Красная Ляга. Съемка от 8.07.

Jul 11, 2014 12:25

Оригинал взят у uchazdneg в Красная Ляга. Съемка от 8.07.
Для затравки пара любительских роликов (просьба быть снисходительными к качеству), снятых Светой Шелёминой непосредственно перед началом работ на Красной Ляге:

1. Пьем чай с Д.А. Соколовым; Д.А. рассказывает об объекте, о себе, своем коллективе и предстоящих работах: http://youtu.be/J3YQfDCyF3Q
2. Натурные съемки вокруг церкви и внутри, с моим скромным комментарием http://youtu.be/xX6sYs4o5mA

(Кто знает, как можно вставить ролики в пост красивой картинкой - просьба подсказать, либо разместить в этом сообществе отдельным сообщением)

***
А так выглядела церковь от дороги днем 8 июля. Видны леса с двух сторон притвора и с юго-восточной стороны восьмерика.


Подойдем ближе.

Приятно смотреть на скошенную траву вокруг церкви, постарались местные жители по нашей просьбе. Хорошо бы поддерживать периметр в таком пожаробезопасном состоянии и по окончании работ.


Материал, предназначенный для внутренних работ, сложен внутри церкви. Снаружи оставлен лишь материал для лесов и заготовленный дороженый тес, предварительно пропитанный антисептиком. На северной стороне притвора новый тес уже уложен, в два слоя. Со стороны самцов оставлено место, тес там будет там уложен по окончании реставрации креста притвора. Также оставлены две старых парных тесовых доски, непосредственно примыкающих к восьмерику - они в хорошем состоянии, вдобавок их ширина (26 см) больше, чем у нового теса (19 см), для последующей реставрации важно иметь образец предыдущего покрытия (впрочем, высока вероятность, что оно также реставрационное, не позднее 50-х годов XX века).


Фундамент с северной стороны, освобожденный от скошенной травы, предстает в хорошем состоянии. Видны продухи, которых явно недостаточно для полноценной вентиляции подклета, да и те, что есть, были забиты разным мусором, теперь вычищены и работают.


Леса с южной стороны притвора, старая тесовая кровля удалена, сквозь слеги есть доступ к верхней части прируба, отделенной от нижней бревенчатым потолком.




Интерьер церкви с раскрытыми впервые за много лет оконными проемами - залитые солнцем объемы придают храму совершенно особый, радостный облик. На полу, полуопираясь на амвон, лежит заготовка под замену потолочной плахи, полностью обработана топором от следов электроинструмента, боковые поверхности профилированы вручную под стык "шип-паз", по аналогии с аутентичными сохранившимися элементами XVII века.


Состояние бревен подклета в алтарном объеме. Под ними виден фундамент на основе местного белого камня, но с отдельными валунными фрагментами гранито-гнейсов и габбро, ледникового происхождения. Ниже уровня пола прослеживается еще один практически сгнивший пол, собранный из бывшего потолка, разобранного при реконструкции XIX века и не несущий опорной функции. Межполовое пространство, прослеживающееся подо всеми объемами вплоть до крыльца, забито тоннами многолетнего отсыревшего хлама и мусора. В течение нескольких дней весь этот мусор был вычищен, освобождены и прочищены продухи подклета, проведено обильное и многократное антисептирование стен и конструкций пола с помощью опрыскивателя, а в отдельных местах дополнительно кистью.


Потолок и леса над уровнем окон алтарного объема




Стены алтаря выше уровня лесов, видны следы врубок от старых потолочных конструкций. Также проведена тщательная обработка антисептиком.


Внутренняя часть алтарной бочки. Сквозь лаги и слеги виден новый двуслойный тес, уложенный во время работ 2011-12 гг.


Перемещаемся на леса с северной стороны притвора. Уложена новая двуслойная тесовая кровля, обработанная антисептиком. Слева видны те самые две доски старого покрытия вплотную к восьмерику, которые решено оставить. Дальше начинается зона ската, наиболее подверженная воздействию дождевой воды, стекающей с новых (2011-12 гг.) полиц повала восьмерика, сюда уложен самый лучший тес из ядерных частей наиболее качественной древесины с плотными годичными интервалами.


Крупно торцевая часть кровли. К достоинствам работы можно отнести укладку теса: стыки верхнего слоя приходятся строго на канавки ("дорожки") нижнего ("подтеска"); в большинстве случаев верхий слой уложен ядерной частью вверх, тогда как подтесок - ядерной частью вниз (соответствующие требования к погонажу предъявлялись еще на стадии заготовки и в целом были соблюдены). К недостаткам - отсутствие нахлеста (2-5 см) верхнего слоя, из-за чего торцевая часть подтеска будет местами подвержена намоканию, несмотря на достаточно крутой угол скатов притвора. На этот недостаток (аналогичный, к слову, наблюдается на полицах постамента шатра, главного восьмерика и алтарной бочки, работы 2011-12 гг.) обратил по фотографии внимание А.Б. Бодэ. На южном скате притвора и в других местах, где потребуется, двуслойная кровля будет уложена уже по всем правилам, внахлест.


