Чердынь и Чердынский район, март 2011

May 02, 2014 20:48

Майские праздники, все поездки сорвались, до финала за 6 очков еще полтора дня, чем заняться? Вот можно фотачки перебрать с прошлых поездок, заодно долги подзакрыть в ЖЖ. Итак, на чем мы остановились? А, Утренняя маршрутка Соликамск - Ныроб в полном составе (за исключением меня и водителя) ехала на свиданку.

В Чердыни была короткая остановка, снимать было некогда. Этот кадр я сделал вечером следующего дня, когда неспешно гулял по городу. На дальнем плане - узнаваемый из тысячи силуэт горы Полюд, названной так по имени легендарного героя покорения и обороны Пармы:


Застава вернулась нескоро и вести принесла странные. Гора со скалой, где зажегся тревожный огонь, превратилась в сплошную выскирь - ее чертовым тыном окружили вырванные с корнем деревья. Вокруг все было истоптано вогулами, но ни один след не вел на вершину. А на вершине среди валунов чернело огромное кострище и валялись дрова - не нарубленные, а наломанные и насеченные мечом. В расщелине одного из валунов и нашли этот меч - меч Полюда. Куда же подевался сам Полюд? Он не мог здесь умереть, потому что не было его останков, и он не мог уйти отсюда, не оставив следов... Буря, что ли, его унесла? Но он бы не бросил меча... Или Полюд воистину рассек мечом камень и ушел в гору?... (с)

"Сердце Пармы" - обязательное для российского человека чтение, а для отправляющихся в путешествие в Чердынский край - особенно. Без этого контекста вы не получите и половины впечатлений, какие бы красноречивые экскурсоводы вас ни сопровождали. Но для ЖЖ-формата достаточно будет двухстраничной интродукции - суть та же книжка Иванова в сжатом изложении. Также полезно посмотреть колвинский альбом С.М.Прокудина-Горского, иллюстрирующий другие важные страницы истории Чердынской округи. Особенно если начинать поездку с Ныроба, где всё дышит памятью о заточении Михаила Никитича Романова - разжалованного окольничего, дяди первого русского царя из рода Романовых, Михаила Федоровича.

Сногсшибательную Никольскую церковь Ныроба, поставленную к 100-летию трагической кончины "ныробского мученика", я показывал подробно, поэтому пара картинок - просто, чтобы было ясно, о чем речь:




Логистику дальнейшего трехдневного перемещения по Чердынскому району также опущу - в ход шли маршрутки, автобусы, такси, автостоп, тупо ноги. Просто покажу в хронологическом порядке наиболее удачное из того, что удалось заснять. Более полную версию в части храмов можно посмотреть на Соборах, богатую историческую гражданскую застройку Чердыни - в многочисленных подробных путеводителях, а часть картинок с сельскими пейзажами, деревянными и каменными домами - увы, пришлась на пасмурную погоду, их тоже не показываю.

Неподалеку от Ныроба - историческое село Искор с Христорождественской церковью (1783) на месте легендарной битвы (1472) великопермского ополчения с московским войском Федора Пестрого.


Обратите внимание на кедр рядом с храмом - на севере Пермского края это повсеместное явление, даже визитная карточка. Где церковь - там и кедр. Где кедр - там церковь стоит (или стояла, как в Остяцково или Савино). Я вижу в этом важный культурно-исторический феномен в масштабах всей России. Новообращенные уросские (а впоследствии чердынские) князья совместно с преемниками первокрестителя пермяков усть-вымского епископа Ионы изыскивали непростые компромиссы с традиционными верованиями местного населения, дозволяя некоторую переосмысленную языческую атрибутику и даже приспосабливая ее в миссионерских целях. Подобному компромиссу обязано, в частности, выдающееся и уникальное в мировом масштабе культурное явление - пермская деревянная церковная скульптура, своеобразное наследие языческих образов-идолов. Так и церкви - по понятным причинам - продолжали ставить на намоленных языческих местах, и рядом почти повсеместно можно видеть почитаемое местное дерево, кедр. Не случайно и Прокудин-Горский, имевший во время экспедиции на Колву вполне конкретную цель и практически не делавший случайных кадров, посвятил местным кедрам целых два сюжета (см.). А с искорским кедром связана поучительная история: настоятель Христорождественской церкви уже в наше время вступил в конфликт с органами охраны памятников (те полагали, что близость дерева к стенам храма пагубно воздействует на постройку), отстояв кедр ценой зарезанной сметы на... восстановительные работы.

