Дыбр

Aug 19, 2010 07:33

Ездил в двухнедельную поездку, на Север. Подготовленную за две ночи, регтайм в стиле КТП, турбулентный и вариативно-просчитанный на неожиданности и внезапные идеи. Может быть, лучшую поездку со времен геологических полей на Северо-Востоке - но так и не смог освободить голову от тягостных мыслей и полностью переключиться на впечатления. Москва давила, душила, френды еще не втянулись в мещерскую огненную круговерть - не то б непременно к ним примкнул, я ведь достаточно сед, чтобы помнить еще эпопею 1972-го, в которой посильно участвовал совсем ребенком, и как тогда отбились всем миром - лесники, пришедшие на помощь бобры, пожарные, дачники, селяне, добровольцы из городов и солдаты-срочники. А так дети, две в одночасье повзрослевшие юные тетки, буквально впихнули меня в котласский поезд с билетом до Вельска. До сороковин оставалось две недели, и они разгребли себе окно на вторую, готовые выдвинуться в любую согласованную точку планшета P,Q - 36,37, чтобы побыть со мной в правильном месте, поговорить и помолчать о важном.

Хочу сказать спасибо друзьям. schnapstrinken заранее любезно предложил пристыковаться к его размашисто-фанковому маршруту (В.Устюг - Соловки через, среди прочего, Яренск, В.Уфтюгу, М.Корелы) в удобное время в удобном месте; он же на пару с e_rating готов был позже подобрать меня условно в Бологом ради пешки к церкви XVIIв. в Пехово Маловишерского; tajinka с семьей предоставили свою компанию и 2 места в авто на финишный отрезок. В итоге получилось даже больше, чем запланировал, и без особой даже спешки.

Дорогие мои, вынужден извиниться заранее. Картинок никаких не хочется постить, разобрать тыщу только своих кадров нет ни сил, ни времени. Про все великие памятники, что видел - уже сто раз кем-то написано или будет написано (upd.: по многочисленным просьбам, картинки по мере разбора добавляются в этот и последующие посты). Ничего, слава Богу, не сгорело - и то хорошо. Хотя вполне могло сгореть на моих глазах - и я был морально готов по обстановке пожертвовать "программой" (маршрутом и сроками), и биться не щадя сил за то, что считаю бесценным для себя, своих детей и сограждан. Сушь и жара над 29-м, большей частью 10-го, всем 35-м и севером 47-го регионов стояла, пусть с перерывами на влажную дымную духоту - ничуть не слабее мещерской. Огонь полыхал у Нюхчи, под Сумпосадом, на перегоне между Нименгой и Малошуйкой, под Медгорой и Лижмой, натягивало дымы на Ворзогоры и Мегрегу. Смерчем поломало вековые осины на Подпорожском кольце, завалив тропы возле Сидозера, выворотило 30-метровые деревья на кладбище в Посаде, повредив ограду и только чудом не задев Афанасьевской церкви. Тлеющее кострище дымилось на покинутой стоянке прямо под Хижгорой. Пьяные охотники носились всю ночь на газели из Кучепалды за добавкой в Печниково, разбрасывая бычки в пересохший придорожный травостой Красной Ляги...

Но для гурманов - а у меня их добрая половина читающих - достаточно будет и названий, плюс для некоторых - логистики. Для вас таких - нитка с хронологией плюс отдельные ремарки (курсивом), попробуйте представить, как и где это было - и порадуйтесь за нас. Итак:

2.08. 19:05. Поезд 320-й Москва-Котлас с Ярославского вокзала. В последний момент решил подстраховаться, и купил-таки в кассе на 3-е число билет в общий вагон из Вельска в Коношу (№374 Коноша-Малошуйка и №320 Москва-Вельск, электронные, у меня уже были, а заткнуть разрыв я расчитывал по ситуации на месте, заодно сэкономив на комиссии). Поездов там два, встречный котласский и скорый лабытнангский, второй на час быстрее и позволяет не спешить в Вельске, но более дорогой. Вообще-то к 319-му есть мурманские вагоны, и я мог бы вообще не париться с доп.пересадкой в Коноше, окажись в электронной системе РЖД на момент заказа хоть один плацкартный билет. Но, как уже отмечал, вся подготовка, включая сбор информации, распечатку карт и покупку билетов - уложилась в два неполных выходных дня.

