В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
В субботу по «Культуре» был фильм Максимилианна Шелла «Марлен». Фильм вышел в 1984 году. Его задумала сама Дитрих. Ей были нужны деньги, и она хотела сделать фильм для телевидения. Два года она продумывала, что будет на экране, подбирала видеоматериал. По ее задумке, должны были показать то, что она отобрала и задать те вопросы, на которые она заранее придумала ответы. Она ни в коем случае не должна была появляться на экране старухой - только фильмы, записи с концертов и фотографии. Свою парижскую квартиру, где она жила практически в заточении, никуда не выходя и никого не принимая, она тоже не разрешала снять. Ей было 82 года.
Такое поведение было для нее естественно. Она была очень властная женщина и всю жизнь сама творила свою легенду. Ее легенда превзошла ее роли в кино. Сегодня мало кто видел ее фильмы, слышал ее песни, но о ней знают. Она не допускала случайных фотографий и случайных интервью. Все должно было быть выверено и отрепетировано тысячу раз. Она написала о себе книгу, где дает свой образ не только, как женщины исключительно воспитанной, добрых старых твердых правил, профессиональной актрисы, хорошей матери, но и человека с широкими взглядами и большим сердцем. Увы, эта ее легенда оказалась напрочь разбитой книгой ее дочери Марии Рива «Моя мать - Марлен Дитрих», где она показала маму без прикрас, хотя и слишком предвзято. Мы узнали Дитрих-жадину, Дитрих-сплетницу и завистницу, Дитрих-ханжу, Дитрих-бессердечную женщину и Дитрих- ужасную мать. Мы узнали, что у нее была такая некрасивая грудь, что она никогда не показывалась любовникам голой, а имела специальный наряд, чтобы выскользнуть из него за долю секунды до того, как она погасит свет. Ее любовники, имя которым было Легион, должны были уходить перед завтраком, а потом возвращаться к завтраку, как посторонние люди. Дитрих считала, что оставлять любовника с ночи на завтрак неприлично для замужней женщины. При этом они с мужем давно не жили вместе. Его настоящей женой стала русская няня их дочери Тамара. Тамара постоянно беременела, а они заставляли ее делать аборт, потому что пресса не должна была задавать лишних вопросов. В конце концов Тамара сошла с ума. Мария не смогла простить матери, что та мало ей занималась, что ласкала ее только под камеру и долго преуменьшала ее возраст, чтобы выглядеть помоложе, что она оставила ее нарочно с подругой-лесбиянкой, которая ее изнасиловала. (Но это, я уж думаю, Мария наговаривает. Почему нарочно? Просто не подумала). Она раскрыла все материны болячки, все ее женские тайны. Но все равно образ Дитрих вне зависимости от желания дочери получился очень ярким и притягательным. Видно, что она - незаурядная женщина. Самое главное - она абсолютно свободная и независимая, и она - не мещанка. Она была добра к людям и щедра. История с мужем и Тамарой, действительно, нехорошая, но я думаю, что тут было и их желание. Ведь они всю жизнь жили за ее счет.
Другой удар по столь лелеемому Дитрих образу загадочной женщины нанес этот самый документальный фильм «Марлен». В качестве режиссера она выбрала Максимилианна Шелла, которого она знала по фильму «Нюрнбергский процесс». Дитрих не учла, что Шелл не станет плясать под ее дудку. Он хотел сделать хороший фильм, и он его сделал. Шелл записывал не только то, что хотела звезда, но и все их разговоры, всю ругань, все. что она говорила за чаем. У него было три дня. Получился фильм-дуэль. В их диалогах, спорах, ее язвительных ответах она выглядит буйной, высокомерной и эксцентричной, иногда даже настоящей фурией. Но в этой женщине всегда было много искренности, Может быть, потому она так и стремилась все контролировать. Как обидно ей было за то, что берлинцы не простили ей того, что она уехала в США! И как мало она ценила свои фильмы, какими глупыми они ей казались.
В ходе редактирования и монтажа Шелл обнаружил, что эпизоды из её великих кинотриумфов, фрагменты телевизионных выступлений, редкие сцены и фотографии могут сформировать визуальный коллаж вокруг легенды, на фоне которого попытки этой легенды сопротивляться просвечиванию будут выглядеть весьма драматично и захватывающе. Шелл признал, что «отсутствие Марлен в объективе камеры является несомненным достоинством фильма. Она заставила ощущать своё присутствие гораздо сильнее, будучи невидимой».
Дитрих сделал звездой режиссер Джозеф фон Штернберг. Она пришла пробоваться на роль Лолы для фильма «Голубой ангел», и он влюбился сразу и навеки. Тогда она была совсем не стильная, вульгарная, полненькая. Что его привлекло? Наверное, эта невероятная жажда жизни. Это потом она у него играла изысканный порок, женщину с манерами и с холодным сердцем, которая может погубить мужчину. Она похудела (всю жизнь любила поесть, но знала способы, как сбросить вес), ее снимали с определенной точки, чтобы выгоднее подчеркнуть черты лица и скрыть чересчур широкий нос, большой лоб. Фильмы на сегодняшний день смотрятся дико, но каждый кадр с ней - прекрасен. Он снимал ее, пока не кончилась эра черно-белого кино. Снимать в цвете он не хотел. Она уехала из Германии в Голливуд не только потому, что не любила фашизм, но и потому, что он был еврей и его могли убить, а она понимала, что больше ее так никто не снимет.
Дитрих прожила почти 100 лет. Ее легенда - это те кадры, которые сделал влюбленный мужчина-режиссер, это книга дочери и это фильм Шелла. Во всех них видна яркая, неординарная личность. Теперь таких не делают.
Несколько снимков, хотя хочется поместить все, когда знаешь, сколько сил вложено в каждый из них, как продуман костюм и поза, то восхищаешься фантазией и разнообразием Марлен.
«Голубой ангел»:
«Обесчещенная»
«Марокко»