороги нет. Пересаживаемся с машины на мотоцикл.
6. Мост в Поче через Почу.



По мосту только пешком или на мотоцикле. У многих местных на том берегу есть мотоциклы или машины для езды на охоту/рыбалку. Машины переехали туда либо зимой по льду, либо есть частный паромщик в Усть-Поче, вроде бы можно ещё и в низкую воду через брод, но точно не уверен. Местная специфика такова, что у большинства семей есть в тайге свой балок и лодка на реке/озере. 
На мотоцикле заехали ещё в Глубокое озеро. Не в смысле нырнули в озеро, а так называется деревня, где посмотрели часовню. Часовня стоит на возвышении, откуда открывается великолепный вид на озера и окрестные леса.
7.



8. На мотоцикле весело доехали вот до этой лужи. Теперь точно дальше только пешком.  



9. Первые две ночи провели на безымянном озере.



Буквально несколько дней перед нами по этому же самому маршруту ушла группа из Общего дела
и мы хотели с ними встретиться. Чтобы они не прошли место нашей стоянки, мы на повороте установили спец. знак.
10.



11. Решили, что мимо такого объявления, они точно не пройдут!



Но все наши труды прошли напрасно, они прошли эту точку где-то сутки назад.
Пока все спали, пошёл фотографировать флору и фауну Архангельской области.
12.



13.



14.



15.



16.



Снова на маршрут. Часовня в Заволочье.
17.



18. До войны, а может и после в часовне размещался амбар.



19.



20. В деревне Заволочье осталось несколько домов.



21. Вид на реку Черева с моста.



Дальше двинулись непосредственно на Кенский волок и ещё раз добрым словом вспомнили Общее дело за то, что протоптали тропу.
Дошли до следующей часовни, стоящей на Кенском волоке. Она стоит перед опасным участком - дальше волок шёл метров 200 по болоту. Здесь молились, чтобы путь перед топким участком был лёгкий.  Сейчас часовня стоит не на своём месте, её перетащили геодезисты. Именно поэтому она так и наклонилась.
22.



23. Часовня в Яблонь-Горке.



Часовня очень необычной архитектуры. Спереди были колонны, которые не сохранились. Ребята из Общего дела расчистили территорию вокруг часовни, так что удалось сделать нормальную фотографию.
Это была крайняя точка нашего маршрута на Кенском волоке. Теперь назад к месту ночёвки на безымянное озеро.
24. Росянка - хищник болот.



25. Вот так цветёт клюква.



Я ожидал в этом походе поесть земляники, но здесь она только-только начала созревать. Из ягод была только прошлогодняя клюква. В начале июля здесь ещё цвели ландыши. А в конце июня, за неделю до моего приезда, неожиданно выпал снег. Это конечно, событие неординарное, но вот такой вот Русский Север.
Следующим пунктом нашей программы было Кумбасозеро. По дороге на озеро мы планировали ещё раз попробовать встретиться с группой из Общего дела, но опять не пересеклись. После этого uchazdneg высказал мысль, что Е. не так прост, как мы думали: если мы пошли на Кумбасозеро с востока, то он, видимо, пошёл северной тропой. В чём-то uchazdneg оказался прав:  "Е. не так прост, как мы думали" ;). Они взяли лодку и на вёслах дошли до Кумбасозера.
Ну, а мы только пешком, только хардкор!  Со стоянки на озере до деревни Кумбасозеро мы ломили по лесной дороге, которую очень хорошо видно со спутника, но которой уже лет 20 никто не пользовался :) Ещё uchazdneg заявил, что поход нельзя признать успешным, если в нём не было брода. Так что в обязательную программу мы ещё включили брод через реку Гузенька.
26. Оставшиеся 2 ночи мы стояли на северо-восточном берегу Кумбасозера.



Часовня Николая Чудотворца в Кумбасозере. Когда-то было посещяемое место, а сейчас всё стёрлось.
27.



28.



29. Церковь во имя св. Пророка Илии в Кумбасозеро



Сама деревня Кумбасозеро удивила тем, что все дома и сараи закрыты на замок, но при этом соблюдена и старая северная традиция: у каждого закрытого дома входная дверь подпёрта палочкой.
Недалеко от церкви были замечены птицы.
30. Серая мухоловка.



31. Малый пёстрый дятел.



Обратно из медвежьего угла выбирались ещё веселее.
В назначенное время на перекрёстке дорог в тайге нас ждал мотоцикл с коляской. На нём добрались до Почи и тут нас ждал сюрприз: машина, которая должна была уже выехать из Каргополя за нами, ещё не выехала. Начали искать варианты с местным транспортом, чтобы либо добраться до Каргополя, либо выехать на встречу. Но половина потенциальных водителей Почи была не готова к выезду, потому был разгар выходного дня, а у второй половины не было бензина. Ближайшая заправка находится в Плесецке, а это совсем в другой стороне. Каким-то чудом нашли доброго человека, который готов был нас отвести до  Конево. У него тоже не было бензина, но он знал где его достать :) Заехали в соседний дом и там нам из гаража продали 2 канистры бензина. Одновременно договорились с Каргополем и оттуда уже выехала машина навстречу нам. В итоге в Конево поменяли "колеса" и я успел на поезд, хотя если бы в этой цепочке логистики что-то нарушилось, то пришлось бы менять билеты. 

оtметки, ахреф, деревяшки

Previous post Next post
Up