3.08. 11:12. Прибытие в Вельск. Резонный вопрос - зачем? Две причины. Всем посещавшим или готовившим Поонежье известно, что на 374-й Вологда - Мурманск удобных стыков из Москвы нет. Ни с Курского, ни электричками, ни с пересадкой на обходные в Александрове, никак. Дежурный вопрос - где пересаживаться в 374-й? Занять 8-10-часовой перерыв логичнее всего Вологдой - но всему есть предел. Есть станция Сухона - но в Устье и на Спасо-Каменном я уже был, отдельно Кадников с Ильинским погостом можно оставить на черный день, а изо всех пересадочных пунктов на отрезке Семигородняя - Обозерская достойна 8-часового торчания разве что Коноша, и то если есть идеи и повезет с транспортом в Ротковец и обратно. Тут-то и всплывает Вельск - два-три дополнительных часа на утренний сон, еще два-три - на обратную дорогу, еще парочку - собственно на осмотр, а больше-то и ни к чему - пасьянс сошелся, время убито! Причина вторая. Через небогатый, в общем-то, на памятники Вельск проходит куча поездов на Воркуту-Сыктывкар и обратно, плюс еще М-8 на Архангельск тоже через город петляет. Но только лишь котласский №319/320 идет по тихой ветке через Усть-Шомошу и Подюгу, остальные срезают перегон до Волосово по прямой. Так уж случилось, что за почти 25 лет ездотьбы через Вельск я ни разу не оказывался тут в котласском поезде. Теперь же есть возможность посмотреть, пусть через стекло, еще несколько колоритных поважских поселков и пейзажей.

13:15 - 16:03. Вельск - Коноша I. Через Усть-Шомошу. В Вельске внушительный Петропавловский собор, перестроенный в культурный центр, фрагментарная историческая застройка возле него, парк над поймой Ваги, деревянная кладбищенская Успенская церковь, всё. Тем не менее, назад на вокзал успеваю лишь с помощью такси. В Коноше гуляю, обедаю, смотрю парковые фигуры динозавров на фоне церкви, перестроенной из сберкассы, стираюсь ага в полоскальне (жарко, всё липнет), купаюсь возле, возвращаюсь на вокзал по длиннющей деревянной мостовой через типа лес.

19:20. 374-й Вологда - Мурманск до Малошуйки. Котласские вагоны от 319-го у нас в хвосте. В Обозерской подходит сборный 671-й из Архангельска, отцепляет Няндому, Мурманск со спящим schnapstrinken'ом цепляют к нам, 4.08 в 2:15 движемся дальше.

4.08 6:03. Малошуйка. Встреча со schnapstrinken'ом, идем бодро в Абрамовскую. По дороге купаемся в Малошуйке, завтракаем. Скачем вокруг абрамовского тройника, радуемся как дети. и раз и два и три и четыре и так и сяк и вот так. Утро прозрачнейшее, солнце где надо, тройник цел. Встречаем двух немолодых туристов из Зеленограда - Юриных земляков. С нашего поезда, идут в Кушереку, не первый год на Севере. Обмениваемся опытом, явками, идеями. На обратном пути купаемся в том же месте, спим на травке, комаров сдувает. Обедаем на станции. Общаемся с местными.

15:11 - 15:27. 373-й Мурманск - Вологда. У Юры электронный билет куплен еще в Москве, а я как идиот плачу в кассе за 15-километровый перегон Малошуйка - Нименга в общий вагон 200 с чем-то рублей (а надо было дать тридцатку проводнику, он очень убивался в билет глядючи). Едем с пользой - местный парень, которому мы помогли погрузить компьютеры (везет в ремонт, такой нехитрый поселковый бизнес) проявляет интерес, переходящий в деятельное участие. Дело в том, что утром 5-го Юру уже ждут на Соловках, и на все про все (добежать до церкви 8 км, перейти реку, отснять церковь и стоящую отдельно восхитительно падающую колокольню, перейти обратно и добежать назад к малошуйской собаке у Юры три часа. Максимум три с половиной, тогда с еще одной пересадкой, а это лишняя суета и стресс. Логистика до Соловков с участка Грибаниха - Нименга проста и сложна одновременно: нужно добраться до Малошуйки не позже 20:20 (для чего есть, помимо утреннего 374-го - вечерний бывший дизель, а ныне обычный поезд в два общих вагона из Онеги; и следом за ним еще один рабочий Емца - Малошуйка; при этом онежская собака отстаивается полтора часа в тупике, и стартует в 20:35 дальше в Маленьгу, куда и прибывает в 22:14); в 23:00 отходит элка Маленьга - Кемь (внимание! в этом году только по пн, ср, пт!!), в 4:30 или около того она в Кеми, с 6:00 начинают ходить автобусы до Рабочеостровска, а в 8:00 отходит катер на Острова. Регтайм, регтайм ктпшный аутентик, кошечно-мышечные инфракции головы детектед. (Для интересующихся расписаниями - фото 1, фото 2). Однако, вернемся к парню с компьютерами (зовут Виктор, явки имеются). Мобильная связь работает, и в Нименге (станция и поселок при ней, в отличие от деревни с легендарным памятником-двойкой, пишутся именно так - без мягкого знака) нас уже встречает тачила, разбитая 24-я Волга без номеров. Как они, легковухи, сюда в топологически обособленную дорожную сеть попадают - тема отдельного доклада, записывайтесь. А я пока расскажу, о чем мы с Юрой говорили по дороге от Малошуйки к Абрамовской и обратно, а это ж два часа минимум. Только уже в следующей серии, ок?

Upd.: картинка для привлечения внимания наглядности: тройник в Абрамовской


(кликабельно)

деtки, otметки, Онега-регтайм-2010, Ляга, дыбр

Previous post Next post
Up