С лесов притвора хорошо видно состояние кровли крыльца, она также требует ремонта - как, впрочем, и практически всё крыльцо. Не факт, что успеем в этом году.


С лесов можно разглядеть вблизи декор обшивки конца XIX века - наличники второго света, карниз, межоконный пояс...




Практически вдоль всего южного фасада межоконный пояс (карниз) достаточно прихотливой конструкции - либо отвалился, либо полностью или частично сгнил. В образовавшиеся щели проникает вода, вызывая размокание и биопоражение бревен основного сруба, а это ведь 100% аутентичный XVII век. Необходимо выборочно снимать обшивку, тщательно обследовать, вычинять и антисептировать поврежденные участки. Подготовка к установке лесов с южной стороны:


Наибольшие повреждения - с юго-восточной стороны.














Еще один важный участок предстоящих работ - главка алтаря. Здесь предстоит отремонтировать главу, воссоздать кровлю и установить крест. Практически полностью сгнившее яблоко креста снято во время работ 2011-12 гг. и хранится внутри церкви. Его также потребуется воссоздать заново.


Переходим на леса с южной стороны притвора. Здесь также видны значительные повреждения подкровельных конструкций, вызванные потоками дождевой воды, стекавшей с напрочь обветшавшей кровли. Слеги (по-видимому, от старого покрытия бочкой) при переборке 1830-х гг. врублены в восьмерик как попало и фактически лишь поддерживают самцы, направляющими же упорами для кровли притвора служат только отдельные слеги (под некоторые для этой цели подложены горбыли, щепа бревна и прочие нестроевые ущербки) и... продолжение межоконного карниза.














Потолок притвора также был двойным (видимо, при реконструкции задумывалось сделать храм отапливаемым, но этим планам не суждено было реализоваться). Верхний потолок частично разобран, частично полностью сгнил. После удаления фрагментов с обильным биопоражением, реставратор Евгений проводит тщательное многослойное антисептирование потолка, стен и остальных конструкций притвора.










Здесь Евгений показывает удаленный фрагмент бревна вместе с чашей, и объясняет, почему невозможно на этом этапе его полностью заменить, для замены нужна либо полная переборка вышележащей конструкции, либо сложная, трудоемкая и небезопасная операция по вывешиванию части сруба. Пока вставлена временная подпорка из крепкого отесанного бревна с пазом, позволяющая сохранить прочность этой части прируба.


Еще две проблемные зоны: крест притвора (требует реставрации, большинство деталей сохранилось, но сильно повреждены)


И декор обшивки по периметру храма, где есть отваливающиеся, поврежденные или даже полностью утраченные фрагменты


В целом уровень организации процесса, производственной культуры, дисциплины и мастерства исполнителей весьма высок, это внушает обоснованный оптимизм.

Теперь о грустном. Как многим уже известно, реквизиты для пожертвований, которые предоставлял нам благотворительный фонд, оказались заблокированы в связи с отзывом банковской лицензии, всего на счету фонда в БФТ-банке зависло от 120 до 128 тысяч рублей, собранных адресно на Красную Лягу. Это серьезная сумма. По счастью, мы с первых дней диверсифицировали свои кошельки, и большинство поступлений удалось сохранить. Недостающую сумму, чтобы не нарушать договоренностей с реставраторами, пришлось спешно занимать у родственников и знакомых. На это наложилось отчасти плановое, отчасти незапланированное увеличение как объемов, так и стоимости работ. Помощь со стороны местного бизнеса оказалась весомой, но не столь значительной, как мы рассчитывали. С учетом уже понесенных расходов (за ними можно следить в этой теме) это означает, что собранных средств хватит, чтобы оплатить работу реставраторов (а со следующей недели у них запланировано усиление) до конца следующей недели. Это позволит выполнить программу-минимум и получить весомый результат, способный существенно продлить жизнь памятника. Но нам хотелось бы, чтобы реставраторы (и они, несмотря на свой плотный график, готовы идти навстречу) проработали в максимально расширенном составе вплоть до конца июля. Это потребует с нашей стороны дополнительно примерно 300 тысяч рублей расходов. При этом Дмитрий Александрович с товарищами, осознавая ценность объекта и свое особое к нему отношение, готов войти в наше положение и повременить разумный срок с окончательным расчетом - но как же не хочется завершать столь замечательную и поистине массовую народную инициативу и сотрудничество с таким выдающимся мастером на натянутых жилах. Тем более, что мы оба знаем, какой объект призван стать нашим следующим совместным проектом!

Реквизиты для пожертвований смотрите в заглавном посте.

Ляга, деревяшки, дыбр

Previous post Next post
Up