В итоге и церковь живописно обшарпана, и кедр цел, красота!






Нужно сказать, "священные" кедры возле православных церквей мне изредка встречались и сильно западнее Пармы - например, в бассейне Северной Двины (неспроста, видно, местные финно-угорские племена именовались колонизаторами "двинской пермцой"). Навскидку для примера могу вспомнить церкви в Соезерской Пустыни (там даже целая реликтовая кедровая роща) и в Сидоровой Ёдоме. Но вернемся в Парму, на берега Колвы. Покча (ныне село) с 1472 по 1535 годы была столицей Перми Великой, а с 1472 по 1505 - резиденцией великопермских князей. Везде, где в разное время были резиденции бывших вереинских (пермских, великопермских) князей (Верея, Усть-Вым, Чердынь, Покча), обязательно ставилась Благовещенская церковь. Нынешнее здание в Покче заложено в 1782 году, освящено в 1794. Построенная с серьезными инженерными ошибками, впоследствии церковь подвергалась многочисленным доделкам и ремонтам. Нынешний краснокирпичный облик она приобрела в 1910, после масштабной перестройки и реконструкции. Но уже снова безнадежно руинирована:


Камгорт, Введенская (1915)


ур. Салтаново, Пятницкая (1838)


Лызово, посвящение и дата постройки неизвестны




Всехсвятская церковь на окраине Чердыни, 1818


Кольчуг, Спасская (1791)




Анисимово, Ильинская (1773)


внезапно Дом в Чердыни на берегу Колвы


с. Редикор


Никольская, 1868


Пянтег. Знаменитая Богоявленская церковь, 1617 (по другим данным - 1612). Самая старая сохранившаяся церковь на Урале. И вообще единственная шестигранная деревянная церковь - сохранившихся исторических аналогов попросту нет. Можно вспомнить шестигранные колокольни Согинского и Пияльского погостов, шестигранные фундаменты на раскопках Мангазеи, несколько сохранившихся венцов в другом западносибирском болоте - но постройка в Пянтеге все равно уникальна. Широко известна версия, по которой Богоявленская церковь - перестроенная крепостная башня, ведь шестерик в фортификационном строительстве вещь более привычная. Сторонники крепостной версии апеллируют и к сохранившимся следам врубок, якобы от крепостных стен.


Вид на Каму от Богоявленской церкви


Вид с Камы на Богоявленскую церковь


ур. Кушмангорт, Тихвинская (1779)




Начало дороги от Кушмангорта на Савино, церковь там утрачена. Была бы цела - пошел бы.


Лёкмартово, Георгиевская (1897)






Бондюг, Крестовоздвиженская (1858)




Ужгинская, Никольская (1874)


Снова Чердынь и гора Полюд


Это восточный фасад чердынской Успенской церкви 1784 года. Далее просто много картинок Чердыни, по сути с четырех точек - возле Успенской церкви, с Троицкой горы, с левого берега Колвы и с колокольни Воскресенского собора. Нужно ли подписывать храмы, или и так сойдет?






























внезапно Снова домики, их тут много


Завершаю эту серию еще одним видом на гору Полюд с колокольни Воскресенского собора. Похожая уже была чуть выше - и это символично: сюда непременно нужно вернуться...


Не стал включать в сюжет еще несколько посещенных храмов и часовен Чердынского района - в Ныробе, Вильгорте, Корнино, Пянтеге, Покче. Для данного формата они мне показались скучноватыми, все их можно подробно разглядеть на Соборах. А рухнувшую изящную церковь в Бигичах я не застал - ее к тому времени уже разобрали для перевозки в Чердынь. Теперь она воссоздана на Троицком холме - на мой взгляд, получилось неплохо, хотя и противоречит исторической достоверности. Про нее, а также про чудесное открытие исчезнувшей (к марту 2011 увы, буквально) "церкви" в Бигичах с фотографии Прокудина-Горского - можно рассказывать долго, но как-нибудь в другой раз. Вот ссылка на конец той истории.

В следующей серии - Соликамск, Усолье, Пермь и окрестности.

otметки, деревяшки, кирпичики

Previous post Next post
Up