May 27, 2009 09:08
Проблема этногенеза убыхов - одна из самых сложных в исторической науке. Ее решение требует комплексного изучения и анализа материалов по археологии, антропологии, лингвистике, этнографии и других смежных с ними наук. Историческая наука на сегодня располагает фундаментальными исследованиями по абазинам, абхазам и адыгам. О близкородственном им убыхском народе этого сказать нельзя. Причины разные. Среди них, первое - скудость материалов по ним в целом, и по их этнической истории, в частности, второе - сам народ, как самостоятельный этнос уже не существует и, третье - до настоящего времени, за исключением нескольких научных статей по языку и некоторым аспектам их истории, нет обобщающего монографического исследования.
В настоящей работе не ставится цель решить эту многосложную проблему. Наша задача - изложить свое видение основных моментов происхождения убыхов в рамках общей концепции этногенеза абазин, абхазов и адыгов. В отечественной исторической науке относительно вопросов происхождения и в целом ранней этнической истории народов абхазо-адыгской языковой подсемьи на Западном Кавказе, в том числе, в Прикубанье, существуют разные позиции, которые условно можно разделить на три группы: автохтонная, миграционная и автохтонно-миграционная теории. На сегодня признанной считается последняя. Тем не менее, не останавливаясь подробно на известных теоретических проблемах, отметим, что в научных кругах в основном противостоят две точки зрения, объясняющие вопросы происхождения и формирования абазин, абхазов, адыгов и убыхов. Согласно одной из них, колыбель абазин, абхазов, адыгов и убыхов локализуется на Северном Кавказе, в Прикубанье - Прикубанская экологическая ниша (Г.Л. Меликишвили, М.Д. Лордкипанидзе и др.). Отсюда часть этих западнокавказских народов до I тыс. до н.э. переместилась на Черноморское побережье Западного Кавказа, заполнив три экологические ниши: до Гагрского хребта - зихи, позднее убыхи; далее до хребта Аж-Амгва - абасги; и юж-нее последнего хребта - апсилы и мисимиане . В оправдание своих претензий не только на Абхазию, но даже и на земли вплоть до устья Кубани некоторые грузинские ученые во главе с литературоведом П.Ингороква в недавнем прошлом исповедовали и другую псевдотеорию, по которой предки современных абхазов заняли нынешнюю территорию расселения лишь в XVII в. н.э.3 Все сторонники указанных гипотез, не имея реальных доказательств, свои доводы базируют на факте проникновения майкопской и дольменной культур в Ш-И тысячелетиях до н.э. на территорию Западной Грузии с севера на юг до р. Кодор, носители которых (абазины, абхазы и убыхи) якобы потеснили пракартвельские племена. Вместе с тем, как известно из многих исследований археологов, антропологов и лингвистов, на Западном и Северо-Западном Кавказе всегда преобладали южные культурные потоки (из Малой Азии по Черноморскому побережью до северного Причерноморья). Поэтому гипотеза о миграции предков абазин, абхазов и убыхов с севера на юг не имеет каких-либо серьезных обоснований.
Другая точка зрения о малоазийско-колхидском происхождении и раннем этногенезе абазин, абхазов, адыгов и убыхов в науке признана наиболее достоверной. По этой версии, в аборигенное кавказское население восточного побережья Черного моря проникли малоазийские земледельческие кашко-абешлайские племена - предки абазин, абхазов, адыгов и убыхов. Сторонники этой точки зрения расходятся лишь во времени, когда произошло это событие. Одни считают, что их миграция происходила в III тыс. до н.э., другие относят данный факт к концу II - началу I тыс. до н.э. (О.М Джапаридзе, Г.А. Меликишвили, В.Г. Ардзинба и др.), когда из Колхиды началось интенсивное культурное влияние на Черноморское побережье Кавказа. Это культурное явление своего апогея достигло к IX-VII вв. до н.э. ("Колхидско-Кобанская металлургическая провинция"). При этом часть предков абхазо-абазин оставалась в Колхидской экологической нише, другая расселилась до Гагрского хребта.
Возможно, ряд диалектных языков проникли на Западный Кавказ и в Прикубанье через так называемый Черноморский путь. Предки абазин, абхазов, адыгов и убыхов в это время принесли сюда не только малоазийскую земледельческую культуру, характерные типы предметов и орудий труда, глиняную посуду, собственную металлургию, но и дольменную культуру. Аборигенность и широкое распространение здесь кашко-абешлайских племен признается и лингвистами, которые считают, что в эпоху энеолита и до конца III тыс. до н.э. в этих местах отмечается присутствие диалектов абхазо-адыгского типа. На это указывает наличие абхазо-адыгских корней в топонимике северо-востока Малой Азии, прилегающей к Черному морю, Западной Грузии и Черноморского побережья Кавказа, в древнейших картвельских географических названиях и этнических терминах.
Малоазийские племена кашко-абешлов и пёхов (ср. пахува//хапхи древних источников) - предки абазин, абхазов, адыгов и убыхов в начале IV тыс. до н.э. антропологически и лингвистически еще представляли собой единый народ. В последующем, с перемещением и территориальной разобщенностью этнических групп, в условиях замкнутой экологической ниши (благодаря консервирующей роли горного ландшафта) начинается процесс дробления прана-рода и праязыка народов абхазо-адыгской языковой подсемьи, со временем появляются диалекты, самостоятельное и длительное развитие которых приводит к появлению совершенно разных языков.
В оценке времени дивергенции (распада) праязыка абхазо-убыхо-адыгов мнения ученых несколько расходятся. Одни считают, что это произошло в начале или в первой половине II тыс. до н.э., другие на рубеже III - IV тыс. до н.э., третьи - в III тыс. до н.э. При этом авторы не приводят достаточно аргументированных фактов в пользу своих гипотез. При выяснении вопроса о сроках (начале и окончании) дивергенции языка-основы близкородственных народов абхазо-адыгской языковой подсемьи необходимо учесть не только данные лингвистики, но и других наук: антропологии, археологии, этнографии. В современной лингвистической науке признанной считается гипотеза Н.С Трубецкого, С.А. Старостина и др., по которым нахско-дагестанские и западно-кавказские языки родственны и образуют северокавказскую семью. В V тыс. до н.э. северокавказская семья языков еще была единой, но ее распад произошел в IV тыс. до н.э.
Одним из основных факторов, способствовавших этому, является перемещение в этот период носителей ныне нахско-дагестанских и западнокавказских языков в разные экологические ниши. В это же время, по данным антропологов, понтийский антропологический тип, как уже отмечалось, принадлежащий кашко-абешлайским племенам, предкам абазин, абхазов, адыгов и убыхов, распространяется по северо-восточному сектору Малой Азии и вдоль восточного побережья Черного моря. Мы полагаем, что с этим продвижением напрямую связано начало дивергенции их языка-основы. Процесс распада, на наш взгляд, завершился не позднее середины III тыс. до н.э. Докозательств этому немало.
С началом развития бронзовой металлургии (III тыс. до н.э.) в языке предков западнокавказских народов уже обнаруживаются заметные расхождения. У абазин, абхазов и убыхов, например, к тому времени термин "бронза" или "бронзодел" совершенно идентичен (соответственно - "а-куалх", "а-куалх" и "кулх"). У адыгов "бронза" называется "домбеякъ". Аналогично с названием железа. Таких фактов множество. Ярким доказательством завершения процесса распада праязыка западно-кавказских народов на три ветви до II тыс. до н.э. является существование этнонимов "каски" (XVII в. до н.э.), "пахува" // "пёхи" (XIV в. до н.э.) и "абешла" (XII в. до н.э.). Древние хеттские источники сообщают, что в кашкайском союзе насчитывалось от 9 до 12 близкородственных племен. Они длительное время, на протяжении столетий, вели ожесточенную борьбу с племенами индоевропейцев (хеттов-неситов), которые на рубеже III - II тыс. до н.э. вторглись в их страну - Хаттусу.
Продолжение следует